Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Малое предпринимательство – сущность и содержание.…………………………………………………………….............4
1.1 Сущность малого предпринимательства.………………………………...4
2.Система государственной поддержки малого бизнеса………………………………………………………............................10
2.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.………………………………………………………...10
2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………13
2.3.Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………….....15
Заключение………………………………………………………….…..........26
Список использованных источников………………………......................28

Работа содержит 1 файл

курсовик 2011.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….3

1.Малое предпринимательство – сущность и содержание.…………………………………………………………….............4

1.1 Сущность малого  предпринимательства.………………………………...4

2.Система государственной поддержки малого бизнеса………………………………………………………............................10

2.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.………………………………………………………...10

2. Проблемы государственного  управления в сфере малого  предпринимательства…………………………………………………………13

2.3.Государственная финансовая  поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………….....15

Заключение………………………………………………………….…..........26

Список  использованных источников………………………......................28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Данную  тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

     Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени".

     Сейчас, предпринимательство (в том числе  и малые его формы) нуждается  в поддержке для «укрепления  своих позиций». Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть–предприниматели -общество.

     Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного  вмешательства государства может  привести к свертыванию этого  сектора экономики с соответствующим  обострением экономических проблем  и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственных социально-экономических преобразований. 

     Исходя  из этого, необходимо рассмотреть государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства, охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом, что и является целью моей курсовой работы.

     Объектом  исследования будет выступать малое  предпринимательство, предметом исследования – сфера государственного управления малым предпринимательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Малое предпринимательство  – сущность и содержание

1.1. Сущность малого  предпринимательства.

     Сам термин «малое предпринимательство» имеет  универсальный характер. В научной, учебной литературе делались попытки  дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».

     Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.*

     Федеральный закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства  как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.

     Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».**

     К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие  социально-экономические факторы:

     - кризис административно-командной  системы хозяйствования;

     - дефицит товаров, работ и услуг;

     - чрезмерную монополизацию производства  и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;

     - замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;

     - легализацию (признание законом)  предпринимательской деятельности;

     - признание иных форм собственности,  кроме государственной и колхозно-кооперативной;

  • сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.

     Экономическая деятельность малого предпринимательства  определяется, прежде всего, его экономическим  интересом. Так, в частности, субъект  малого предпринимательства заинтересован  в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.

     Субъекты  малого предпринимательства как  участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур.***

     Реализуя  свой экономический интерес, предприниматель  неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.

     Помимо  экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве - непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:4

  • в силу неисполнения обязательств по договорам;
  • вытекающая из причинения вреда;
  • в связи с нарушением действующего законодательства.

     Гражданским законодательством предусматривается  несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе.

     Иные  формы предпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе  нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.

     Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2).

     Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы  не может эффективно функционировать  без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.

     Исходя  из этого, требуется создать такие  социально-экономические предпосылки  в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса  и в определенной степени устранить его недостатки.

     Развитие  малого предпринимательства несет  в себе множество важных преимуществ:5

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Информация о работе Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства