Проблемы становления и развития предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Россия в конце ХХ века совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка по большей части основанного на малом и среднем бизнесе. Известный закон о кооперации, при всем его несовершенстве, оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона, в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи.

Содержание

Введение
Сущность предпринимательства
Проблемы малого предпринимательства
Проблемы предпринимательства
Место предпринимательства в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.25 Кб (Скачать)

     Одним из перспективных направлений поддержки  малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и  крупного бизнеса. Существует точка  зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

     В частности, крупные предприятия, которые  активно работают с малыми предприятиями  на производственно-кооперационной и  инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые  льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий. В связи с поддержке свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.

     В качестве основного фактора, препятствующего  нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги. Необходимо разработать систему налогообложения  так, чтобы она стимулировала  предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным малым предприятиям создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.

     Созданию  равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги. Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

     В России действует принудительное ценообразование: налоги, стоимость коммунальных услуг, арендная плата, колебания курса  валют приблизительно на 40% определяют стоимость товаров и услуг, цены конкурентов, оптовые цены поставщиков  и колебания спроса - на 46,5%.

     Опрос представителей малого предпринимательства  выявил влияние различных факторов на уровень ценовой реализации товаров  и услуг (в % к числу респондентов)4:

  • затраты на производство и реализацию - 15,3
  • цены конкурентов - 16,5
  • спрос со стороны покупателей - 15,4
  • коммунальные тарифы - 5,2
  • арендная плата - 8,1
  • оптовые цены поставщиков - 14,6
  • налоги - 10,2
  • изменение курса валют - 14,7

     Следовательно, в экономике существуют огромные ценовые накрутки из-за внешних факторов, хотя при этом, прибыль предприятия  может быть равной нулю. Это снижает  платежеспособный покупательный спрос  населения. Для решения этой проблемы нужно стараться снизить влияние  экзогенных факторов, например, снизить  опять же налоги.

     В направлении совершенствования  налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело - введение единого налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это - более половины оборотных средств. Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять производство?

     Представляется  принципиально важным установить в  качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается  дифференциация налогов с целью  ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.

     Особое  внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий  малого бизнеса, а именно высокая  степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным  для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении. Интересы малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимых залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий. Поэтому взаимодействие отсутствует. Это хорошо иллюстрирует данная таблица. 

Малые предприятия, пользовавшиеся в 1999 г. теми или иными кредитными источниками (в % к числу респондентов)
Источник  кредитования Направление использования кредитов
Финансовые  капиталовложения Кредитование  оборотных средств
Сбербанк 6,6 5,0
Другие  коммерческие банки 7,5 8,8
Крупные фирмы-партнеры 9,9 10,2
Малые фирмы-партнеры 10,6 10,2
Физические  лица 27,0 24,9

      

     Проблема  также заключается в непонимании  и неправильном использовании малым  бизнесом кредитов: успешные предприятия  не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение  из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости. Кредитные союзы - это  сегодня, по сути, единственный финансовый институт, решающий проблему доступа  к кредиту для большинства  малых предприятий. В условиях, когда  доверие россиян к отечественной  банковской системе в целом и  отдельным кредитным организациям подорвано, создание и поддержка  этих альтернативных систем сбережения и накопления чрезвычайно важно  и актуально. Тем более что  уже более 50 лет в ряде развитых стран мира подобные структуры функционируют  весьма успешно. Основная цель взаимного  страхования заключается в перераспределении  рисков. Это особенно актуально для  вновь созданных объектов малого предпринимательства. По данным Института  стратегического анализа и развития предпринимательства по Москве, около 75 % из общего числа охваченных обследованием  малых предприятий вообще никогда  не пользовались услугами страховых  компаний. Основная причина кроется  в том, что крупные страховые  компании просто не рискуют их страховать. Таким образом, отсутствие развитой системы гарантий (поручительств) и  негибкость самой системы страхования  для субъектов малых предприятий, особенно в производственной сфере, вызывает необходимость активной государственной поддержки страхования малого сектора экономики, включающую следующий комплекс мер: создание благоприятной правовой среды, частичное обеспечение страхования малых предприятий государственными гарантиями, создание и развитие обществ взаимного страхования с тем, чтобы, с одной стороны, восполнить вакуум в страховых услугах для малых предприятий, с другой - активнее задействовать интересы и капиталы самих малых предприятий.

     Возрождение российского опыта по развитию взаимного  страхования сегодня может стать  первым шагом, направленным на расширение спектра страховых услуг для  малых предприятий, который позволит минимизировать возможные финансовые потери, что повлечет за собой рост их деловой активности; расширить  доступ к страхованию имущества  и иных имущественных интересов (ответственности за причинение вреда, ответственности по договорам, предпринимательского риска); облегчить получение кредитных  ресурсов на осуществление инвестиционных проектов за счет страхования рисков по этим проектам обществами взаимного  страхования, участниками которых  они являются; уменьшить число  банкротств. Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность.

     Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообразно создать банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах. База данных также может помогать различным фирмам контактировать друг с другом, находить поставщиков и потребителей, получать информацию о рынке. Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного. Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных стимулов следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии.

     В соответствии со своими задачами технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценку рисковости этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ и передаче их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности. Создание технопарков требует участия не одного, а нескольких регионов в рамках межрегиональных экономических ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом плане не предпринимается, дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызывает сомнений, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических ассоциаций.

     В России фондовый рынок не достаточно развит, поэтому наши венчурные фирмы  предпочитают продавать часть компании кредитору5. Малой фирме часто просто невозможно найти отечественного кредитора, т.к. высокая экономическая нестабильность в стране совсем отбивает у них охоту идти на большой риск, связанный с венчурным инвестированием. Чаще всего кредиторами выступают иностранные фирмы, но и с ними тоже проблема: по сравнению в ситуацией на Западе сроки инвестиций у нас намного длиннее, что, конечно, невыгодно. Российские ученые имеют много перспективных идей, но часто при этом не имеют коммерческих навыков, нам не хватает умения воплотить технологию в продукт, особенно продукт, пользующийся спросом. Перспективные идеи востребованы на Западе, но выход на иностранный рынок требует слишком много затрат, поэтому выход для предпринимателей состоит в том, чтобы развивать свое венчурное предприятие здесь, а ориентировать его в перспективе на иностранные рынки. Самыми перспективными направлениями венчура сейчас являются: медицина, энергетика, информационные технологии. При разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития.

     Первая  группа должна включать наукоемкие отрасли  с диверсифицированным производством, требующим высококвалифицированную  рабочую силу, вторая - те отрасли, в  которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность), третья - те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Т.к. у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным.

Информация о работе Проблемы становления и развития предпринимательства в России