Предпринимательская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой рассмотрение проблематики предпринимательской идентичности. С наступлением капиталистических тенденций предпринимательская деятельность стала интерпретироваться как один из наиболее интересных и актуальных способов существования в мире, построенном на новых реалиях свободного рынка, торговли и дохода посредством обращения капитала. Однако в связи со своеобразным возникновением абсолютно новых координат, актуальной стала проблематика идентичности предпринимателя, как фактор взаимодействия субъекта с миром капитала и рыночной экономики.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Феномен понятия идентичности 4
1.1.Предшествующие концепции 4
1.2.Последующая трактовка идентичности как наличествующего понятия. 9
Глава 2. Предпринимательская деятельность как объект идентичности. 15
2.1.Общие проблемы идентичности предпринимателя 15
2.2.Глобализация, как благоприятный фактор. 17
Заключение 22
Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

1148 КУРСОВАЯ Идентичность предпринимательской деятельности (3) ИСПРАВИТЬ!!!!!!!ДО 23 апреля.docx

— 57.29 Кб (Скачать)

Теорию идентичности в рамках американского  варианта психоанализа развивает А. Ватерман. Он стремится выделить ценностные аспекты этого феномена. Идентичность, по Ватерману, - наличие у человека главных ее элементов: четкого самоопределения, выбора целей, ценностей и убеждений, которым он следует в жизни. Формирование идентичности неотделимо от взаимодействия с ценностной идентичностью, на которую индивид претендует. По Ватерману, четыре сферы наиболее значимы для формирования идентичности: выбор профессии, принятие и переоценка моральных и религиозных убеждений, выработка политических взглядов, принятие набора социальных ролей.

Весьма интересной концепцией является концепция Д. Мида. 1. Идентичность человека составляется как бы из двух проявлений:9

  • «I» - «внутренняя» часть идентичности. Является истоком творческой энергии. Ее можно сравнить с бессознательным в концепции Фрейда.
  • «Me» - «внешняя» часть идентичности, является следствием положения человека в обществе, формируется посредством коммуникации, норм, законов и общества. Является как фильтром для творческих порывов «I».

Важно также сказать, что «Me»  и «I» не однородны, но представляют скорее комплексы различных следствий  или особенностей той или иной личности. (Нахождение одного и того же индивида в разных ассоциация, например, обуславливает неоднородность «Me») Развитие двух данных частей идентичности возможно для Мида только посредством взаимодействия с обществом.

Современные теории идентичности отражаются в концепциях половой идентичности. Согласно концепции Столлера10, ядром половой идентичности становится идея об основном, примитивном, неконфликтном и отчасти бессознательном чувстве принадлежности именно к этому, а не к другому биологическому виду. «Закрепленный глубоко в ядре личности ощущением “я - женщина” или “я - мужчина” психосоциальный источник половой идентичности возникает сразу же после рождения. Мать и отец обозначают свое восприятие пола младенца жестами, словами и тем как они обращаются с ним». На наш взгляд, описываемый процесс является последствием социального конструирования, нежели биологически детерминированным. Развивая концепцию Столлера, Ф.Тайсон и Р.Тайсон разделяют половую идентичность на три составляющих: ядерную половую идентичность, поло – ролевую идентичность и выбор объекта любви. Под полоролевой идентичностью понимаются обусловленные полом сознательные и бессознательные взаимодействия с другими, возникающие под влиянием ядерной половой идентичности. Полоролевая идентичность строится на основе сознательных и бессознательных взаимодействий родителей и ребенка, которые могут быть связаны позицией родителей по отношению к биологическому полу ребенка. Также Ф.Тайсон и Р.Тайсон отмечают, что по мере созревания ребенка его идентификации с подобными себе объектами, наряду с психическими репрезентациями "ролевых отношений", подвержены и окрашены культурными и социальными влияниями.11 Конечный продукт полоролевой идентичности является результатом взаимодействия заложенной внутрипсихической структуры и культурально определяемого обученного поведения. Сексуально-партнерская ориентация, третье направление развития половой идентичности, имеет отношение в полу предпочитаемого объекта любви и зависит от установления взаимных отношений между матерью и ребенком в раннем возрасте. Взаимоотношения матери и ребенка формируют модель, на которой строятся все будущие любовные отношения. Природа желаний и конфликтов с объектами во время фаллической фазы психосексуального развития, оживление и разрешение этих конфликтов в период подросткового возраста также важны для становления сексуально-партнерской ориентации .

Под гендерной идентичностью в  современной социологии понимается «осознание себя связанным с культурными  определениями мужественности и  женственности. Понятие действует  отнюдь не за пределами субъективного  опыта и служит психологической  интериоризацией мужских или  женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия "Я" и  других. Существование трансвеститской  и транссексуальной идентичностей  показывает, что гендер не зависит  только от пола, а является результатом  построения гендерных идентичностей». Таким образом, гендерная идентичность – категоризация себя индивидом с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.

Первоначально категоризация осуществляется, выделяя, с одной стороны, ребенка, с другой стороны - более компетентных мальчиков и девочек. В результате выбор гендерной идентичности осуществляется в пользу предопределенной анатомически половой идентичности. Признание  и использование категоризации  себя по признаку пола зависит не столько  от индивидуального выбора, сколько  биологически обусловлено и социально принудительно. Построение гендерной идентичности становится результатом не прямой проекции общепринятых норм маскулинности или феминности, а проецируется через собственный сексуальный опыт и соотнесение своего опыта с традиционными нормативными моделями. Процесс развития гендерной идентичности продолжается в течение всей жизни индивида и может видоизменяться. Посредством социализации гендерные нормы и нормативные модели гендерных отношений, будучи зачастую стереотипными и ригидными установками, закрепляются в социальной идентичности индивида и конструируют его поведение и стили межличностных взаимодействий. Таким образом, получается сочетание уникальности гендерной идентичности и её типизация. Гендерная идентичность является более широким понятием, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом, также понятие гендерная идентичность не синонимично понятию сексуальная идентичность.

 

 

 

Вывод по главе.

Проблематику идентичности на протяжении развития истории мысли рассматривали  различные авторы, которые подходят к данному феномену с точки  зрения бехивиаристского, коммуникационного, социологического, психологического, биологического и иных подходов. Подобными  авторами являются: Платон, Фрейд, Юнг, Адлер, Сартр, Хабермасс, Мид, Бердяев,  Шпет, Флоренский, Хайдеггер, Ясперс, Адорно, Эриксон, Марсия и другие. Вместе с тем, важно отметить, некоторые общие, характерные черты идентичности.

Идентичность представляет собой, на наш взгляд,  свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств. Понимание человеком себя «как такового», как личности предполагает установление им как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними в соответствии с признаками, характеризующими его идентичность, что, в свою очередь, является совершенно необходимым условием для того, чтобы он оставался «самим собой» в изменяющемся мире. Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделения им для себя «значимых других». Каждый человек формирует свою идентичность как самоидентичность, или самотождественность. Иначе говоря, если процесс установления человеком своей идентичности протекает как бы «сам собой», то при этом, тем не менее, в его психическую деятельность вовлекается и его сознательное отношение к происходящему с ним, что требует от него самостоятельных усилий при формировании им своего «Я» на этой основе. На идентичность оказывают существенное влияние, соответственно, как общие особенности психики человека, так и иные характеристики общества и государства.  

Глава 2. Предпринимательская  деятельность как объект идентичности.

 

В предыдущей главе был рассмотрен феномен идентичности как таковой. В данной главе нами будет описаны основные аспекты предпринимательской деятельности как объекта идентичности.

    1. Общие проблемы идентичности предпринимателя

 

Предприниматель не понимает сам и не может объяснить  другим, кем же, собственно, он является. В обиходном языке отсутствуют  слова, чтобы хоть как-то обозначить его деятельность. В привычном  перечне социальных ролей, в сетке  профессий нет графы, с которой  он мог бы себя отождествить, потому что деловая и хозяйственная  активность накрепко связана с конкретными  видами бизнеса или должностями  в госаппарате. Для обывателя  он – жулик, собственным детям  не может объяснить, кем и где  работает.

Зеркальное  отражение этих проблем возникает  со стороны общества. Деятельность предпринимателя не описывается  принятой юридической терминологией, не охватывается системой социальных институтов. Способ, каким он добывает пропитание, отсутствует в списке легальных источников дохода, а все  фирмы, которые за ним числятся, устойчиво  показывают нулевую или отрицательную прибыль. Общество не понимает, с кем имеет дело, и в лучшем случае трактует подозрительную фигуру как «теневую».

 

Суждения  не верны полность переделать!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Это обычное положение вещей в  ситуации, когда появляется новый  тип деятельности и его носитель-субъект – новый социальный слой. Проблемы, с которыми сталкивается предприниматель, связаны с предметом предпринимательской деятельности; ее формой и смыслом. Таким образом, проблематика идентичности предпринимателя является важной как для него самого, так и для государства в целом.

Для того чтобы обрести место в  обществе, недостаточно определить свою роль. Важно, чтобы эта роль была положительной. «Бандит», «террорист»  или «сутенер» – вполне определенные, привычные роли. Общество и предприниматель  должны взаимно уяснить, зачем они  нужны друг другу. Предпринимательству  нужно спроецировать свой социальный вектор на вечные оси «благо – зло», «истина – ложь», «прекрасное – безобразное».12

Нерешенность  этой проблемы порождает ситуацию взаимного  беспредела. Государство фактически ставит на одну доску предпринимательские, «теневые» и криминальные схемы.  Это опаснейшая тенденция. Со сталинской меткостью из общества выбивается наиболее творческая часть хозяйственно активного  населения. Встает важнейшая задача – установить форму взаимодействия, структуру взаимных интересов и  обязательств общества с его новой  прослойкой и закрепить их в системе  социальных институтов.   Вы имеете в виду белорусскую экономику??????

 

Одним из важнейших факторов в формировании идентичности предпринимателя является отношение к нему государства. Подобное отношение мы можем наблюдать  в связи с наличием некоторых  проблем. Подобными проблемами можно  считать отсутствие квалифицированной  подготовки предпринимателей как таковых. Предпринимательская деятельность в первую очередь опирается на развитый навык социального проектирования, в то время как высшая школа предлагает специалистов по «менеджменту», «праву» и т.п. К тому же знания преподносятся в неконструктивной форме, которая не позволяет выпускникам сыграть на худой конец роль экспертов-предметников в процессе выстраивания схем. Поэтому предприниматели вынуждены либо работать практически в одиночку, либо готовить сотрудников кустарным способом. Данные сотрудники, становясь новоиспеченными предпринимателями, получают базовые навыки для практической работы, однако не имеют должной базы в своем сознании для того, чтобы определить свое место в схеме социальных ролей.

Ситуация  в данном случае усложняется наличием долгого советского опыта, когда  предпринимателей воспринимали в качестве «спекулянтов» и мошенников. Развал Советского Союза обеспечил становление  иных форм государственности и правления, однако не изменил коренным образом  мировоззрение людей и их исторические представление о предпринимательстве. Вместе с тем, процесс своеобразной либерализации сознания конструируется посредством глобализации.

    1. Глобализация, как благоприятный фактор.

 

Феномен глобализации, по мнению Энтони Гидденса  есть процесс, который характеризует  большинство изменений связанных  с радикализацией модерна и переходом к понятию второго модерна.13 Глобализация проявляется неотвратимо и повсеместно, она разворачивается каждый раз на локальном уровне, размывая границы, обезоруживая государственные институты.

Глобализация  проявляется неотвратимо и повсеместно, она разворачивается каждый раз  на локальном уровне, размывая границы, обезоруживая государственные институты, переосмысляя легитимность общепринятых и ставших привычными ценностей. Это состояние кризиса смыслосодержащих форм, который приводит к необходимости  каждый раз заново обнаруживать проблемы и искать способы их решения. Основная сложность здесь состоит в  излишнем динамизме окружающего, власть сегодня обречена на конструктивизм, а, следовательно, на постоянное разочарование  в универсальных понятиях и принципах, которые при всех попытках их исключения из стратегий планирования, выявляются каждый раз в виде новых кризисов, которые не были учтены как актуальные и не будут учтены в последствие.

Страх изменений в процессе глобализации может быть вызван как размахом данного  процесса, так и его содержательной стороной: новое не только пугает, но и заставляет совершить массу  усилий для переосмысления наличествующей реальности, которая в свою очередь  может быть обозначена лишь одним  словом - «глобализация». Иных означающих коннотаций нет, старые механизмы больше не властны, а новые не известны и  прячутся под маской множеств иксов  и игреков.

Именно  процессы глобализации как ничто  иное, на наш взгляд, детерминируют  формирование идентичности предпринимателя, поскольку сталкивает его с иными  парадигмами западного восприятия. Данное восприятие базируется на исключительной успешности предпринимателя. Вместе с  тем, возможно наличие и негативных факторов в формировании идентичности, поскольку глобализация сталкивает всевозможные традиции, предприниматель может столкнуться со слишком большим количеством вариантов выбора.

Процессы  глобализации раскрепощают, вскрывают  и прекращают все процессы первого  модерна в том в виде, в котором  их привыкли видеть социологи. Проблематично  представить себе единообразную  теоретическую матрицу, в которую  бы мы смогли встроить различные механизмы  и через них репрезентировать целостность реальности. В каждом  отдельном случае процессы индивидуальны: возможно наметить лишь общие тенденции, собрав их под означающим "глобализация". Отдельно же стоит рассматривать  специфические черты партикулярных  глобализаций (экономическая, политическая ), которые хоть и сближаются общностью характеристик, но, тем не менее, требуют индивидуального подхода. В общем, глобализацию можно описать как констатацию изменчивости, причиной которой являются процессы, повлиявшие на все сферы жизни. Глобализация реконфигурирует привычные консталяции социального, глобального, локального и национального.

Информация о работе Предпринимательская деятельность