Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Малое предпринимательство – сущность и содержание.…………………………………………………………….............4
1.1 Сущность малого предпринимательства.………………………………...4
2.Система государственной поддержки малого бизнеса………………………………………………………............................10
2.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.………………………………………………………...10
2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………13
2.3.Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………….....15
Заключение………………………………………………………….…..........26
Список использованных источников………………………......................28

Работа содержит 1 файл

курсовик 2011.doc

— 128.50 Кб (Скачать)
  1. Участие в разработке, проведение экспертизы,  конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка и создания новых мест.
  2. Осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых технологий и изобретений.
  3. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по развитию малого предпринимательства и созданию конкурентной среды.
  4. Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.

     Финансовые ресурсы Фонда образуются из бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приватизации объектов федеральной собственности, а также за счет доходов от собственной деятельности и иных средств из внебюджетных источников.

     Для осуществления поставленных перед ним целей Фонд поддержки малого предпринимательства:

  • Осуществляет финансирование Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и участвует в финансировании региональных программ и проектов в области поддержки и развития малого предпринимательства;
  • Выполняет функции залогодателя, поручителя или гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств;
  • Принимает долевое участие в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций, информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
  • Финансирует мероприятия по подготовке, переподготовки и повышению квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей, организует консультации по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства в области малого предпринимательства;
  • Организует сбор и обработку правовой, патентно-лицензионной и иной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучает конъюнктуру внутреннего рынка, предоставляет консультационную и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;
  • Может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым России на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями, субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации программ и проектов в области малого предпринимательства.

     С участием Фонда созданы 75 региональных фондов и центров поддержки предпринимательства. Они находятся под контролем  местных органов самоуправления, работают в тесном контакте с администрациями  субъектов РФ.

     Помимо  Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.

     Задачи  фонда, его права и структура  аналогичны Федеральному фонду поддержки  малого предпринимательства, но его деятельность концентрируется исключительно в научно-технической сфере; создание малых наукоемких фирм, инновационных и инжиниринговых центров, финансовая поддержка высокоэффективных национальных проектов, разрабатываемых малыми предприятиями и т. п. Другим отличием от федерального фонда является то, что финансовая помощь данным фондом может оказываться только на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в размере до ½ действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.10

     Российская  ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП) учреждена в ноябре 1994 г.

     Основные  направления деятельности Ассоциации:

  1. Организация взаимодействия и взаимопомощи между региональными структурами поддержки малого предпринимательства.
  2. Защита прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти России.
  3. Разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки малого предпринимательства.
  4. Содействие предпринимателям в установлении прямых деловых контактов, помощь в подборе партнеров, как в России, так и за рубежом.
  5. Обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий и структур поддержки малого предпринимательства.
  6. Оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства.

     В структуре Ассоциации действуют:

    • Комитет по законодательству и нормативной базе малого предпринимательства;
    • Комитет по кредитно-финансовой и инвестиционной политике;
    • Комитет по развитию инфраструктуры малого предпринимательства;
    • Комитет по социальному партнерству;
    • Комитет по инновационной деятельности;
    • Комитет по агробизнесу;
    • Комитет по международным связям;
    • Всероссийский совет руководителей фондов поддержки малого предпринимательства;
    • Совет руководителей лизинговых компаний.

     Развитию  малого бизнеса оказывают также поддержку кредитные организации. Европейским банком реконструкции и развития была разработана программа кредитования малого предпринимательства через ряд банков-участников, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Кемерово, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Томске и Туле. В течение четырех лет существования программы более 8000 кредитов были выданы на общую сумму немногим менее 100 млн. долл. При соблюдении установленных норм малое предприятие могло получить кредит от 20 тыс. до 125 тыс. долл. США на срок до 36 месяцев под установленную банком ставку. В качестве залога может быть использована недвижимость, машины и оборудование и т. д. Цели применения кредитов, как правило, следующие: покупка машин и оборудования, покупка и ремонт недвижимости, которая будет использована малым предпринимательством, оборотный капитал, направленный на производства (например, покупку сырья) или оплату услуг.11 Не допускается финансирование оборотных средств, направленных на ведение торговой деятельности (например, покупку товаров, которые перепродаются без улучшения их качества). Финансирование торговой деятельности возможно по программе микрокредитования малого бизнеса ЕБРР, цель которой состоит в предоставлении надежного источника финансирования с разумной процентной ставкой и быстрым оформлением. Размер микрокредита 10 – 30 тыс. долл., сроки – до шести месяцев для компаний-производителей и до года для компаний, оказывающих услуги. В отличие от первой программы микрокредиты можно использовать для финансирования торговой деятельности.

     Другим  важным элементом государственной  поддержки малого предпринимательства  является создание благоприятных условий  для их функционирования. Законодательством  предусмотрены возможности льготного  кредитования, страхования и информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства. При этом фондам поддержки малого предпринимательства предоставлено право полной или частичной компенсации кредитным и страховым организациям доходов, недополученных ими в результате предоставления соответствующих льгот. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между соответствующим фондом и кредитными и страховыми организациями. Фонды поддержки малого предпринимательства также вправе полностью или частично компенсировать субъектам малого предпринимательства их расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью и информационным обслуживанием.

     Создаваемая при содействии федеральных и  региональных органов исполнительной власти инфраструктура, обеспечивающая развитие и поддержку малого предпринимательства, включает сеть технопарков, лизинговых фирм, бизнес-клубов, производственно-технических центров и других объектов, призванных открыть малым предприятиям доступ к современному оборудованию и технологиям. На региональном уровне особое значение имеет обеспечение малого предпринимательства производственными площадями.

     Еще одним важным элементом государственной  поддержки малого предпринимательства  является обеспечение доступа малых  предприятий к распределению  заказов на производство и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

     Федеральным законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  предусмотрено, что государственные  заказчики при формировании и  размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и услуг для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции. Размещение госзаказов производится между субъектами малого предпринимательства на конкурсной основе. Номенклатура изделий под выделяемый для малого предпринимательства объем госзаказа определяется при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства.

     Действующее законодательство предусматривает  широкий комплекс мер по государственной  поддержке малого предпринимательства. Однако возможности их практической реализации во многом зависит от позиции соответствующих органов государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  рыночной системы хозяйства, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

     В условиях России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

     Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере  малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

     Учитывая  сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

     Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе  социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

1.Блинов А.О., Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов - М: «Дашков и Ко», 2003. – 356 с.

2.Бублик В. «Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала», М.: Хозяйство и право, N%9, 2000, с.12

3.Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России/ «Малое предприятие» №11, 2002.

4.Духон  А. Доклад «О развитии малого  предпринимательства в России: региональный  разрез». М.: Московский Государственный  Статистический Университет, 2002, с.7

Информация о работе Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства