Правовой режим статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы считаю закрепление знаний по теме курсовой работы, получение навыков самостоятельной работы с нормативной базой и научной литературой.
Задачами является исследование и практическое знание института предпринимательства, ознакомление с судебной практикой.
Эмпирическую основу работы составляют выводы исследовате­лей, работавших над проблемами правового регулирования предпринимательской деятельности, мате­риалы опубликованной судебной практики, а также собственные обобщения автора.

Содержание

Введение
Глава 1 Конституционные гарантии предпринимательской деятельности.
§ 1 Понятие и конститутивные признаки.
§ 2 Основное содержание права на предпринимательскую деятельность.
Глава 2 Предпринимательская деятельность граждан:
§ 1 Правосубъектность индивидуального предпринимателя.
§ 2 Регистрация индивидуального предпринимателя.
§ 3 Расчетный счет индивидуального предпринимателя
§ 4 Взаимоотношения с внебюджетными фондами и наемными работниками.
Глава 3 Особенности статуса индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица
Глава 4 Проблемы законодательного регулирования.
Заключение
Список используемой литературы и нормативных актов.

Работа содержит 1 файл

Правовой статус ИП.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Конституция  РФ  закрепляет очень высокое положение международных договоров  Российской Федерации в иерархии нормативных актов. Согласно ст. 15 положения международного договора даже выше положений конституционных законов, поскольку если международным договором установлены  иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Общепризнанные принципы и нормы международного права также занимают очень важное место в правовой системе России. В соответствии со ст. 17 Конституции в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается и дополнительно гарантируется через подключение к внутреннему конституционному праву положений международного права.

Таким образом, анализ положений Конституции РФ позво­ляет сделать вывод о наличии в Основном законе страны важ­нейших принципов, отражающих основную направленность данного акта на реализацию неотчуждаемых и принадлежащих гражданину прав и обязанностей, связанных прежде всего со свободой, равенством и независимостью человека и граждани­на. Это непосредственно находит отражение и в возможности осуществлять предпринимательскую и иную экономическую де­ятельность.[6]

 

ГЛАВА II Предпринимательская деятельность граждан

 

§ 1 Правосубъектность индивидуального предпринимателя

 

Предпринимательская правосубъектность - это мера возможного правообладания в сфере предпринимательской деятельности, т.е. мера свободы действий предпринимателя в рамках действующего законодательства.[7]

В Конституции РФ свобода предпри­нимательства отнесена к правам и сво­бодам человека и гражданина (гл. 2). В смысле принадлежности этого права каждому человеку Конституция РФ счи­тает его субъективным правом. Оно возникает непосредственно из закона и реализуется в правоотношениях обще­го типа, которые возникают между госу­дарством и носителем такого права.

Однако в Конституции не отрицается и категория правоспособности. Так, в ст. 60 говорится о возможности для граждан РФ самостоятельно осуществ­лять свои права в полном объеме с 18 лет (общая дееспособность). По­скольку дееспособность не может существовать без правоспособности, то косвенно в этой статье речь идет и о последней категории. Одним из эле­ментов правоспособности необходимо признать такую стадию субъективного права на предпринимательскую дея­тельность, как абстрактная возмож­ность приобрести статус предпринима­теля. Следовательно, в Конституции РФ субъективное право на предпринима­тельскую деятельность рассматривается в качестве элемента правоспособно­сти субъекта права.

В гражданском законодательстве условия и порядок приобретения предпринимательского статуса поставлены в зависимость от правовой формы дея­тельности будущего предпринимателя (с образованием юридического лица или без такового).

Применительно к индивидуальным предпринимателям в ст. 18 ГК РФ пра­во на предпринимательскую деятель­ность рассматривается как элемент правоспособности гражданина. Это оз­начает, что с момента рождения любой гражданин обладает абстрактной воз­можностью иметь гражданские права и нести обязанности в сфере предприни­мательства. Следовательно, в стадии правоспособности право на предприни­мательскую деятельность не рассмат­ривается как субъективное право и ему не корреспондируют конкретные обя­занности определенных лиц.

Таким образом, правоспособность в сфере предпринимательства возникает с момента рождения гражданина. Не­смотря на прямое указание ст. ст. 17 - 18 ГК иногда считается, что право на предпринимательскую деятельность как элемент правоспособности возникает не с момента рождения, а при достиже­нии определенного возраста. Однако правоспособность как юридическое качество лица не зависит от возраста и присуща всем гражданам независимо от социальных, физических, экономиче­ских или психических особенностей.

Правоспособность очерчивает круг возможных субъективных прав и юри­дических обязанностей будущего пред­принимателя, но самостоятельно дейст­вовать в соответствии с ними он может лишь при наличии дееспособности. На основании п. 1 ст. 21 ГК полная гражданская дееспособность возникает по достижении гражданином восемнадца­тилетнего возраста. Именно на эту ста­тью обычно ссылаются для обоснования того, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с 18 лет. В других случаях указывают на два исключения: 1) п. 2 ст. 21 ГК, пре­доставляющий возможность граждани­ну, не достигшему 18 лет, приобрести полную дееспособность со времени вступления в брак (для случаев, когда законом допускается вступление в брак ранее 18 лет); 2) п. 1 ст. 27 ГК, допус­кающий возможность объявления в порядке эмансипации несовершенно­летнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства или суда.

На основании действующего законо­дательства обоснованно мнение и о том, что возрастная граница дееспособ­ных лиц в сфере предпринимательства может быть еще ниже. Так, по смыслу п. 1 ст. 27 ГК гражданин к шестнадцати годам (возраст эмансипации) может уже работать по трудовому договору (в ст. 63 ТК РФ допускается участие в отдельных трудовых отношениях даже лиц, еще не достигших 14 лет) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя заниматься предпринима­тельской деятельностью. Можно пред­положить, что имеется в виду предо­ставленная п. 1 ст. 26 ГК возможность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет совершать основную массу сделок с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя). Необхо­димость получения такого согласия (или последующего письменного одоб­рения) обусловлена возрастом участни­ка сделки.

Конечно, требование закона о получе­нии согласия законных представителей можно рассматривать как ограничение самостоятельности предпринимателя, которая рассматривается в качестве неотъемлемого признака предпринима­тельской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК). Но это ограничение особого рода - ведь оно применяется в интересах самого гражданина. Кроме того, такому ограни­чению подвергаются лишь отдельные аспекты его самостоятельности в имущественном обороте. Тем более что на основании п. 2 ст. 26 ГК несовершенно­летний в возрасте от 14 до 18 лет впра­ве распоряжаться своими доходами самостоятельно, без упомянутого огра­ничения.

Отсутствие дееспособности граждани­на в сфере предпринимательства нель­зя восполнить действиями его предста­вителей (как это происходит в других сферах имущественного оборота). Конечно, это не исключает применения в процессе осуществления предприни­мательской деятельности института представительства. Однако вступать в отношения со своими представителями должен сам предприниматель.

Таким образом, правосубъектность предпринимателя в частно-правовых отношениях возникает с 14 лет. До наступления этого возраста любой гражданин обладает лишь абстрактной возможностью осуществлять предпри­нимательскую деятельность.

При достижении указанного возраста у гражданина одновременно появляется две юридически значимых способности:

1) иметь гражданские права и обязан­ности в сфере  предпринимательства;

2) своими действиями приобретать и осуществлять в сфере предпринимательства гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Вместе они образуют правосубъектность предпринимателя и обеспечивают его существование как субъекта права.

Правосубъектность индивидуальных предпринимателей следует определить как универсальную. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности в любых сферах деятельности, не запрещенных законом. Иная позиция противоречит ч. 2 ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Ограничение правосубъектности предпринимателей по сравнению с коммерческими организациями, содержащееся в п. 1 ст. 4 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельнос­тью, и порядке их регистрации» (специальная правосубъектность), никак не обусловлено защитой публичных интересов.

Но даже обладая правоспособностью и дееспособностью, гражданин не может начинать предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 23 ГК). Он должен приобрести субъективное право на нее, которое возникает только при наличии особого юридического факта – государственной регистрации.[8]

Сама же государственная регистрация осуществляется лишь при условии наличия у гражданина необходимых правоспособности и дееспособности. В п. 1 ст. 2 ГК государственная регистрация названа в качестве одного из признаков предпринимательской деятельности. Однако это не только признак, появляющийся уже после регистрации, но и обязанность субъектов, желающих осуществлять или осуществляющих предпринимательскую деятельность. Иначе невозможно было бы при­менять ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), устанавливающую уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Оборотной стороной обязанности пройти государственную регистрацию служит пассивная обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность без такой регистрации. Эта обязанность возникает непосредственно из закона одновременно с правом на предпринимательскую деятельность (элемент правоспособности) и существует в рамках общерегулятивных правоотношений. Такая обязанность в случае ее нарушения служит основой для воз­никновения охранительного правоотношения по поводу пресечения нарушения и наказания за его совершение.

Для отдельных категорий граждан законами России установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью.

При этом в одних случаях закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. В частности, Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.

В Федеральном Законе РФ «О государственной гражданской службы в РФ» сказано, что «государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников».

В Законе РФ «О милиции» записано, что сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность.

Самостоятельной предпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы.

В других случаях запрет на занятие предпринимательской деятельностью является результатом наказания. Например, в соответствии с УК РФ незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до 5 лет.

Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и  профессиональной  подготовки. Некоторые законы и иные правовые акты,  регламентирующие порядок осуществления той или иной  деятельности,  содержат квалификационные  требования, предъявляемые к гражданам,  желающим заниматься такой деятельностью.

 

§ 2 Регистрация индивидуального предпринимателя.

 

Согласно п. 1 ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает статуса предпринимателя[9].

Государственная регистрация предпринимателей без образования юридического лица производится в органах местной администрации по месту постоянного жительства. Для этого необходимо подать заявление и уплатить регистрацион­ный сбор[10]. Форма заявления приведена в приложении № 1 к письму Госналогслужбы России от 3 марта 1992 г. № ИЛ-6-03/77.

Заявление и документ об уплате регистрационного сбора можно отправить по почте, приложив конверт с обратным адресом и марками. Датой представления документов для регистрации ПБОЮЛ является дата почтового отправления, Указанная в квитанции о почтовом отправлении с описью направленных документов. В этом случае квитанция удостоверяет факт представления документов для регистрации.

Регистрация предпринимателей производится в тот же день, когда гражданин представил необходимые документы в регистрирующий орган. В этот день заявителю выдается свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Если гражданин выслал документы по почте, то его зарегистрируют через три дня после получения документов, а свидетельство о регистрации ему вышлют по почте.

Ставка регистрационного сбора не может превышать размера минимальной месячной оплаты труда. Однако некоторым категориям граждан предоставляются льготы по уплате сбора. Например, от уплаты регистрационного сбора пол­ностью освобождены граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы[11].

Регистрационный сбор уплачивается через банк. Независимо от результатов процедуры регистрации уплаченный сбор не возвращается.

Свидетельство о регистрации оформляется регистрирующим органом в трех экземплярах: один экземпляр выдается предпринимателю, второй остается в местной администрации, а третий передается в налоговые органы.

Информация о работе Правовой режим статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица