Проблемы становления и развития предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Россия в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона, в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи.

Содержание

Введение
Сущность предпринимательства
Проблемы малого предпринимательства
Проблемы предпринимательства
Место предпринимательства в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.25 Кб (Скачать)

       

         Проблемы предпринимательства 

     Для предпринимательства характерна высокая  зависимость от внешней среды: в  процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Эти факторы можно разделить  на три группы: общие (общеэкономического характера), территориальные и частные (преимущественно организационного характера).

     Что же конкретно мешает предпринимательству  нормально развиваться? Проблемы предпринимательства  можно разделить на следующие  группы:

  1. Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.
  2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.
  3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.
  4. Кредитная необеспеченность.

     Сами  представители предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим  образом:

  1. Недостатки налоговой системы
  2. Отсутствие оборотных средств
  3. Низкий платежеспособный спрос населения
  4. Высокая арендная плата
  5. Экономическая политика государства
  6. Недоступность кредитов
  7. Дороговизна сырьевых ресурсов
  8. Слабое развитие внутреннего рынка
  9. Высокие тарифы на перевозки.
  10. Отсутствие производственных площадей

     Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание  интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную  нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать  развитие бизнеса и создавать  благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.

     Рассмотрим  подробнее основные проблемы предпринимательства.

     1. Недостаток финансовых  ресурсов

     Весьма  значимой для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как  собственных, так и заемных, для  расширения деятельности. По оценкам  экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в  кредитах для малого бизнеса сегодня  удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему  предпринимателю.

     Основная  часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами прежде всего из-за отсутствия у малых  предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых  предприятий, и накладные расходы  банков, которые почти одинаковы  как для небольших ссуд, так  и для крупных.

     Вместе  с тем, говоря об общих тенденциях развития сектора кредитования малого и среднего бизнеса, можно отметить, что банки, накапливая опыт работы в этой сфере, оценивая уровень рисков, связанных с предоставлением кредита данному сегменту рынка, идут по пути упрощения процедур кредитования, смягчения условий, включая процентные ставки, сроки погашения кредитов, комиссии.

     В Москве начала формироваться целостная  комплексная система финансирования малого бизнеса, включающая в себя Фонд содействия кредитованию малого бизнеса  г. Москвы и Московский венчурный  фонд.

     2. Административные  барьеры

     Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование  деловой активности - так называемые административные барьеры. Следуют  отметить значительное число проверок предприятий со стороны органов  контроля и надзора, а также продолжительные  по времени процедуры получения  необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях.

     Экспертные  исследования и практический опыт свидетельствуют  о наличии прямой зависимости  между состоянием бизнес-среды и  созданием новых рабочих мест. Чем меньше в стране препятствий  в процедуре создания компаний, получении  лицензий, привлечении кредитов, регистрации  прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние рынки, тем более комфортно чувствует  себя бизнес, тем больше эффективных  рабочих мест он создаёт. В устранении административных барьеров в этих и  других областях кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства  и создания новых рабочих мест.

     3. Уровень налогообложения,  сложность налоговой  и бухгалтерской  отчётности

     Одной из значимых проблем бизнеса предприниматели  по-прежнему отмечают уровень налогообложения. Много нареканий вызывает и существующая громоздкая система заполнения налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности.

     При этом необходимо отметить, что с  введением упрощённой системы налогообложения  и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый  бизнес значительно сократилась. Так, большинство индивидуальных предпринимателей перешло на указанные специальные  режимы налогообложения. Вместе с тем, упрощённая система налогообложения  имеет свои недостатки и ограничения. Однако в ближайшее время налоговые  послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного  порога доходов, позволяющего применять  упрощенную систему налогообложения, не предусматриваются.

     4. Доступ к выполнению  государственных  заказов

     Специфика государственных потребностей предполагает наличие нужд, которые могут быть удовлетворены лишь малыми предприятиями, так как для крупных компаний такие заказы часто не представляют значимого интереса. Для малого бизнеса  работа по государственному заказу может  оказаться наиболее приемлемым способом загрузки своих мощностей и поиска клиентов. Стоит отметить и открытость информации о государственных нуждах, которая теперь в соответствии с  Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд", который  вступил в силу с 1 января 2006 года, полностью стала доступна представителям малого бизнеса.

     Размещение  заказов у субъектов малого предпринимательства  в размере пятнадцати процентов  от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с перечнем, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 642 "О  перечне товаров, работ, услуг для  государственных и муниципальных  нужд, размещение заказов на которые  осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)". Предельные цены (цены лотов) для предусмотренных указанным перечнем товаров установлены в размере 3 млн. рублей, работ - в размере 3 млн. рублей, услуг - в размере 2 млн. рублей.

     5. Проблема нежилых  помещений для  предприятий

     Наиболее  актуальной для бизнеса является проблема доступа к недвижимому  имуществу. Существует значительный дефицит  приспособленных для осуществления  предпринимательской деятельности нежилых помещений.

     Именно  этот фактор во многом сдерживает развитие инновационного и производственного  предпринимательства. Нехватку нежилых  помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть  собственное дело, так и успешно  функционирующие предприятия, нуждающиеся  в помещениях для расширения своей  деятельности.

     6. Проблема продвижения  товаров и услуг  на рынке

     Многие  предприниматели обладают ограниченными  возможностями в организации  сбыта продукции, в организации  рекламы и продвижении продукта на рынке, испытывают трудности в  поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами предпринимательства еще  не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных  с ними финансовых потерь.

     Предприятия, как правило, не имеют средств  для рекламирования своих товаров  и услуг. Выставочно-ярмарочные мероприятия  зачастую становятся для малого бизнеса  единственной доступной площадкой, которую можно использовать для  продвижения своей продукции  и расширения её сбыта. Таким образом, бизнес является самым массовым и  одним из самых заинтересованным участником выставочно-ярмарочных мероприятий.

     7. Потребность в  деловой информации

     Предприятия нуждаются в своевременном получении  полной и достоверной деловой  информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений.

     Постоянно расширяется система информационного  обеспечения предпринимательства  Москвы в сети Интернет: благодаря  существующим Интернет-порталам деловой  информации малые предприятия могут  получать интересующие их сведения практически  по любому вопросу, находить партнеров  в производственной сфере, а также  повышать собственную квалификацию благодаря системе дистанционного обучения и дистанционного консалтинга.

     8. Низкая квалификация  персонала

     Предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных  специалистов. В условиях конкуренции  лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут  предложить более высокий уровень  оплаты труда и социальный пакет. Предприятия функционируют в  постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно  отслеживать изменения в своей  сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого  ему необходимо повышать свою квалификацию, а также квалификацию своих специалистов.

     Оценивая  причины закрытия предприятий, около  половины опрошенных предпринимателей считают, что дело не только в факторах внешней среды, но и в низкой квалификации и собственных ошибках предпринимателей.

     Поэтому для предприятий является актуальной проблема повышение квалификации существующего  персонала и получение им необходимых  деловых и специальных знаний. Эти задачи решаются как в рамках реализации Городской программы  подготовки кадров для рыночной экономики, исполнителем которой выступает  Московский фонд подготовки кадров и  содействия развитию инновационной  деятельности, так и путём проведения семинаров, круглых столов, тренингов, дистанционного обучения, оказания консультаций. 

     Место предпринимательства  в современном  обществе 

     Предпринимательство определяется как инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. К отличительным чертам предпринимательской  деятельности относится то, что она  осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность  предпринимателя.

     Свобода предпринимательства наравне с  частной собственностью рассматривается  как основа рыночной экономики, а  предприниматель - как главная фигура рынка.

     Чтобы оценить исключительное значение предпринимательства  для современного общества, полезно  обратиться к принципиальным различиям  двух противоположных способов ведения  хозяйства - рыночного и административно-командного, называемого в зарубежной литературе «принудительно направляемым» или  «государственно-принудительным».

     В рыночном хозяйстве функции государства  и предпринимательской деятельности разграничены. В сфере государственного регулирования находятся общие  условия воспроизводства, экономическая  среда деятельности предприятий, но ни как не сама эта деятельность. Главная задача государства - всемерное  стимулирование активности в сфере  производства, создания благоприятных  условий для предпринимательства, а также поддержание занятости  населения, социальная опека наиболее уязвимых слоев общества, т.е. обеспечить своим гражданам достойный стандарт жизни. Все это государство может  делать лишь за счет поступления в  казну налогов, основное бремя которых  лежит на предпринимателях. А предприниматель, в свою очередь, делает все возможное  для получения максимальной прибыли.

Информация о работе Проблемы становления и развития предпринимательства в России