Предприниматель – как основной субъект рыночной экономики. Личностные качества предпринимателя

Автор: Марина Липницкая, 05 Октября 2010 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Предпринимательство, бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия). Предпринимательство, бизнес - важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.
В современных условиях одним из важнейших факторов развития предпринимательской деятельности стали личностные качества предпринимателя. Раскрытию данных качеств посвящена значительная часть данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Предприниматель – как основной субъект рыночной экономики…..5
Понятие, субъекты предпринимателя……………………………………5
Ответственность предпринимателя………………………………………9
Глава 2. Личностные качества предпринимателя……………………………..11
2.1. Имидж предпринимателя…………………………………………………...11
2.2. Экономическое мышление предпринимателя…………………………….16
2.3. Организация рабочего дня………………………………………………….22
2.4. Предприимчивость и организаторский потенциал предпринимателя……24
Заключение………………………………………………………………………..30
Список используемой литературы……………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

готов.по предприним..doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Эти явления проявлялись и в кадровой политике. Чтобы продвигаться по службе, быть на хорошем счету, надо быть скромным и не «высовываться». Исполнительность и послушание ценятся выше .инициативы и творчества. Человек, много лет работающий на одном месте, вызывал положительные оценки, хотя вполне возможно, что это было лишь следствием его общей пассивности. Напротив, тот, кто ищет пути реализации, меняет работу; стремится к росту, вызывает подозрение. Новатору, который объективно не может не вступать в конфликт с консервативным окружением, часто приписываются как начальством, так и сослуживцами отрицательные моральные качества: карьеризм, стяжательство и, само собой разумеется, нескромность.

     Такая консервативно-охранительная система  ориентации для многих удобна. Убедившись на собственном опыте, что личная инициатива очень часто наказуема, человек выбирает путь наименьшего  сопротивления: лучше обходиться малым, чем прилагать усилия. Такого рода «уход» работника закономерно ведет к застою, стагнации экономики, снижению нравственного уровня общества. Каковы бы ни были источники моральных норм, нравственное решение и связанные с ним риск и ответственность могут быть только индивидуальными. Преодоление психологии социальной инерции в первую очередь относится к предпринимателям. Без их живой инициативы, новаторства, творческого подхода, предприимчивости невозможно решать накопившиеся проблемы.

     Предприимчивость  является одной из важнейших черт делового человека. Специалисты, говоря о предприимчивости как о сложном, многомерном явлении хозяйственной жизни, выделяют ряд основных ее признаков:

     ♦ самостоятельность и неепшцартность поведения хозяйствующих субъектов;

     ♦ новаторство и новизна в достижении целей с опорой на собственную инициативу;

     ♦ деловитость и практичность;

     ♦ смелость и изобретательность;

     ♦ состязательность и небоязнь хозяйственного риска;

     ♦ ориентация на достижение наивысших результатов, эффективное использование ресурсов.

     Предпринимать, осуществлять какие-либо кардинальные хозяйственные мероприятия, связанные  с хозяйственным риском, может  лишь собственник средств производства, субъект хозяйствования, выполняющий  функции владения, распоряжения и  использования.

     Иначе говоря, во всех без исключения общественно-экономических  формациях хозяйственная предприимчивость является функцией собственника или  владельца.

     Сегодня деловой мир испытывает нехватку предприимчивых новаторов. Следует  различать понятия творчества и новаторства.

     Упрощенно можно сказать, что творчество означает выдумывать новые вещи, а новаторство  - делать новые вещи. Плодотворная новая идея может годами не использоваться не потому, что не признаются ее достоинства, а потому, что никто не взял на себя ответственность за ее воплощение. Пока идея не используется, она бесполезна.

     Доказательством ее ценности служит только претворение  ее в жизнь.

     Поскольку предпринимательство есть институт, призванный «делать дело», творчество без ориентации на последовательно результативные действия представляется здесь несостоятельной формой поведения, в каком-то смысле безответственностью.

     М. Вудкок и Д. Фрэнсис выявили семь главных факторов, которые ограничивают или сводят на нет творческие и  новаторские способности предпринимателя:

     ♦ человеческая лень. Творчество требует времени и усилий. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую требуется и преодолеть скуку. В творческих задачах часто встречаются подлинные трудности и почти нерешаемые проблемы, но если не поддаваться лени, то можно испытать и освоить различные ступени творчества;

     ♦ устоявшиеся привычки. У всех людей вырабатываются стерео типы в движениях, работе, манере и мышлении, но привычки могут стать врагами творчества. Необходимость изучить устоявшиеся привычки, и здесь очень полезным средством может быть вопрос «Почему?»:

  • излишняя напряженность. В своих творческих усилиях мы часто сталкиваемся с чувством неуверенности и смущения. Люди, находящиеся в напряженном состоянии, стараются держаться каких-либо хорошо известных им правил и норм, и в результате их силы и энергия используется не полностью;

     ♦ ослабленная целеустремленность. Говорят, что ни одно из значительных свершений не имело бы места, не будь осознанного стремления к переменам. Творческие деяния питаются желанием стать другим. Стремление к новому может возникнуть под влиянием внешних причин;

     ♦ недостаточные возможности. Многие исторические открытия были сделаны людьми, которые не могли нормально прожить свою жизнь из-за болезни, заключения в тюрьму, временной потери репутации. Для большинства людей нормально жить означает наполнять свою жизнь обыденными делами, поглощающими большую часть их времени и сил; в их жизни редко встречаются возможности для нововведений;

  • излишняя серьезность. Чтобы выразить себя в творчестве, часто необходимо «поиграть» с идеями; иногда искомое решение находится среди самых эксцентрических и немыслимых предложений. Нехватка игровой установки затрудняет также общение с окружающими;

     ♦ плохая методология. Ослабляет творческие усилия нехватка подходящего или эффективного метода решения проблем. Творческий процесс можно изучить и анализировать, чтобы приобрести нужные навыки и развить соответствующие методы.

     Техника творческого решения проблем  требует наличия особых навыков. В творческом решении вопросов можно  выделить пять явственных стадий.

     Первая  стадия: изучение проблемы. Чтобы создать основу для поиска решения проблемы, необходимо ее глубоко изучить. Требуется не только иметь перед собой цель, необходимо уяснить задачу также с интеллектуальной и эмоциональной точек зрения. Глубокое изучение проблемы имеет три достоинства. Оно дает возможность:

     ♦ более реалистично оценить масштабы задания; установить цели и критерии их достижения;

     ♦ спланировать подходящую организацию персонала и метод работы.

     Вторая  стадия - выработка идей. Этого требуют все виды творческой работы. Идея - это прыжок в неизвестность, и неизвестно, когда она возникнет. Поэтому важно увеличить количество вырабатываемых вами идей и добиться, чтобы уже появившиеся идеи не терялись.

     Есть  разные методы выработки идей, наиболее эффективный - «мозговой штурм. Он основан на том принципе, что идеи лучше всего вырабатываются и высказываются, если их оценка откладывается «на потом».

     Это отличает «мозговой штурм» от обычной  практики немедленной реакции на предложения. Есть несколько простых  правил, содействующих повышению эффективности этого метода. Если вы хотите добиться результата, строго придерживайтесь процедуры «мозгового штурма». Вкратце она состоит из следующего:

     ♦ выбирайте краткое изложение проблемы;

     ♦ краткое изложение проблемы записывается лучше на пустом бланке (доске или экране);

     определяется  время, когда будет прекращена дальнейшая работа;

     ♦ во время «мозгового штурма» любые идеи, какими бы странными и вроде бы неподходящими они ни казались, записываются, но не оцениваются;

     ♦ после окончания работы все идеи приводятся в логический порядок и каждая обсуждается.

     «Мозговой штурм» позволяет быстро выработать идеи, а присущая этому методу свобода  дает возможность оценивать фантастические и необычные идеи.

     Третья  стадия - отсев применимых идей. Как только у вас появился запас идей, необходимо провести их жесткий отсев. Некоторые из них могут оказаться неэффективными, непрактичными, затратными, бессмысленными или аморальными. Однако разумно не позволять себе отбрасывать предложения до того, как будут оценены их достоинства. Существует искушение отделить «зерна от плевел» в процессе жесткого и быстрого поиска решений, но так можно отбросить тонкие идеи, имеющие смысл.

     Четвертая стадия - планирование нововведений. Идея должна быть применена на практике. Подобные новаторские действия необходимо планировать, а плохое планирование снижает их эффективность.

     Для того чтобы процесс планирования протекал успешно, необходима ясная, прямая связь между участниками работы. Каждому необходимо составить себе представление о своей роли в общей системе и понять отношение своей работы к работе коллег. Конечно, личная инициатива важна, но се необходимо координировать в рамках общей работы.

     Стадия  пятая - обратная связь и анализ. Процесс внесения новаций не всегда можно осуществить точно и аккуратно. Постоянно возникают новые факторы, которые влияют на информацию. Поэтому требуется регулярный анализ достигнутых успехов и изменение целей и планов.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

     Можно выявить следующие основные факторы предпринимательства:

     - деятельность в условиях повышенного риска;

     - быстрая смена направлений деятельности;

     - при необходимости быстрая смена места осуществления деятельности;

     - инвестирование в новые не выпускавшиеся ранее виды товаров.

     Наличие в любом обществе условий для  предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса - это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

     Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как  бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

     Каждый  предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими  словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Евстафьева Е.В., Попков В.П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы: Учебное пособие 2007 год;

2. Зарубина Н. Российские предпринимательство: идеи и люди. // Вопросы экономики. 2006 год. № 7;

3. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лайша И.Н. Социальный портрет предпринимателя. // Социс. 2002 год. № 10;

4. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс ., 2007 год -М.;

5. Гусева Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие.- М.:РИОР, 2005 год;

Информация о работе Предприниматель – как основной субъект рыночной экономики. Личностные качества предпринимателя