Автор: Марина Липницкая, 05 Октября 2010 в 23:48, контрольная работа
Предпринимательство, бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия). Предпринимательство, бизнес - важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.
В современных условиях одним из важнейших факторов развития предпринимательской деятельности стали личностные качества предпринимателя. Раскрытию данных качеств посвящена значительная часть данной работы.
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Предприниматель – как основной субъект рыночной экономики…..5
Понятие, субъекты предпринимателя……………………………………5
Ответственность предпринимателя………………………………………9
Глава 2. Личностные качества предпринимателя……………………………..11
2.1. Имидж предпринимателя…………………………………………………...11
2.2. Экономическое мышление предпринимателя…………………………….16
2.3. Организация рабочего дня………………………………………………….22
2.4. Предприимчивость и организаторский потенциал предпринимателя……24
Заключение………………………………………………………………………..30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Гражданская
ответственность является имущественной,
носит компенсационный
Глава 2.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1. Имидж
предпринимателя
В последнее десятилетие в нашу жизнь бурно ворвалось слово «имидж». Что оно означает? В переводе с английского - образ, престиж, репутация. Применительно к предпринимателю это оценка его морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных и этических качеств окружающими людьми.
Имидж - это самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.
Время большого бизнеса, политизации всех сторон жизни породило и новые требования: жить на виду, выставлять себя напоказ.
Если вы хотите повысить свой ранг в социальной иерархии, то необходимо многое в себе менять, т. е. работать над своим имиджем.
Первый этап формирования имиджа должен быть связан с повышением самооценки. Следует отметить, что наш человек относится к себе самоуничижительно - в этом особенность российского менталитета. С самого детства мы зачастую сталкиваемся с неуважением со стороны родителей, которые не доверяют нам и контролируют каждый наш шаг. Поэтому первым делом предприниматель должен полюбить самого себя, научиться любоваться собой, украшать свое физическое «Я». Заняться своим лицом, фигурой. Предприниматель должен научиться носить красивую одежду, и если элегантность войдет в его плоть и кровь, то он начнет тактично относиться к людям, уважать их взгляды и мнения. И чем глубже образ проникает в личность, тем большее влияние он на нее оказывает3.
После того как предприниматель научится уважать свою физическую красоту, убедится в своей привлекательности в глазах окружающих, следует перейти ко второму этапу - к воспитанию хороших манер, к умению быть доброжелательным, обаятельным, приветливым, вызывать доверие аудитории и получать удовольствие от межличностного общения.
Однако имидж формируется не только внешними чертами человека, но и личностными: предприимчивостью, смелостью, творческим типом характера, целеустремленностью.
Не подлежит сомнению, что фигура предпринимателя относится к числу центральных в условиях перехода к рынку. Именно с его деятельностью, прежде всего, связываются прогресс современного общества, динамизм экономической системы. В России и других бывших социалистических странах предприниматель и предпринимательство в течение десятилетий практически отсутствовали. Ныне здесь формируется принципиально иная социальная структура. Возникают и быстро утверждаются неведомые советскому обществу типы хозяйствующих субъектов, место и значимость которых в переходной экономике не вполне прояснены в силу новизны этой проблемы. В числе этих типов особое место занимает предприниматель, подчиняющийся законам рыночной экономики, типичным продуктом которой он и является. Народному хозяйству России предстоят крупнейшие не только социальные, но и технико-технологические преобразования. Отсюда вытекает неизбежность роста численности предпринимательского слоя.
В
экономической науке при
Предприниматель
реализует свой творческий потенциал
в различных социально-
Предприниматель как носитель общественного прогресса становится центральной фигурой в обществе, В условиях бурного научно-технического прогресса такой подход приемлем для любой современной экономики, особенно переходной, где, прежде всего, требуется радикальное преобразование всех сторон общественной жизни. Но и развитая экономика переживает ныне подлинный «предпринимательский бум». Объясняется это рядом причин, порожденных научно-технической революцией: всеобщей информацией экономической жизни; широким распространением персональных компьютеров и телекоммуникационных систем, позволяющим автоматизировать большую часть рутинной работы по бизнесу и освободить время для творческой деятельности; все большим развитием научного творческого труда.
Предприниматель, являясь субъектом предпринимательской деятельности, выступает также носителем новаторской идеи, разрабатывая ее в одиночку или в коллективе единомышленников. Он ее развивает и, придав коммерческий характер, воплощает в жизнь.
Организационные формы предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике весьма многообразны. Основной формой является фирма, организованная в виде частного предприятия, товарищества, корпорации.
Предпринимательство, осуществляемое через частное предприятие, отличается тем, что за одним лицом закрепляются функции, связанные с деятельностью фирмы: предприниматель-собственник, управляющий, исполнитель. Достоинство данной формы очевидно: полная самостоятельность и, соответственно, неограниченная личная инициатива. Впрочем, есть и «обратная сторона столь же неограниченная ответственность в случае неудачи.
На принципе частной собственности организован преимущественно малый бизнес. В экономически развитых странах он превратился в мощную экспериментальную базу для апробации всякого рода нововведений - как раз потому, что здесь нет препятствий для рискованных действий: предприниматель волен поступать по собственному усмотрению.
Для
крупных фирм также характерна активизация
предпринимательской
Ведущий принцип деятельности предпринимателя - автономия. Она означает самостоятельность в принятии решений, их неразрывность с действиями, установку на личный контроль над ситуацией с неохотным делегированием своих полномочий другим, стремлением к личному контролю за информацией и исполнением, способность самостоятельно определить свою судьбу, сильную потребность в достижениях.
Нельзя сбрасывать со счетов и «фактор поколения». Наши нынешние бизнесмены - первое поколение людей, избравших для себя эту сферу деятельности и пробивающих себе путь в социально-экономическую элиту. Поэтому они должны выделяться особыми качествами, способствующими новаторству.
Предприниматели
первого поколения более
По данным зарубежных исследователей, предприниматели в крупном бизнесе обычно предпочитают решения крупномасштабного характера, они склонны действовать обдуманно и быстро, ориентируясь на реорганизацию предприятия, смену направления бизнеса и т. п. Такого рода предприниматель не столько индивид, избравший определенную профессию, сколько личностный тип, который характеризуется потребностью в независимости и доминировании, установкой на поиск новых возможностей, инициативностью, целеустремленностью, ориентацией на эффективность, способностью организовать людей и распределить ресурсы, ослабленным чувством опасности, неприятием бюрократических процедур, отсутствием робости перед тем, чтобы взять ответственность на себя.
Сравнение
психологических портретов
Среди представителей крупного бизнеса особо выделяется личностный тип «замкнутого, творческого лидера». Люди этого типа обладают развитым абстрактным мышлением, способностью к обучению. Они эмоционально устойчивы, стремятся доминировать над окружающими, не признают авторитетов, активны и смелы.
Таким образом, происходит профессиональная деформация личности, модификация ее структуры. Человек может приобрести черты скрытности, авторитарности, черствости под влиянием своей деятельности. С другой стороны, предприниматель преобразует свою деятельность исходя из своих личностных черт, желаний, мотивов, понимания задач фирмы, способностей.
Развитие рынка, экономики России в значительной степени зависит от интеллекта, личностных черт предпринимателей.
Субъектами обновления могут стать лишь люди, непосредственно связанные с материальным и духовным производством, заинтересованные в свободной экономической конкуренции, не боящиеся ее благодаря своим профессиональным качествам.
Жизнь показывает, что появились способные, активные и достигшие существенных успехов лидеры отечественного бизнеса и их немало,
Развитие
рыночных отношений формирует социальный
заказ на качественно новый тип предпринимателя,
что предполагает создание научно обоснованной
модели деятельности, которая необходима
и как цель при формировании, и как критерий
при оценке современного предпринимателя.
2.2. Экономическое
мышление предпринимателя
Экономическое мышление осуществляется в определенных понятиях, категориях, которые являются выражением определенных сторон, свойств, связей и зависимостей социальных изменений и процессов производства.
Каждое общество формирует свой особый социальный тип экономического мышления. Определяющее влияние на него оказывает форма собственности. Частная собственность, порождая изолированность интересов, делает экономическое мышление индивидуалистичным, прагматичным. Изменение формы собственности, социалистические производственные отношения изменили коренным образом экономическое мышление. На смену индивидуалистическому мышлению пришло шаблонное, основанное на единой экономической стратегии коллективистское мышление. Экономическое мышление несет на себе черты административно-командной системы с ее директивностью, безынициативностью, уравнительностью, экстенсивным характером производства.
В условиях перехода к рынку назрела необходимость выработки нового экономического мышления. Процесс это длительный и трудоемкий. Возникновение в ходе реформы многообразных форм собственности, восстановление товарно-денежных отношений, формирование дохода в зависимости от инициативы, предприимчивости постепенно меняют тип экономического мышления.
Постановка вопроса о новом экономическом мышлении предполагает прежде всего четкое определение критериев, которым оно должно отвечать.
Существуют два главных критерия, которые характеризуют современный тип экономического мышления: научность и отражение в мышлении новых, изменившихся условий развития общественного производства. Оба критерия взаимосвязаны и рассматриваются в единстве.
Первый - научность – заключается, прежде всего, в необходимости полного и последовательного учета в экономическом мышлении и хозяйственных решениях объективных экономических законов.
Незнание либо игнорирование их в планировании и управлении - основа субъективизма и волюнтаризма, столь печально известных по недавнему прошлому. Прежде всего, это относится к закону стоимости, действие которого характерно не только для капиталистической экономики. Развитие на его основе экономических рычагов и стимулов - важнейшая задача реформы. Научность нельзя рассматривать как простое освоение и использование каких-то раз и навсегда установленных истин. Экономическая наука находится в постоянном движении, развитии и обновлении. Повторение однажды добытых истин - это скорее пропаганда, а не наука. В науке происходит постоянное приращение знаний, уточнение полученных выводов, отбрасывание того, что не подтвердилось на практике.