Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:44, реферат
В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень медленно.
Введение 3 стр.
1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономике 4 стр.
1.1 Понятие, функции, критерии малого бизнеса 4 стр.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 7 стр.
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в
современной России 10 стр.
2.1 Развитие и становление малого бизнеса 10 стр.
2.2 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития
малого бизнеса в России 12 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы.
• доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
• доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
• доля малого бизнеса в экспорте продукции;
доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
• доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
• доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы
приходится 54% всех занятых, 45% всех активов,
35% чистого дохода; в странах ЕС
на малых предприятиях трудится свыше
70% работающего населения; в Японии
на хозяйственные единицы с числом
занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий)
приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно
чистой продукции в обрабатывающих
отраслях промышленности. Доля малых
предприятий в ВВП США
Необходимо отметить, что в бывшем
СССР не уделялось должного внимания
развитию малого бизнеса, а приоритет
отдавался крупным и средним
предприятиям, что привело в конечном
итоге к монополизации
Малый бизнес в Российской Федерации
стал развиваться с 1998 г., но особенно
интенсивно - с 1990 г. На начало 2004 г. уже
насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий.
Число малых предприятий в
России на начало 2007 года превысило
один миллион, увеличившись за год на
пять с половиной процентов. В 2008
г. число малых предприятий на
конец года составлял 1347,7 тыс. [16]. На
фоне резкого изменения условий
функционирования российской экономики
под влиянием мирового финансового
кризиса и его распространения
на реальный сектор экономики с IV квартала
2008 г. фиксируется постепенное
Развитие малого бизнеса в России
имеет большое
• мелкий бизнес позволяет заполнить
все российские рынки и наиболее
полно удовлетворять
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
• развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
• мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого бизнеса
появляется средний класс и класс
мелких собственников, заинтересованный
в стабилизации экономики и наведении
элементарного порядка в
• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
• в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
• более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;
• улучшение качества обслуживания;
• более высокая
• формирование среднего класса в
обществе как основы для развития
экономики и повышения
• формирование многочисленного класса
мелких собственников, которые в
наибольшей степени заинтересованы
в обеспечении порядка и
• снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.
Подводя итог вышеизложенному, следует
сказать, что под малым бизнесом
(малым предпринимательством) признается
деятельность, осуществляемая определенными
субъектами рыночной экономики, имеющими
установленные законом
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1. Развитие и становление малого бизнеса
Становление малого бизнеса России началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.
За это время малый бизнес в своем развитии прошел несколько этапов.
На первом этапе (1985-1992 гг.) он развивался
в основном в виде кооперативов,
главной сферой деятельности которых
были мелкооптовая и розничная торговля
и услуги. Кроме того, возникало
большое число кооперативов при
крупных государственных
Второй этап (1992-1994 гг.) характеризуется количественным ростом малых частных предпринимателей, являющихся полными собственниками своего дела, на основе малой приватизации сферы торговли и услуг. Появился и новый вид деятельности – «челночный бизнес», получивший широкое распространение по всей стране.
Современный, третий этап развития малого бизнеса начался с 1995 г. В этот период ввиду отсутствия институциональной сферы эффективного развития происходило снижение темпов увеличения числа субъектов малого бизнеса .
Мировой опыт развития малого бизнеса свидетельствует о том, что «ставка» на него была сделана в начале ХХ в. (в период Великой депрессии) с целью выхода из экономического кризиса. Это своего рода тактическое отступление от практики крупного бизнеса стало отражением реальной ситуации – отсутствия адекватного рынку механизма управления крупной корпоративной собственностью.
Отступление к малому бизнесу в
различных странах имеет свои
особенности. Страной-лидером в этой
среде оказалась Япония, менее
всего подверженная воздействию
мирового кризиса, поскольку широкая
сеть единоличных, семейных и других
малых хозяйств, функционирующих
вокруг крупных японских компаний и
подпитывающих их своей деятельностью,
помогла последним выстоять, в
то время как преобладающая
Если в Америке распадающаяся крупная собственность сразу же переходила в руки мелких предпринимателей, то в Европе под влиянием коммунистических идей она была национализирована в госсектор. А когда госсектор не справился с управлением, правительства европейских стран вынуждены были проводить реприватизацию в мелкий бизнес .
Малый бизнес на данном этапе развития мировой экономики выгоден и государствам: во-первых, частная собственность в нем постепенно трансформируется в трудовую частную; во-вторых, малый бизнес играет определенную роль в повышении производительности труда; в-третьих, он может обойтись без адекватного рынку внутреннего экономического механизма, поскольку сам работает в режиме экономии; в четвертых, он практически не подвержен бюрократии; в-пятых, разорение мелких предприятий общество переживает менее болезненно. В США ежегодно разоряется и перепрофилируется четвертая часть предприятий малого бизнеса, нарождаются новые, но национальная экономика от этого только крепнет. Опираясь на кооперированные связи с малыми предприятиями, крепнут и крупные компании.
Не имея равноценного рынку механизма корпоративного управления, крупные национальные и транснациональные компании решают свои проблемы за счет малого бизнеса.
По данным Всемирного банка, из вновь образованных малых организаций через год продолжают свою деятельность примерно 50% компаний, через 3 года – 8%, а через 5 лет – не более 3%. Динамика образования и выбытия малых организаций является определенным компенсационным механизмом, смягчающим резкие колебания конъюнктуры рынка для страны в целом, предупреждающим более разрушительные их последствия. Однако количество вновь создаваемых фирм, как правило, превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого бизнеса в экономике каждой страны.
В настоящее время в развитых странах существуют три модели развития малого предпринимательства:
· стабилизация объемов деятельности с последующим сохранением статуса малого бизнеса;
· медленное расширение деловой активности;
· быстрое развитие малых организаций и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
Преимущество малых
В историческом плане период становления
малого бизнеса в современной
России относительно недолог. Практика
перехода от командной системы к
рыночной оказалась более сложной
и многообразной, чем предусматривалось
в соответствующих
2. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
Развитие малого бизнеса в России
характеризуется крайней
Сложившаяся экономическая ситуация
пока негативно воздействует на малое
предпринимательство по всем направлениям.
Уровень инфляции и рост цен на
все факторы производства ставят
многие малые предприятия на грань
банкротства. И в их числе, в первую
очередь, предприятия, функционирующие
в сфере производства отечественных
товаров и бытовых услуг для
населения, потребляющие сырье, материалы,
стоимость которых постоянно
растет. Налоговый пресс давит
на производственные предприятия в
сфере малого бизнеса. Сложившиеся
экономические условия
Конечно же, наивно полагать, что для страны малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, торгово-закупочные операции, а так же посредническая деятельность.
Потеря административного