Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 02:12, курсовая работа

Описание работы

Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Малое предпринимательство – сущность и содержание.…………………………………………………………….............4
1.1 Сущность малого предпринимательства.………………………………...4
2.Система государственной поддержки малого бизнеса………………………………………………………............................10
2.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.………………………………………………………...10
2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства…………………………………………………………13
2.3.Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………………………….....15
Заключение………………………………………………………….…..........26
Список использованных источников………………………......................28

Работа содержит 1 файл

курсовик 2011.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без  существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров  и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса

2.1. Факторы,  сдерживающие развитие малого  предпринимательства.

        Можно выделить две  группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая –  это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической  политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.

        Главная сложность при анализе нашей экономической политики связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону. Но этого мало, каждый из них имеет свою экономическую основу.6

        Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения – низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.

        Другая особенность  – характер рынка напрямую влияет на характер капиталовложений. При  стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название «коротких» денег. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличии от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

        Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует  считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой терапии». Дело не в том, что концепция «шоковой терапии» несостоятельна, наоборот, это стройная научная теория, применение которой оказалось весьма результативным в ряде стран. Ошибка состоит в том, что в России она была принята без учета ряда условий. Опыт западных стран свидетельствует, что одной из целей введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие производства (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера «расшивает тромбы» в экономике и в короткие сроки выводит ее из кризиса.7

        Но в России этого  не произошло, так как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие ее положительной  результативности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог оказать существенное влияние на улучшение ситуации.

        Особенностью регулируемого  рынка является, во-первых, наличие  условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а  смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

        Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

        Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства. Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 – 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 2009 г. в России это соотношение приблизилось к 1:15 против 1:5 в 1991 г.

        Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения.

        Третья причина  кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с  существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

        Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей  степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом  деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.8

        По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно. Вполне очевидно, что пока в стране будут существовать источники обогащения вне сферы производства, дающие огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет. Таким образом, подорвана значимость труда, который признается единственным источником богатством.

2.2. Проблемы  государственного управления в  сфере малого предпринимательства

        К настоящему времени  в стране формально сложилась  развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Однако  результаты данной стратегии далеки от ожидаемых. Главная проблема заключается в отсутствии тенденций экономического роста в ответ на действия государственных органов, стимулирующих и поддерживающих предпринимательство. Это отмечают многие экономисты. Тот факт, что в России на государственном уровне не обеспечивается необходимых последовательных мер, способных изменить положение дел в сфере развития предпринимательства и малого бизнеса к лучшему, вряд ли сегодня вызывает сомнения. Как первая, так и вторая, и, фактически, несостоявшаяся третья Федеральные программы развития малого предпринимательства, а также большинство аналогичных региональных программ сыграли, скорее, декларативную и политическую роль. Частичная реализация мероприятий федеральных и региональных программ не изменило неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий. Опросы предпринимателей показывают, что, невзирая на все программы поддержки, удовлетворение работой государственных органов они не испытывают. Представители бизнеса ощущают слой чиновников как чуждый и враждебный элемент, социологи отмечают высокую конфликтность их взаимоотношений. Осуществляя финансовую поддержку малого предпринимательства, государственные органы сталкиваются не столько с проблемой недостаточности финансирования, а сколько с проблемой взаимодействия с предпринимателями. По оценкам статистических исследований, большая часть продукции и услуг производится в «теневом» секторе (по разным данным – от 40 до 60%). В подобных условиях трудно ожидать рост налоговых поступлений от малого бизнеса в ответ на финансовые вложения. Однако  логично предположить рост просроченной задолженности по выданным кредитам, что и наблюдается со всей очевидностью.9

     В ходе анализа реализованных и  планируемых программ поддержки  малого предпринимательства различного уровня выявляются несогласованность заявленных целей и используемых средств, недостаточная четкость идентификационных критериев. Искомые результаты Федеральной программы поддержки малого предпринимательства – это количественное увеличение зарегистрированных малых предприятий, которое должно превысить 1млн. Удельный вес занятых на малых и индивидуальных предприятиях, действующих без образования юридического лица достигнет 20% экономически активного населения. Для достижения таких целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4,5% в год, а прироста занятости в малом секторе – на уровне 8 % в год. Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет до 14 – 15%.

     Однако  достижение таких результатов еще  не означает создание системы предпринимательства, способствующего повышению эффективности управления, росту производительности труда и макроэкономических показателей, снижению социальной напряженности. 
 

2.3. Государственная финансовая  поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации

     Основные  приоритеты развития малого предпринимательства  определило Постановление Совета Министров  «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  от 11 мая 1993 г. № 446. К ним относятся:

  • Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
  • Инновационная деятельность.

     В соответствии с Законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ государственная  поддержка малого предпринимательства осуществляется на основании Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Цель составления таких программ – определение конкретных мер по реализации перечисленных направлений государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий финансовый год. Головным исполнителем Федеральной программы является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

     В соответствии с Федеральной программой в проекте федерального бюджета  каждый год предусмотрено выделение средств на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета.

     Указом  президента РФ «О первоочередных мерах  государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительству РФ было предписано:

  1. Начиная с 1996 г. ежегодно предусматривать предоставление государственных гарантий на сумму не менее 200 млн долл. США иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства в России.
  2. Начиная с 1997 г. ежегодно предусматривать в федеральном бюджете выделение на поддержку малого предпринимательства государственных льготных инвестиционных кредитов в размере не менее 500 млрд руб.
  3. Начиная с 1997 г. ежегодно предусматривать в бюджете Государственного фонда занятости населения РФ направление не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.
  4. Установить порядок резервирования для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

     Тем же Указом определены некоторые источники  средств, выделяемые малому предпринимательству, и формирование Федерального фонда  поддержки малого предпринимательства. Правительству РФ указано на необходимость  учета интересов субъектов малого предпринимательства при разработке законодательных и нормативных актов, а органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предложено создать региональные системы  государственной поддержки малого предпринимательства и предусматривать в соответствующих бюджетах выделение на поддержку малого предпринимательства средств в размере не менее 0,5% от годовых доходов бюджетов.

     В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку  и развитие малого предпринимательства, создаются соответствующие государственные и муниципальные органы, являющиеся некоммерческими организациями.

     Финансовое  обеспечение федеральной политики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создание которого Правительство РФ предусмотрело Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Основными направлениями деятельности Фонда являются:

Информация о работе Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства