Автор: Светлана Беляева, 01 Ноября 2010 в 11:18, курсовая работа
В работе рассмотрены принципы размещения розничных торговых предприятий, на примересупермаркета товаров для животных.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Принципы размещения розничной торговой сети…………………....5
I.I. Розничная торговая сеть……………………………………………………..5
I.II. Типы и форматы предприятий торговли………………………………………...6
I.III. Анализ сетевых форматов…………………………………………………10
I.IV. Принципы размещения предприятий торговли………………………………17
Глава II. Принципы размещения розничной торговой сети супермаркетов «ЗООРАЙ»……………………………………………………………………….32
II.I. Структура торговой сети «ЗООРАЙ»……………………………………..32
II.II.Планирование размещения магазинов………………………………….....34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложения
I.III. Анализ сетевых форматов.
Торговое
объединение - добровольное договорное
объединение, созданное торговыми
предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность
и права юридического лица, для
координации
Торговый дом – многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономические сферы. В торговых домах реализуется широкий ассортимент непродовольственных товаров, имеются отделы продовольственных товаров, кафетерий.
Обобщив опыт развития интеграционных структур в России и за рубежом, дополним их категорийный аппарат.
Торговая цепь – это крупная торговая сеть с числом магазинов более 10.
Фирменный магазин – это вертикальная интеграция изготовителя с розничной торговлей. Розничные магазины реализуют товары одного бренда - своего изготовителя.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются в результате объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том числе банков), инвестиционных организаций в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.
Учитывая разнообразие сетевых форматов, представим их классификацию (рис.1).
По функциональному значению и товарному профилю отраслей, входящих в интеграцию, различают:
- горизонтальную интеграцию;
-
вертикальную интеграцию.
Горизонтальная
интеграция
Интеграция Интеграция Произво- Оптовое Произво-
оптовых розничных дитель предприятие дитель
предприятий предприятий
Корпоративная Розничное Розничное Оптовое
Добровольная
Мультиформатная
Одноформатная
Локальные Федеральные Международные
сети сети сети
Процессы горизонтальной интеграции получили активное развитие в розничной торговле. При такой интеграции объединяются предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени. Это объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении.
Наиболее интенсивное распространение сетевых магазинов пришлось на 20-е гг. В 1919 г. на них приходилось 4%, а в 1929 г. — около 30% общего объема розничных продаж в США.
В послевоенные годы наметилась тенденция к укрупнению торговых цепей. Торговые сети, имеющие более 10 магазинов, в мировой практике принято называть торговыми цепями. Цепные формы стали применяться во многих отраслях торговли, особенно широко — в системе универмагов, торговле продовольственными товарами и в аптеках.
При горизонтальной интеграции по юридическому статусу предприятий различают корпоративные и добровольные сети.
Корпоративные сети имеют одного владельца и единый контролирующий орган, централизованно осуществляют закупки товаров и предлагают схожий ассортимент.
Добровольные сети представляют собой группу независимых розничных торговцев, организовавших торговое объединение. Объединяться на добровольной основе могут не только отдельные предприятия, но и целые сети магазинов, образуя объединения в форме некоммерческих ассоциаций или союзов. Так, в 2001 г. крупные розничные сети в России: «Старик Хоттабыч», «М.видео», «Спортмастер», «Арбат Престиж», «Седьмой континент» МВО, компания «Куда. ru» объявили о создании стратегического союза-пула «Шесть семерок», а розничные сети «Перекресток», «Копейка», «Дикси» и «Мегамарт» учредили в этом же году альянс для защиты своих интересов. Основные функции таких объединений состоят в защите интересов внутренней торговли, в разработке концепций ее развития, изучении и распространении отечественного и зарубежного опыта и др.
Горизонтальная интеграция по типу входящих предприятий может быть одноформатной, т.е. состоять из предприятий одного типа (так, «Магнит» работает только в формате дискаунтера), или мультиформатной (ЗАО «Торговый дом «Перекресток» включает несколько форматов: супермаркет, гипермаркет, магазин «У дома»).
По степени глобализации интеграционные сети могут быть:
локальные;
федеральные;
международные.
Локальные сети работают в сегменте одного города.
Федеральные сети развивают магазины в нескольких городах России. Наиболее крупными федеральными сетями являются краснодарская цепь «Магнит» и питерская «Пятерочка».
Международные сети открывают магазины в разных странах. Достаточно сказать, например, что сети Metro принадлежит 2000 магазинов в 21 стране, а ее оборот превышает 48 млрд долл. Голландская Spar насчитывает 18 тыс. магазинов в 32 странах мира.
В настоящее время в России, по данным Pricewater-houseCoopers, представлены только 6 крупнейших международных компаний розничной торговли: голландская Spar, немецкие ABA и Metro, шведская IKEA, французская Auchan и др. Приход международных цепей на российский рынок сопровождается появлением и развитием новых технологий продвижения товаров к потребителям, современных логистических систем. Вместе с тем развитие интернациональных цепей ведет к захвату и даже к колонизации локальных рынков.
Под вертикальной (межотраслевой) интеграцией понимается объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта. Вертикально интегрированная организация формируется на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одним из участников канала, который доминирует в нем, обладая наибольшим экономическим потенциалом. В результате традиционные каналы товародвижения, состоящие из независимых производителей, посредников, продавцов и потребителей, превращаются в единую централизованную управляемую или координированную торгово-сбытовую систему.
Вертикальная интеграция включает:
1) объединение розничных предприятий с изготовителями;
2) объединение розничных и оптовых предприятий;
3) диверсификацию.
В зависимости
от участвующих сторон вертикальная интеграция
может быть двухотраслевой и многоотраслевой.
Интеграция розничных предприятий с изготовителями
Примером
двухотраслевой интеграции розничных
предприятий с изготовителями является
фирменная торговля. Фирменный магазин
организует образцовую торговлю и сервисное
обслуживание товаров своей номенклатуры,
изготавливаемой каким-либо предприятием.
Сегодня фирменная торговля в нашей стране
недостаточно широко развита и диктуется
необходимостью создания для изготовителей
собственной системы сбыта с целью поддeржания
сложившейся тенденции производимых товаров
с торговыми марками изготовителя. Так,
фабрика «Красный Октябрь» реализует
в 20 фирменных магазинах около 14% выпускаемого
объема кондитерских изделий.
Интеграция розничных и оптовых предприятий
Интеграция розничных и оптовых предприятий наблюдается на российском рынке уже несколько лет. Одним из вариантов упрощенной системы сбыта для крупных компаний-дистрибьюторов стало создание собственных торговых точек, как не зависящих друг от друга, так и объединенных в сеть. Особенностью таких магазинов является то, что помимо ассортимента оптовой компании они предлагают потребителям максимальный спектр товаров.
В современных
условиях крупные сети имеют собственные
распределительные центры, откуда поступает
товар в розницу. В таких условиях упрощается
торгово-технологический процесс в магазине.
Диверсификация
Более поздней формой концентрации капитала стала диверсификация, в результате которой сформировались ФПГ и крупные межотраслевые комплексы и конгломераты.
Примером может служить Концерн «Бабаевский» открыл дочерние предприятия, 16 новых торговых точек на территории всей страны, занялся созданием сети детских кафе, первые из которых появились в Сочи, Калуге, а также в Германии. Примерно 6% выпускаемой концерном продукции реализуется через сеть собственных торговых домов, которых насчитывается 41.
ФПГ в России образуются для преодоления кризиса в отечественной экономике. Мировой опыт показывает, что основной Целью создания ФПГ на основе слияния банковского, промышленного, интеллектуального и информационного потенциалов является повышение эффективности работы предприятий и финансовых учреждений, вошедших в эту структуру. ФПГ создаются для совместной реализации инвестиционных и других проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширения рынков сбыта товаров и услуг, создания новых рабочих мест. Появление ФПГ с участием предприятий России и стран СНГ позволит сохранить единую цепочку технологически зависимых предприятий, а также укрепить и развить па новой организационно-экономической основе интеграционные процессы.
Для современной российской практики, когда первоначальный капитал в значительных размерах еще не накоплен, более приемлемым и перспективным можно считать мягкий вариант формирования ФПГ путем объединения капиталов предприятий различных отраслей с участием коммерческих банков и финансовых компаний.
Анализ
современных тенденций развития интеграционных
процессов на потребительском рынке страны
показывает, что это движение будет происходить
от простых моноотраслевых объединений
к сложным межотраслевым конструкциям
с реализацией как горизонтальных, так
и вертикальных систем хозяйственных
взаимоотношений.
I.IV. Принципы размещения предприятий торговли.
Выбор местоположения торговой точки является одним из самых важных решений, которое должна принять фирма, работающая в сфере розничной торговли.
Принятие данного решения должно базироваться на исследованиях, в ходе которых устанавливаются факторы, определяющие выгодность месторасположения. Некоторые исследователи в качестве определяющего фактора используют оптимальный радиус обслуживания в зависимости от площади территории, которую обслуживает магазин. Радиус обслуживания — это район деятельности магазина, который определяется расстоянием, преодолеваемым покупателями от места жительства до данного магазина. С точки зрения таких исследователей, радиус обслуживания является главным фактором, влияющим на затраты времени покупателей на приобретение товара, а площадь обслуживания предлагается определять эмпирически с учетом плотности населения, проживающего на территории вокруг магазина.
Информация о работе Принципы размещения торгового предприятия