Предпринимательство: содержание, топология, историко-экономические аспекты в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть некоторые аспекты, связанные с темой: «Предпринимательство: содержание, типология, историко-экономические аспекты в сфере туризма».

Актуальность изучаемой темы заключается в том, предприятия практически всех отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта. Социально-культурный сервис и туризм можно рассматривать как межотраслевой комплекс предпринимательства в сфере туризма и имеет хорошие перспективы.

Для раскрытия темы ставятся следующие задачи:

1.Рассмотреть предпринимательство социально-культурного сервиса и туризма — содержание и типология;
2.Показать историко-экономические аспекты в сфере туризма.

Содержание

Введение
1. Предпринимательство социально-культурного сервиса и туризма — содержание и типология. Характеристика современного развития предпринимательства в сфере туризма

2.Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма. Историко-экономические аспекты в сфере туризма

4. История возникновения и сущность туристского бизнеса

5. Тур-фирма «Золотой якорь»

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КРпредпринимательство в туризме.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

      Содержание

Введение

1. Предпринимательство  социально-культурного  сервиса и туризма — содержание и типология. Характеристика современного развития предпринимательства в сфере туризма

2.Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма. Историко-экономические аспекты в сфере туризма

4. История возникновения и сущность туристского бизнеса

5. Тур-фирма «Золотой якорь»

Заключение

Список  литературы 
 

3 
 

4 
 

8

19

41

44

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Расширение  политических, экономических и культурных связей России способствовало формированию специфического межотраслевого комплекса, удовлетворяющего потребности туристов.

      Социально-культурный сервис и туризм - это с экономической точки зрения особый вид потребления материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельный межотраслевой комплекс национального хозяйства и обеспечивает туристов всем необходимым: транспортными средствами, средствами размещения и питания, культурно-бытовыми объектами и услугами, развлекательными мероприятиями.1

      Многие предприятия, обслуживающие туристов, входят в отрасли производственной сферы: транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-техническое обслуживание и др.

      На  современном этапе роль данного  комплекса в экономике России незначительна. По оценкам специалистов, удельный вес поступлений от туризма в валовом внутреннем продукте России за последние пять лет составляет 1- 5%. Между тем, по данным ученых В.А. Квартального и А.А. Романова, в развитых странах доля туризма в валовом внутреннем продукте составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах достигает 50%.

      По  принятой национальной классификации  туризм относится к сфере услуг.

      Предпринимательство  (предпринимательская деятельность) – инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.2

      Цель  курсовой работы рассмотреть некоторые  аспекты, связанные с темой: «Предпринимательство: содержание, типология, историко-экономические  аспекты в сфере туризма».

      Актуальность  изучаемой темы заключается в том, предприятия практически всех отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта. Социально-культурный сервис и туризм   можно рассматривать как межотраслевой комплекс  предпринимательства в сфере туризма  и имеет хорошие перспективы.

      Для раскрытия темы ставятся следующие  задачи:

  1. Рассмотреть предпринимательство социально-культурного сервиса и туризма — содержание и типология;
  2. Показать историко-экономические аспекты в сфере туризма.

     Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и сприска литературы.

     При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, справочные, научные и  учебные печатные  издания. 

       

        1. Предпринимательство социально-культурного сервиса и туризма — содержание и типология. Характеристика современного развития предпринимательства в сфере туризма 
 

      Гражданский кодекс РФ3 позволяет сформулировать определение туристского бизнеса, отражающее его сущность на современном этапе развития национальной экономики. Турбизнес представляет  собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную  на систематическое получение прибыли от оказания туристских  услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 2 ГК РФ).

        Базовыми характеристиками современного турбизнеса являются:

  • самостоятельность хозяйствующих субъектов, которая проявляется в свободном принятии бизнес-решений в рамках правовых норм;
  • экономическая    заинтересованность   субъектов   туристского бизнеса (получение максимально возможной прибыли);
  • хозяйственный риск и ответственность субъектов туристского бизнеса.

      В соответствии с российским законодательством  субъектами туристского бизнеса могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица. В настоящее время в России в туристском секторе экономики функционирует множество туристских организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

      Современное состояние национального турбизнеса характеризуется высокими темпами роста. Гостиничный и ресторанный бизнес, транспортное обслуживание туристов, туроперейтинг и досуг в равной степени привлекательны для российских предпринимателей и иностранных инвесторов. Короткий производственный цикл, высокая рентабельность, отсутствие незавершенного производства — это лишь некоторые достоинства турбизнеса.

      Успех турбизнеса во многом определяется наличием или отсутствием оптимальных условий его функционирования: экономических, социальных, правовых.

      Оптимальные экономические условия определяются рядом факторов:

    • наличием предложения и платежеспособного спроса на рынке туристских услуг;
    • достаточностью   квалифицированных   кадров   и   достойным уровнем заработной платы в туристском секторе экономики;
    • наличием и доступностью денежных ресурсов, уровнем доходов на инвестированный капитал, а также величиной заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

      Экономические условия обеспечивают разнообразные  организации, составляющие инфраструктуру туристского рынка, с помощью которой туристские организации могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции:4

  1. банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг;
  2. поставщики, снабжающие сырьем, материалами;
  3. оптовые и розничные продавцы, обеспечивающие доведение услуг до потребителей;
  4. специализированные   фирмы   и   учреждения,   оказывающие профессиональные,   юридические,   бухгалтерские,   посреднические услуги;
  5. агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы;
  6. учебные заведения, обучающие специалистов;
  7. прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и др.;
  8. средства связи и передачи информации.

      Оптимальные социальные условия турбизнеса определяются социальным положением непосредственных участников турбизнеса: потребителей, туристских организаций и их сотрудников.

      Социальное  положение потребителей определяет уровень качества и моду (предпочтения) на те или иные туристские услуги.

      Туристские  организации участвуют в решении  социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест. Социальные условия сотрудников влияют на их отношение к работе и определяются величиной заработной платы, нематериальными стимулами и условиями труда, предлагаемыми бизнесом.

      Социальная  удовлетворенность предпринимателя  выражается в величине прибыли, социальном статусе и наличии деловых контактов.

      Турбизнес функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому успех турбизнеса во многом определяется наличием необходимых правовых условий. Законы, регулирующие туристскую деятельность и создающие благоприятные условия для развития предпринимательства в этой сфере. Оптимальные правовые условия турбизнеса складываются из трех групп факторов.

      Первая  группа правовых факторов турбизнеса направлена на защиту прав туристских организаций. Здесь особое значение имеют следующие условия:

  • упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации туристских организаций, защита турбизнеса от государственного бюрократизма;
  • оптимальное  налоговое  законодательство,   направленное   на мотивацию туристской деятельности;
  • развитие совместной деятельности отечественных предпринимателей и зарубежных представителей турбизнеса, создание региональных центров поддержки малого турбизнеса;
  • совершенствование методов учета и форм статистической отчетности;
  • обеспечение  правовой  гарантии  предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств, правовую защиту туристских организаций друг от друга (принятие законов, предотвращающих проявление недобросовестной конкуренции).

      В России защита прав туристских организаций  обеспечивается Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ и др.

      Вторая  группа правовых факторов турбизнеса направлена на защиту прав туристов от недобросовестной деятельности туристских организаций. В России защита прав туристов обеспечивается Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 1992 г. № 15-ФЗ, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ и др.

      Третья  группа правовых факторов турбизнеса направлена на защиту высших интересов общества от предпринимателей, деятельность которых отрицательно сказывается на качестве жизни граждан. Так, открытие офиса турфирмы в подъезде жилого дома, скорее всего, вызовет негативную реакцию со стороны жильцов. В Российской Федерации защита высших интересов общества обеспечивается, прежде всего, Конституций России.

      В настоящее время обеспечить турбизнес  достаточными экономическими, социальными и правовыми условиями непросто. Этому мешает ряд причин.

      1.   Согласно проведенным исследованиям,  около 60% российских представителей турбизнеса являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Некоторые из них сумели адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивают новые знания и стиль поведения, другие продолжают руководить туристскими организациями во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.

      2.   Довольно   разнообразным   является   и   «неноменклатурный»  сегмент российского турбизнеса: здесь и рядовые граждане, прежде  всего молодежь, активно работающая  в турбизнесе (в основном в  турагентском секторе, не требующем  значительного первоначального капитала), и высококвалифицированные специалисты, создающие туристские корпорации и объединения.

      3.   Расширяется  малый турбизнес,  положение которого,  как и  российского турбизнеса в целом,  чрезвычайно нестабильно. Это  в полной    мере    продемонстрировал    финансовый    кризис    августа 1998 г., разоривший множество туристских организаций.

      4.  Отличительной чертой современного  российского турбизнеса является  его криминализация. Немалая часть  новых туристских организаций вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур, которые втягивают в свою орбиту вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами.  Массовым стало уклонение туристских организаций от уплаты налогов, наблюдается расцвет теневой экономики, а также прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики в туристском секторе экономике составляют 25—40% создаваемого валового внутреннего  продукта.  Особенно болезненным  явлением,  подрывающим сами основы предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

Информация о работе Предпринимательство: содержание, топология, историко-экономические аспекты в сфере туризма