Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:39, курсовая работа
Курсовая содержит теоретические основы предпринимательской тайны,а также механизм ее защиты на примере туристического агентства,предложены методы по его совершенствованию
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской тайны 5
1.1. Понятие предпринимательской тайны и порядок отнесения коммерческих сведений к предпринимательской тайне предприятия 5
1.2.Ответственность за разлашение предпринимательской тайны 15
1.3.Механизм и способы защиты коммерческой информации 18
Глава 2. Механизм защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования 27
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Ди-Тревел» 27
2.2. Методы и способы защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» 28
2.3. Недостатки действующего механизма защиты предпринимательской тайны на предприятии ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования.....31
Заключение 38
Список используемой литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..41
в) организационный. Он включает:
1)введение
должности или создания службы,
ответственной за отнесением
определенной информации к
2)разделение
информации по степени
3)соблюдение
правил пользования
4) наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.).
г) технический. Используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.
д) работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала, с обязательным учетом анкетных данных и проверочных результатов тестирования следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.
Как показывает зарубежная и отечественная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть (получить значительную сумму денег) или месть (не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи целесообразно обращать внимание на лица, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме целесообразно с ним расстаться.
Компьютеризация
предпринимательских
Субъектами компьютерных преступлений, пока для нас новых и не в полном объеме урегулированных законодательством, как правило, являются высокообразованные специалисты, имеющие доступ к секретным программам, шифрам, кодам. Например, в банковской системе возможно мошенничество, когда снимаются деньги со счетов клиентов вымышленным лицом, занимаются спекуляцией, оплачивают собственные счета и т.д. Развитию данного вида преступлений способствует также и то, что фирмы и банки не стремятся оглашать факты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов. Преступники, зная такое положение, шантажируют владельцев банков, угрожают раскрыть секретные коды и шифры, что может повлечь огромные расходы для их замены.
Организации, располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных несгораемых шкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них или передачи их на хранение другим лицам, даже из числа особо доверенных. Зарубежные фирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы), открываемые с помощью специальной магнитной карты или других сложных сигнальных электронных устройств, вместе с комплексом защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище. Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. Крупные и состоятельные зарубежные фирмы вводят в свой штат дополнительную должность — сотрудника, занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмы постоянно или периодически пользуются услугами частных служб, специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих служб насчитывает десятки тысяч сотрудников. При этом предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньше — при утечке секретов или их охране.
В Российской Федерации принят Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который содержит положения о сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон, следует указать на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. В законе перечисляются виды разрешаемых и запрещаемых услуг, которые могут оказывать субъекты негосударственной детективной и охранной деятельности — сыщики и охранники. Закон предусматривает возможность создания акционерными обществами собственных служб безопасности [10].
Зашита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как от конкурентов, так и от преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретной информации самых сложных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж.
В
экономической литературе, исследующей
развитие предпринимательской
Глава II. Механизм защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Ди-Тревел»
"Ди-Тревел" - бренд, который объединяет несколько направлений работы этого коллектива. Основное направление работы - туризм. Коллектив компании развивает детский туризм. Организацией туристических поездок для школьников и взрослых компания занимается с 1996 года. За это время работникам фирмы удалось найти и укрепить связи с добропорядочными партнерами, интересными экскурсоводами, разработать новые увлекательные маршруты. Компания "Ди-Тревел" также занимается индивидуальным туризмом и отдыхом. Это туры на отдых в самые теплые страны, экскурсии в самые интересные места земного шара. В сочетании направлений детского и индивидуального туризма сложилось название компании.
Здание данного предприятия является встроенным в жилой дом. Действует организация на основании Устава. Так же она занесена в соответствии с законодательством РФ туристическая фирма "Ди-Тревел" внесена в Единый Федеральный Реестр туроператоров под номером ВТ 013012(внутренний туризм). Страховое обеспечение ответственности на сумму 500000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек обеспечивается ОАО "Московская страховая компания" (Договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта №1405-0000020/1 от 08/02/2008, действующий до 31/05/2009). Адрес места нахождения страховой компании: г.Москва, Долгоруковская ул., д. 40
В данной туристической компании работает небольшое количество сотрудников: Генеральный директор, бухгалтер, старший менеджер, менеджер по организации детских поездок, менеджер по организации индивидуальных туров зарубежного направления, менеджер внутреннего направления, курьер.
Офис оснащен кассовым терминалом фирмы «Verger», в который входит сканирующее устройство, фискальный регистратор, клиент-компьютер, сервер, с помощью которого производится учет денег поступающих в предприятие торговли и осуществляется расчет с покупателями, ведется количественный учет путевок. Офисная площадь оборудована стеллажами, заполненными каталогами, приспособленных для наилучшего обслуживания клиентов, а также для подбора тура и качественного информирования сотрудников. Имеется различный рекламный инвентарь в виде каталогов, наклеек и сувенирных магнитов с символикой фирмы. Весь инвентарь и оборудование удобно в эксплуатации. Создан привлекательный интерьер офиса, путем оснащения соответствующей мебелью сочетаемых цветов и светового освещения. В офисе есть камера наблюдения, установлена сигнализация, имеется камера хранения. Предприятие находится под охраной ЧОП «Антошка», которое обеспечивает комплексную защиту помещения от всех видов чрезвычайных ситуаций.
2.2. Методы и способы защиты предпринимательской тайны на ООО «Ди-Тревел»
На предприятии существует перечень категорий сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия:
Анализируя работу данной фирмы можно выявить особенности системы безопасности коммерческой информации. Главное место в организации надежной защиты секретной информации должно отводиться работе с кадрами. Эта работа должна начинаться со дня приема человека на должность в компании. В данном случае было проведено анкетирование кандидатов.
Анкетированное исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.
Данное анкетирование позволяет получить общие сведения о кандидате, уровне образования. [Приложение 1]
При
осуществлении этого
Анкетирование проводится совместно со специалистами службы отдела кадров и профессиональными психологами.
Вопросы могут быть расширены или видоизменены в связи с учетом специфики предприятия. В первую очередь вопросы подтверждают профессиональный и общеобразовательный уровень кандидата.
В анкету включены вопросы общего характера, позволяющие получить представление о человеке, как о разносторонней личности, например: вопрос № 9 «О занятиях спортом», может говорить о состоянии здоровья кандидата. Также в анкету включены ряд вопросов-ловушек – предназначенные для проверки искренности и правдивости ответов анкетируемого лица.
Для
выявления уровня интеллекта, сообразительности,
определение морально-
В случае необходимости получения более детальной информации о кандидате могут быть применены различные методики и тесты экспресс диагностики характерологических особенностей личности (Кэттелла, Леогнарда, Айзенка, Личко и др.), включающих в себя до 200 или более вопросов
При приеме на работу имело место проведение воспитательной работы, информация о соблюдении режима секретности, вознаграждение в успехе выполнения этого режима, а также обучение правилам соблюдения режима секретности, разъяснение ценность секретных материалов.