Предпринимательское право

Автор: Никита Никита, 10 Июня 2010 в 11:03, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
Предпринимательство (часть 3 ГК РФ пункт 1 статьи 2) – это самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажей товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Работа содержит 1 файл

предпринимательское.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Функции: контроль на рекламном рынке; регулирует исполнение законодательства, контроль за естественными монополиями. 

19. Правовая характеристика  недобросовестной  конкуренции.

Недобросовестная  конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, нормам добропорядочности, разумности и справедливости и могут нанести ущерб конкурентам либо их деловой репутации.

Три признака недобросовестной конкуренции.

Первый  признак: конкуренция -  любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.

Второй  существенный признак—поведение хоз. субъекта  должно противоречить положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Обязательный  юридический признак недобросовестной конкуренции — наступление вредных последствий в результате действий хозяйствующего субъекта, нарушающих перечисленные социальные нормы. Чтобы констатировать наличие недобросовестной конкуренции, требуется доказать, что указанные действия могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. При одновременном присутствии в действиях хозяйствующего субъекта всех трех изложенных признаков и будет налицо недобросовестная конкуренция.

Виды недобросовестной конкуренции:

- распространение  ложных или искаженных сведений, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту и его деловой репутации.

- введение потребителей  в заблуждение относительно характера,  способа, места, потребительских  свойств и качества товара (ложная  информация не о конкуренте, а о себе, своих товарах).

- некорректное  сравнение производимых или реализуемых  товаров с товарами других  хозяйствующих субъектов

- продажа товаров  с незаконным использованием  результатов интеллектуальной деятельности. 

20. Правовая характеристика  монополистической деятельности.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействия хоз. субъектов, направленные на ограничение, устранение или недопущение конкуренции.

Виды монополистической  деятельности:

1) злоупотребление  хоз субъектом доминирующим положением  на рынке. Доминирующее положение  – это такое положение хоз  субъекта, при котором он имеет  возможность оказывать влияние  на рынок. Хотя само по себе  доминирующее положение не является  нарушением. Злоупотреблять доминирующим положением можно:

- путем искусственного  создания дефицита

- установление  монопольных цен двух видов:  монопольно высоких – для получения  сверхприбыли из-за безальтернативности;  монопольно низкие – для вытеснения  остальных конкурентов, потом повышаем, хотя малые приносят даже убыток.

- навязывание  контрагентам условий соглашения  или включение дискриминирующих  условий в договоры

2) соглашение  хоз субъектов, ограничивающих  конкуренцию. 
 

21. Ограничивающие конкуренцию  акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия органов государственной власти.

Органам государственной  власти  запрещается принимать  акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 
1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; 
2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; 
3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; 
4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; 
5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. 
Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 
Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. 
Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или у странению с него хозяйствующих субъектов.
 
 

22. Понятие и виды  рекламы.

Рекламная деятельность – это распространение любым  способом в любой форме и с  помощью любых средств информации, адресованной неопределенному кругу  лиц, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламная деятельность является предпринимательством, но но не существет сама по себе (сопровождает).

Виды рекламной  деятельности:

1) в зависимости  от цели:

- коммерческая  реклама – к товарам, услугам.

- социальная  реклама – направлена на достижение  благотворительных или иных общественно  полезных целей, не носит предприним  характера, не должно быть упомянуто  юр.лицо

- политическая  реклама – информация, распространяемая участниками избирательного процесса о кандидатах на избираемые должности

2) в зависимости  от способа размещения (распространенности) рекламы

- реклама в  телепрограммах и телепередачах,  радио и т.д.

- реклама в  периодических печатных изданиях 

- реклама, распространяемая  в кино и видео-обслуживании  – такая реклама не может  прерывать фильм

- реклама, распространяемая  по сетям электросвязи или  на почтовых отправлениях, по  телефону – только в случае  получения разрешения или когда  заключили другой договор; по Интернету – та же ситуация, кроме баннеров на сайте; по почте – фактически все что угодно.

- наружная реклама  – с использованием средств  стабильного территориального размещения  – целый ряд ограничений, касающихся  архитектурных планов, та, которая на дорогах - требования касающиеся того, чтобы она не отвлекала водителя.

- реклама на  транспортных средствах и с  их использованием (внутри общественного  транспорта и снаружи) 

23. Правовая характеристика  содержания и распространения  рекламы.

В нормативно-правовых актах сформулированы конкретные правила, которые обеспечивают должное качество содержания и распространения рекламы с точки зрения ее соответствия целям рекламной информации: защита от недобросовестной конкуренции, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.

В действующем  законодательстве использованы два  метода достижения качественного  содержания рекламной информации. Первый метод — установление общих позитивных требований к содержанию, своего рода стандартов, определяющих, какой надлежит быть рекламе. Второй метод — установление запретов, т. е. недопустимости введения в содержание рекламы информации, противоречащей целям рекламы. На долю запретов приходится основной объем законодательного обеспечения должного качества содержания рекламы.

Большое место в законодательстве отводится регулированию процессов распространения рекламы. Законодательством теперь запрещено прерывать рекламой:

- детские и  религиозные передачи; образовательные  передачи более чем один раз  в течение 15 мин. на период, не превышающий 45 сек.; радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;

- нельзя прерывать  рекламой демонстрацию фильма, за  исключением перерывов между  сериями (частями).

Существенны особенности  наружной рекламы. К ней относится  реклама на улицах и площадях городов и других населенных пунктов в виде плакатов, афиш, стендов, надписей и щитов на транспортных средствах, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения. Прежде всего, наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.

На транспортных средствах распространение рекламы  осуществляется на основании договоров  с собственниками транспортных средств  или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество. Ограничения и запрещения на распространение рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются уполномоченными органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.

В самостоятельные  объекты правового регулирования  выделены особенности рекламы отдельных  видов товаров: алкогольных напитков, табака и табачных изделий; медикаментов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации; боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного. 

24. Государственный  контроль в области  рекламы.

В рекламе, как  и в любой другой сфере предпринимательства, важное значение имеет определение рационального соотношения между государственным контролем и саморегулированием участников рекламных отношений.

Во-первых, регулирование  может производиться только государственными органами посредством издания общеобязательных нормативно-правовых актов и контролем за их реализацией. Сами участники рекламных отношений лишаются права опосредовать свою деятельность путем собственного нормотворчества.

Во-вторых, прямо  противоположная ситуация, при которой  рекламные отношения упорядочивают  только их участники. Объединившись  в организации по общественному  регулированию рекламы, они вырабатывают правила, опосредующие рекламную деятельность, и добровольно принимают на себя обязательство соблюдать и исполнять их.

В-третьих, одновременно используются оба приведенных выше варианта, когда в регулировании  рекламной деятельности существует своего рода разделение труда между  органами государственной власти и  организациями общественного самоуправления. Соответствующие нормативные акты и контрольные акции исходят от государства, но, кроме того, некоторые нормотворческие и контрольные функции выполняют сами организации самоуправления. Этот вариант, используемый в подавляющем большинстве государств, и внедрен в рекламную практику России. 

25. Понятие и признаки  инновационной деятельности.

Законного определения  на федеральном уровне нет. Нет отдельного ФЗ, но есть иные ФЗ по отдельным направлениям.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на:

- создание и  организацию производства принципиально  новой продукции или продукции  с новыми потребительскими свойствами;

- создание и  применение новых или модернизацию  существующих способов производства  и реализации продукции;

- применение  структурных фин-эк или других  инноваций при производстве и  сбыте продукции. Инновационная  деятельность скорее всего предпринимательская.

Инновационная деятельность базируется на следующих  принципах:

1) приоритет  инноваций над традиционным производством;

2) экономичность  инновационного производства (достижение  коммерческого успеха);

Информация о работе Предпринимательское право