Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:39, курсовая работа
Курсовая содержит теоретические основы предпринимательской тайны,а также механизм ее защиты на примере туристического агентства,предложены методы по его совершенствованию
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской тайны 5
1.1. Понятие предпринимательской тайны и порядок отнесения коммерческих сведений к предпринимательской тайне предприятия 5
1.2.Ответственность за разлашение предпринимательской тайны 15
1.3.Механизм и способы защиты коммерческой информации 18
Глава 2. Механизм защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования 27
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Ди-Тревел» 27
2.2. Методы и способы защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» 28
2.3. Недостатки действующего механизма защиты предпринимательской тайны на предприятии ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования.....31
Заключение 38
Список используемой литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской тайны 5
1.1. Понятие предпринимательской тайны и порядок отнесения коммерческих сведений к предпринимательской тайне предприятия 5
1.2.Ответственность за разлашение предпринимательской тайны 15
1.3.Механизм и способы защиты коммерческой информации 18
Глава 2. Механизм защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования 27
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Ди-Тревел» 27
2.2. Методы и способы защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» 28
2.3. Недостатки действующего механизма защиты предпринимательской тайны на предприятии ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования.....31
Заключение 38
Список используемой литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Любой успешный бизнес имеет свой секрет, залог процветания. В одном случае это дорогостоящее оборудование, позволяющее выпускать высококачественную продукцию с меньшими затратами времени и средств, в другом — осуществленные предпринимателем самостоятельно или вместе со своей командой разработки по организации структуры бизнеса, стратегии поведения на рынке и т.п. В обоих случаях предполагается наличие определенной материальной основы, без которой сама возможность ведения бизнеса представляется сомнительной. И любой разумный предприниматель будет стараться держать в секрете залог его успеха, т. е. коммерческую информацию.
Информация – это один из видов объектов гражданских прав, представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, со специальным режимом защиты. В рыночных условиях информация является мощным инструментом, позволяющим увеличивать эффективность труда и отдачу финансового капитала, и часто выступает в качестве основного продукта обмена при совершении хозяйственных сделок.
По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора. Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.
Основная цель исследования состоит в раскрытии сущности предпринимательской тайны, ответственности за ее разглашение, а также механизма и способов защиты коммерческой организации.
Исходя из цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:
Предметом
данной курсовой работы является предпринимательская
тайна, а также механизм защиты коммерческой
информации. Объектом исследования является
предприятие в области туризма «Ди-Тревел».
Глава I. Теоретические основы предпринимательской тайны
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Уинстон Черчилль
Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую организацию, так и связанных с ней партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех факторах ее развития является условием выживания ее в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени безрискового развития. Конкуренты фирмы могут получать достоверную информацию о ее деятельности различными способами, чтобы добиться лучших успехов на рынке.
В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской, налоговой и военной тайны. Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда данная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами [5].
В ст. 26 «Банковская тайна» Федерального закона РФ от 26.12.1996 № 14-ФЗ «О банках и банковской деятельности» говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону [6].
В ст. 32 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением следующих сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения [7].
Предпринимательская тайна — широкое, комплексное понятие, включающее любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет собой интегрированную совокупность производственной, технической (технологической) коммерческой и служебной тайны, сохранение которых обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.
Предпринимателю, прежде чем принять меры по защите предпринимательской тайны, необходимо дать правильные ответы на следующие вопросы:
При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но знать законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся: [8]
Федеральными законами установлена обязанность предпринимателей предоставлять и другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и др. Но руководители организации (юрист) и другие должностные лица должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.
Анализ деятельности предпринимательских организаций как за рубежом, так и в нашей стране позволяет сделать некоторые обобщения, позволяющие сформулировать перечень сведений, утечка которых может нанести ущерб предпринимательской деятельности. Эти сведения можно свести в отдельные группы в зависимости от функций управления организацией.
Планирование деятельности организации:
Научно-техническое развитие организации:
Финансово-экономическое положение организации:
Маркетинговые исследования организации:
Договорные отношения с хозяйствующими партнерами: