Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:39, курсовая работа
Курсовая содержит теоретические основы предпринимательской тайны,а также механизм ее защиты на примере туристического агентства,предложены методы по его совершенствованию
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской тайны 5
1.1. Понятие предпринимательской тайны и порядок отнесения коммерческих сведений к предпринимательской тайне предприятия 5
1.2.Ответственность за разлашение предпринимательской тайны 15
1.3.Механизм и способы защиты коммерческой информации 18
Глава 2. Механизм защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования 27
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Ди-Тревел» 27
2.2. Методы и способы защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» 28
2.3. Недостатки действующего механизма защиты предпринимательской тайны на предприятии ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования.....31
Заключение 38
Список используемой литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..41
Вышеперечисленные сведения не составляют перечень всей информации о фирме, которую целесообразно сохранять, не допускать утечки, особенно конкурентам. Но, принимая меры по защите информации, следует помнить, что чрезмерная закрытость информации может нанести ущерб фирме. При разработке мер по защите сведений о факторах, условиях и результатах деятельности организации необходимо:
По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям:
1. их
открытое использование
2. они
не являются общеизвестными
3.предприятие
сможет осуществить надлежащие
меры по сохранению их
4. эти
сведения нуждаются в защите,
так как они не являются
государственными секретами и
не защищены авторским и
5. сокрытие
этих сведений не наносит
Анализ
законодательных актов
*о
нерациональном
* о сверхнормативном загрязнении окружающей среды
*о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей
* о
нарушении специального
* о
занятии деятельностью, не
*о
злоупотреблении и
*фактах
проявления недобросовестной
* о
возможностях и реальных
* о
причинах и фактах
Для подготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:
1. специалиста,
владеющего финансовыми
2. специалиста,
полностью представляющего
3. специалиста,
по связям с другими
4. специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).
Если предприятие достаточно велико или производимая продукция имеет разнородный характер, можно создать несколько таких групп: одну - главную, в целях координации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку.
Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:
*
выделить все виды
*
исходя из имеющихся данных
о рынке сбыта, оценить,
*
определить вероятную
Если с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.
В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.
Так, для сведений научного характера - это, как правило:
* идеи, изобретения, открытия
* отдельные формулы
* новые технические проекты
*
новые методы организации
* программное обеспечение ЭВМ
*
результаты научных
Для сведений технологического характера:
* конструкторская документация, чертежи, схемы, записи
*
описания технологических
* “ноу-хау”
*
точные знания конструкционных
характеристик создаваемых
* сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.
*
используемые предприятием
Для сведений делового характера:
* сведения о заключенных или планируемых контрактах
*
данные о поставщиках и
* обзоры рынка, маркетинговые исследования
* информация о конфиденциальных переговорах
*
калькуляция издержек
* планы развития предприятия и его инвестиций.
По мере
изменения характера
Все предприятия (фирмы, компании), независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную тайну.
Недостаточная защита предпринимательской тайны может существенным образом повлиять на конечные результаты деятельности организации, на уровень используемых ресурсов, качество товаров (работ, услуг), ее финансовое положение, ее положение на товарных рынках. Угрозы организации при утечке важных сведений (информации) могут быть потенциально возможными и реальными, по уровню влияния на результаты и условия функционирования они могут различаться от еле ощутимых до катастрофических, когда их воздействие приводит к несостоятельности, банкротству фирмы. По воздействию лиц (организаций) на сбор, утечку и передачу информации угрозы подразделяются на внутренние и внешние. Так, к внутренним угрозам можно отнести следующие факторы:
В таблице 1 показаны факторы возникновения экономической угрозы безопасности фирмы. [1,345]
Таблица 1
Факторы возникновения экономической угрозы безопасности
Угрозы безопасности фирмы | |||
Угроза — это потенциально возможное или реальное действие злоумышленников, способное нанести моральный или материальный ущерб фирме | |||
Внутренние | Внешние | ||
Персоналу | Материальным ресурсам | Финансам | Информации |
Убийства, похищения и угрозы похищения сотрудников и их близких родственников, психологический террор, запугивания, шантаж и вымогательство | Повреждения зданий,
помещений и другого |
Кража финансовых средств и ценностей. Мошенничество с финансовыми средствами. Фальсификация валюты и финансовых документов | Ознакомление с охраняемыми сведениями. Модификация информации с криминальными целями. Уничтожение информации с целью нанесения морального ущерба |
Для предпринимателя как собственника целесообразно постоянно выявлять реальные угрозы несохранения предпринимательской тайны путем:
1.2.Ответственность за разглашение предпринимательской тайны
В перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, целесообразно на первом этапе определить возможные отрицательные последствия в случае их разглашения. К отрицательным последствиям относятся:
Джейм Н.А. Пули в книге «Коммерческая тайна» рекомендует выделить в производственно-коммерческой деятельности предприятия все то, что отличает вас от конкурентов и чего вам не хотелось бы им раскрывать [4,36].