Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:44, реферат
В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень медленно.
Введение 3 стр.
1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономике 4 стр.
1.1 Понятие, функции, критерии малого бизнеса 4 стр.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 7 стр.
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в
современной России 10 стр.
2.1 Развитие и становление малого бизнеса 10 стр.
2.2 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития
малого бизнеса в России 12 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы.
Высокие налоги, всевозрастающая плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения
числа малых предприятий –
низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий
вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность
получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес – глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение зарубежного
опыта, непременным условием успеха
в развитии малого бизнеса является
положение о том, что малые
предприятия и малое
Весьма остра проблема формирования
финансовой базы становления и развития
малого бизнеса. Для этого ему
должны быть предоставлены определенные
льготы. Это могут быть льготы по
налогообложению. Но проводимая в нашей
стране налоговая политика не только
неэффективна, но экономически опасна.
Она идет вразрез с установленной
в мире практикой и современными
мировыми тенденциями развития экономики.
Неоправданно высокое налогообложение
«убивает» в России малое предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы нередко
оставляют предприятию лишь 15 25%
полученной прибыли). Общее направление
совершенствования налоговой
К числу факторов, препятствующих динамичному и эффективному развитию малого бизнеса в России, эксперты и исследователи в этой области относят:
· отсутствие цивилизованной конкурентной среды;
· несоответствие нормативно-правового обеспечения реальным условиям развития малого бизнеса;
· высокий уровень административных барьеров и коррупции;
· затрудненный доступ предпринимателей к финансовым, имущественным и информационным ресурсам;
· несовершенство системы налогообложения;
· низкое качество информационно-аналитического обеспечения органов поддержки малого бизнеса;
· низкая компетентность представителей органов поддержки малого бизнеса в вопросах предпринимательства;
· отсутствие системы юридической защиты малого бизнеса и т.д.
Для решения этих проблем необходима
активная и эффективная государственная
политика по поддержке малого бизнеса
на всех уровнях власти. В настоящее
время такая политика в России
только разрабатывается, определяются
ее цели, направления, механизмы реализации.
Сделаны лишь первые, не всегда верные
и последовательные шаги на пути формирования
комплексной политики поддержки
и развития малых предприятий
и создания механизмов ее реализации.
Многие меры государственного регулирования
деятельности малого бизнеса носят
противоречивый характер. Опыт большинства
зарубежных стран, однако, показывает,
что это важное самостоятельное
системное направление
Реализация государственной
К настоящему времени сделаны только
самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении
Комплекс первоочередных мер по развитию малого бизнеса в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
– нормативно-правовое;
– финансово-кредитное;
– информационно-техническое;
– организационное;
– кадровое и консультационное обеспечение;
– внешнеэкономическая
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть
формирование эффективных институтов
рыночной инфраструктуры, товарного
рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного
и венчурного предпринимательства,
информационной, консультационной и
аудиторской деятельности, а также
создание комплексной государственно-
Для реализации данных программ должны
быть привлечены не столько средства
государственного бюджета, сколько
возможности частного – отечественного,
а при необходимости и
Для экономики стран деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Итак, становление малого бизнеса в России началось со второй половины 1980-х гг. За это время малый бизнес в своем развитии прошел несколько этапов. Однако и на сегодняшний день в развитии малого бизнеса России имеется множество проблем. Решение этих проблем может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.
Российский малый бизнес активно
участвует в разрешении комплекса
экономических и социальных проблем
в регионах. Его деятельность способствует
активизации структурной
Малый бизнес является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и иные различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Многие характерные особенности малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо принять комплекс мер для динамичного и эффективного развития малого бизнеса.
4. Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса (по результатам опросов руководителей малых предприятий) Экономист. 2009. №7. С. 28-42.
7. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М., 2007.
9. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М., 2007.
10. Морозко Н.И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений Экономика и управление. 2008. №2. С. 169-173.
11. Образцова О., Чепуренко А. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом соотношении // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 91-107.
12. Павлов К.В., Андреева И.Г. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства // Экономика и управление. 2007. №5. С. 25-28.