Предпринимательская тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Курсовая содержит теоретические основы предпринимательской тайны,а также механизм ее защиты на примере туристического агентства,предложены методы по его совершенствованию

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы предпринимательской тайны 5

1.1. Понятие предпринимательской тайны и порядок отнесения коммерческих сведений к предпринимательской тайне предприятия 5

1.2.Ответственность за разлашение предпринимательской тайны 15

1.3.Механизм и способы защиты коммерческой информации 18

Глава 2. Механизм защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования 27

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Ди-Тревел» 27

2.2. Методы и способы защиты предпринимательской тайны в ООО «Ди-Тревел» 28

2.3. Недостатки действующего механизма защиты предпринимательской тайны на предприятии ООО «Ди-Тревел» и пути его совершенствования.....31

Заключение 38

Список используемой литературы 40

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

курсовая по опд.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     Вышеперечисленные сведения не составляют перечень всей информации о фирме, которую целесообразно  сохранять, не допускать утечки, особенно конкурентам. Но, принимая меры по защите информации, следует помнить, что чрезмерная закрытость информации может нанести ущерб фирме. При разработке мер по защите сведений о факторах, условиях и результатах деятельности организации необходимо:

  • руководствоваться законодательными и нормативными актами, устанавливающими перечень сведений, которые не должны быть скрыты от покупателей, хозяйствующих партнеров и других лиц;
  • те сведения, которые характеризуют достижения, конкурентные преимущества, создают высокий деловой имидж организации, целесообразно не только не скрывать, а,наоборот, широко рекламировать.

    По  мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим  пяти критериям:

    1. их  открытое использование связано  с ущербом для предприятия

    2. они  не являются общеизвестными или  общедоступными на законных основаниях

    3.предприятие  сможет осуществить надлежащие  меры по сохранению их конфиденциальности  по соображениям экономической и иной выгоды

    4. эти  сведения нуждаются в защите, так как они не являются  государственными секретами и  не защищены авторским и патентным  правом

    5. сокрытие  этих сведений не наносит ущерба  обществу.

         Анализ  законодательных актов промышленно  развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:

    *о  нерациональном природопользовании

    * о  сверхнормативном загрязнении окружающей среды

    *о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей

    * о  нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве  продукции и защите прав потребителя)

    * о  занятии деятельностью, не предусмотренной  уставом данного предприятия  или запрещенной законами данной  страны

    *о  злоупотреблении и недобросовестности  руководителей и работников фирмы

    *фактах  проявления недобросовестной конкуренции

    * о  возможностях и реальных случаях,  уклонения от правильной уплаты  налогов

    * о  причинах и фактах невыполнения  договоров и др.

          Для подготовки перечня сведений, относящихся  к коммерческой тайне предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

    1. специалиста,  владеющего финансовыми вопросами,  конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм

    2. специалиста,  полностью представляющего систему  организации работы предприятия,  ее особенности

    3. специалиста,  по связям с другими предприятиями,  а также по вопросам заключения  контрактов, договоров

    4. специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

         Если  предприятие достаточно велико или производимая продукция имеет разнородный характер, можно создать несколько таких групп: одну - главную, в целях координации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости по каждому отдельному участку.

         Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

         * выделить все виды деятельности  предприятия, приносящие прибыль на данный момент

         * исходя из имеющихся данных  о рынке сбыта, оценить, превышает  ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий

         * определить вероятную перспективу  рентабельности этой деятельности.

         Если  с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие  в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.

         В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры  могут быть самыми различными.

         Так, для сведений научного характера - это, как правило:

         * идеи, изобретения, открытия

         * отдельные формулы

         * новые технические проекты

         * новые методы организации труда  и производства

         * программное обеспечение ЭВМ

         * результаты научных исследований.

         Для сведений технологического характера:

         * конструкторская документация, чертежи,  схемы, записи

         * описания технологических испытаний

         * “ноу-хау”

         * точные знания конструкционных  характеристик создаваемых изделий  и оптимальные параметры разрабатываемых  технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.)

         * сведения о материалах, из которых  изготовлены отдельные детали, условиях  экспериментов и оборудовании, на  котором они проводились и т.д.

         * используемые предприятием отдельные  новые, либо уникальные измерительные  комплексы и приборы, станки, оборудование.

         Для сведений делового характера:

         * сведения о заключенных или  планируемых контрактах

         * данные о поставщиках и клиентах

         * обзоры рынка, маркетинговые исследования

         * информация о конфиденциальных  переговорах

         * калькуляция издержек производства  предприятия, структуры цен, уровень  прибыли

         * планы развития предприятия и  его инвестиций.

По мере изменения характера деятельности организации перечень сведений, составляющих предпринимательскую тайну, должен трансформироваться. Перечень должен быть в установленном порядке доведен до сотрудников, при этом необходимо предусмотреть меры заинтересованности ответственных исполнителей за сохранение предпринимательской тайны, а также ответственности при ее утечке по вине отдельных работников.

     Все предприятия (фирмы, компании), независимо от организационно-правовой формы и  форм собственности, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную тайну.

     Недостаточная защита предпринимательской тайны  может существенным образом повлиять на конечные результаты деятельности организации, на уровень используемых ресурсов, качество товаров (работ, услуг), ее финансовое положение, ее положение  на товарных рынках. Угрозы организации при утечке важных сведений (информации) могут быть потенциально возможными и реальными, по уровню влияния на результаты и условия функционирования они могут различаться от еле ощутимых до катастрофических, когда их воздействие приводит к несостоятельности, банкротству фирмы. По воздействию лиц (организаций) на сбор, утечку и передачу информации угрозы подразделяются на внутренние и внешние. Так, к внутренним угрозам можно отнести следующие факторы:

  • излишнюю болтливость сотрудников за пределами организации;
  • стремление сотрудников зарабатывать любыми средствами, способами и ценой;
  • привычку сотрудников делиться друг с другом производственными секретами (информацией, не подлежащей разглашению);
  • наличие предпосылок для возникновения среди работников конфликтных ситуаций; случайный подбор кадров;
  • слабую работу службы безопасности или ее отсутствие и др.

В таблице 1 показаны факторы возникновения  экономической угрозы безопасности фирмы. [1,345]

Таблица 1

Факторы возникновения экономической угрозы безопасности

Угрозы  безопасности фирмы
Угроза — это потенциально возможное или реальное действие злоумышленников, способное нанести моральный или материальный ущерб фирме
Внутренние Внешние
Персоналу   Материальным  ресурсам   Финансам    Информации
Убийства, похищения и угрозы похищения  сотрудников и их близких родственников, психологический террор, запугивания, шантаж и вымогательство   Повреждения зданий, помещений и другого недвижимого  имущества. Вывод из строя средств  связи и систем коммунального обслуживания. Кража, угон и уничтожение транспорта   Кража финансовых средств и ценностей. Мошенничество  с финансовыми средствами. Фальсификация  валюты и финансовых документов  Ознакомление  с охраняемыми сведениями. Модификация  информации с криминальными целями. Уничтожение информации с целью нанесения морального ущерба
 

Для предпринимателя  как собственника целесообразно  постоянно выявлять реальные угрозы несохранения предпринимательской тайны путем:

  • выяснения, кого (физических, юридических лиц) может заинтересовать защищаемая информация, составляющая тайну;
  • установления методов, используемых злоумышленниками, для получения информации об условиях и результатах деятельности фирмы;
  • правильной оценки возможных источников и объектов предпринимательской тайны;
  • определения и оценки вероятных каналов утечки информации.

1.2.Ответственность  за разглашение  предпринимательской  тайны

     В перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, целесообразно на первом этапе определить возможные отрицательные последствия в случае их разглашения. К отрицательным последствиям относятся:

  • разрыв деловых отношений с партнерами предприятия;
  • срыв переговоров, утрата возможности заключения выгодного контракта;
  • снижение уровня сотрудничества с деловыми партнерами;
  • невыполнение договорных обязательств;
  • необходимость проведения дополнительных рыночных исследований;
  • отказ от решений, ставших неэффективными в результате разглашения сведений информации, и необходимость принятия дополнительных мер, связанных с финансовыми затратами;
  • использование конкурентами полученных сведений для повышения эффективности экономического соперничества;
  • потеря возможности патентования и продажи лицензий;
  • сокращение конкурентами затрат на проведение НИОКР, совершенствование технологий;
  • снижение цен на продукцию или снижение объемов продажи;
  • нанесение ущерба авторитету фирмы;
  • снижение уровня экономической безопасности;
  • опережение конкурентом вывода аналогичного товара на рынок;
  • ухудшение условий получения кредитов;
  • появление трудностей в снабжении, приобретении оборудования;
  • увольнение ведущих специалистов предприятия

Джейм Н.А. Пули в книге «Коммерческая тайна» рекомендует выделить в производственно-коммерческой деятельности предприятия все то, что отличает вас от конкурентов и чего вам не хотелось бы им раскрывать [4,36].

Информация о работе Предпринимательская тайна