Предпринимательская тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Курсовая содержит теоретические основы предпринимательской тайны,а также механизм ее защиты на примере туристического агентства,предложены методы по его совершенствованию

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательской тайны 5

1.1. Понятие предпринимательской тайны и порядок отнесения коммерческих сведений к предпринимательской тайне предприятия 5

1.2.Ответственность за разлашение предпринимательской тайны 15

1.3.Механизм и способы защиты коммерческой информации 18

Глава 2. Механизм защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования 27

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Ди-Тревел» 27

2.2. Методы и способы защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» 28

2.3. Недостатки действующего механизма защиты предпринимательской тайны на предприятии ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования.....31

Заключение 38

Список используемой литературы 40

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

курсовая по опд.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательской тайны 5

1.1. Понятие предпринимательской тайны и порядок отнесения коммерческих сведений к предпринимательской тайне предприятия 5

1.2.Ответственность за разлашение предпринимательской тайны 15

1.3.Механизм и способы защиты коммерческой информации 18

Глава 2. Механизм защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования 27

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Ди-Тревел» 27

2.2. Методы и способы защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» 28

   2.3. Недостатки действующего механизма защиты предпринимательской тайны на предприятии ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования.....31

Заключение 38

Список используемой литературы 40

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..41

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Любой успешный бизнес имеет свой секрет, залог процветания. В одном случае это дорогостоящее оборудование, позволяющее выпускать высококачественную продукцию с меньшими затратами времени и средств, в другом — осуществленные предпринимателем самостоятельно или вместе со своей командой разработки по организации структуры бизнеса, стратегии поведения на рынке и т.п. В обоих случаях предполагается наличие определенной материальной основы, без которой сама возможность ведения бизнеса представляется сомнительной. И любой разумный предприниматель будет стараться держать в секрете залог его успеха, т. е. коммерческую информацию.

     Информация  – это один из видов объектов гражданских прав, представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, со специальным режимом защиты. В рыночных условиях информация является мощным инструментом, позволяющим увеличивать эффективность труда и отдачу финансового капитала, и часто выступает в качестве основного продукта обмена при совершении хозяйственных сделок.

     По  мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора. Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.

     В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.

     Основная  цель исследования состоит в раскрытии  сущности предпринимательской тайны, ответственности за ее разглашение, а также механизма и способов защиты коммерческой организации.

     Исходя  из цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:

  • дать определение предпринимательской тайны, определить порядок отнесения коммерческих сведений к предпринимательской тайне
  • рассмотреть возможные способы защиты коммерческой информации;
  • проанализировать механизм защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» и предложить пути его совершенствования.

     Предметом данной курсовой работы является предпринимательская тайна, а также механизм защиты коммерческой информации. Объектом исследования является предприятие в области туризма «Ди-Тревел». 
 

Глава I. Теоретические основы предпринимательской тайны

    1. Понятие предпринимательской тайны и порядок отнесения коммерческих сведений к предпринимательской тайне предприятия

    Кто владеет  информацией, тот владеет миром.

 Уинстон Черчилль

     Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую организацию, так и связанных с ней партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех факторах ее развития является условием выживания ее в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени безрискового развития. Конкуренты фирмы могут получать достоверную информацию о ее деятельности различными способами, чтобы добиться лучших успехов на рынке.

В законодательных  актах не сформулировано понятие  предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской, налоговой  и военной тайны. Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда данная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами [5].

     В ст. 26 «Банковская тайна» Федерального закона РФ от 26.12.1996 № 14-ФЗ «О банках и  банковской деятельности» говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону [6].

     В ст. 32 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны  соблюдать налоговую тайну, которую  составляют любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением следующих сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения [7].

Предпринимательская тайна — широкое, комплексное понятие, включающее любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет собой интегрированную совокупность производственной, технической (технологической) коммерческой и служебной тайны, сохранение которых обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.

     Предпринимателю, прежде чем принять меры по защите предпринимательской тайны, необходимо дать правильные ответы на следующие  вопросы:

  • какие сведения нельзя скрывать, защищать от получения информации о них;
  • какие сведения экономически нецелесообразно скрывать от физических и юридических лиц;
  • какие сведения о деятельности организации подлежат обязательной охране?

   При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но знать законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся: [8]

  • учредительные документы организации;
  • документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятельности;
  • документы о платежеспособности организации;
  • сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и др.

   Федеральными  законами установлена обязанность  предпринимателей предоставлять и  другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и др. Но руководители организации (юрист) и другие должностные лица должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.

   Анализ  деятельности предпринимательских  организаций как за рубежом, так  и в нашей стране позволяет  сделать некоторые обобщения, позволяющие  сформулировать перечень сведений, утечка которых может нанести ущерб предпринимательской деятельности. Эти сведения можно свести в отдельные группы в зависимости от функций управления организацией.

Планирование  деятельности организации:

  • совокупность планов развития организации;
  • сведения о планах организации, планах освоения новых видов продукции, изменения ее ассортимента;
  • перспективный план развития;
  • план инвестиций;
  • планы закупок и продаж и др.

Научно-техническое  развитие организации:

  • характер, цели и результаты проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретения, ноу-хау, новые прогрессивные идеи;
  • проекты, рецептура, формулы, расчеты, чертежи, образцы новых видов продукции;
  • программное обеспечение деятельности организации;
  • технологические достижения, обеспечивающие преимущества в конкурентной борьбе;
  • сведения о технологии изготовления, внедряемых перспективных технологических процессах;
  • сведения о внедрении нового прогрессивного оборудования и др.

Финансово-экономическое  положение организации:

  • имущественное состояние организации;
  • финансовые планы развития организации;
  • уровень выручки и размеров получаемых доходов;
  • долговые требования кредиторов;
  • взаимоотношения с банками;
  • кредитные и другие финансово-кредитные операции и др.

Маркетинговые исследования организации:

  • обзоры состояния рынков сбыта товаров, результаты маркетинговых исследований;
  • оригинальные методы изучения рынков сбыта;
  • сведения о конъюнктуре товарных рынков;
  • прогрессивные методы организации рекламной кампании;
  • каналы продвижения товаров на новые рынки; конкурентные преимущества продукции (товаров, работ, услуг);
  • уровень себестоимости и цен на товары;
  • прогрессивные формы послепродажного обслуживания и др.

    Договорные  отношения с хозяйствующими партнерами:

  • сведения о подготовке и ведении переговоров о заключении предпринимательских договоров;
  • сведения и документы, имеющие отношение к предмету переговоров;
  • условия заключения договоров (контрактов);
  • количественные и качественные данные о заключенных договорах, включая сведения об объеме поставок продукции, ценах, о номенклатуре и количестве товаров по взаимным обязательствам фирмы и партнеров;
  • сведения о предполагаемых торгах продукции и др.

Информация о работе Предпринимательская тайна