Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:44, реферат
В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень медленно.
Введение 3 стр.
1. Понятие малого бизнеса и его роль в экономике 4 стр.
1.1 Понятие, функции, критерии малого бизнеса 4 стр.
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 7 стр.
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в
современной России 10 стр.
2.1 Развитие и становление малого бизнеса 10 стр.
2.2 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития
малого бизнеса в России 12 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы.
Реферат по предмету:
Организация
предпринимательской деятельности
На тему: Проблемы малого бизнеса в России
Введение
1. Понятие малого бизнеса и
его роль в экономике
1.1 Понятие, функции, критерии
малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса
в экономике
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в
современной России
2.1 Развитие и становление
малого бизнеса
2.2 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития
малого бизнеса в России
Заключение
Список литературы.
В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень медленно. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1. Понятие, функции, критерии малого бизнеса
С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское
происхождение и в языке
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Современные экономисты практически
отождествляют понятия: «предприниматель»,
“малый бизнес”, “малое предпринимательство”,
в свою очередь, рассматривая “большой
бизнес”, как явление экономической
жизни, базирующееся на иных принципах
организации дела. Малым предпринимательством
(малым бизнесом) признается деятельность,
осуществляемая определенными субъектами
рыночной экономики, имеющими установленные
законом признаки, конституирующие
сущность этого понятия. Как показывает
мировая и отечественная
Как правило, в качестве наиболее общих
критериев отнесения
· численность персонала;
· размер уставного капитала;
· величина активов;
· объем оборота (прибыли, дохода).
Основной федеральный закон
РФ, в котором прописаны рамочные
критерии отнесения юридического или
физического к сектору малого
предпринимательства в
В мировой практике для отнесения
предприятий к малым
• средняя численность занятых на предприятии работников;
• ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
• величина активов.
Из всех критериев, которые используются
в мировой практике, наиболее простым,
объективным считается
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные». Широко используемые за рубежом термины «малый бизнес», «малая организация» охватывают различные типы и разновидности предпринимательства. В качестве критериев отнесения организации к этому разряду используются величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония), немонополистическое положение на рынке (США), независимое или зависимое положение в крупной производственной структуре (Япония) и т.д.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом
«О государственной поддержке
• в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
• в оптовой торговле - 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
Если рассматривать
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.
В ряде научных работ под малым
бизнесом понимается деятельность, осуществляемая
небольшой группой лиц, или предприятие,
управляемое одним
Экономические функции малого бизнеса:
· Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).
· Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем создания дочерних предприятий).
· Мобилизует сырьевые, людские и финансовые ресурсы.
· Обеспечивает рост налоговых поступлений.
Социальные функции малого бизнеса:
· Обеспечивает рост занятости.
· Снижает социальную напряженность.
· Стабилизирует уровень доходов населения.
Развитие производства предприятий
малого бизнеса создает благоприятные
условия для оздоровления экономики,
поскольку развивается
2. Роль малого бизнеса в экономике
Субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения .
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
• доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;