Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:52, курсовая работа
Актуальность темы государственного регулирования малого предпринимательства сейчас обусловлена экономической ситуацией в России и социально-экономической значимостью малого предпринимательства. Об этом свидетельствует вклад малого и среднего бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех развитых странах. Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие народного хозяйства индустриальных стран, в обеспечение социальной стабильности и расширение среднего класса. О малом бизнесе говорится практически уже 20 лет, и сегодня независимо от ранга и положения, в связи и без связи каждый не преминет упомянуть или высказаться о том, что малый бизнес нужно развивать, поддерживать, укреплять и т.д.
Введение 3
1. Понятие и развитие правового регулирования малого предпринимательства в РФ 4
1.1. Понятие малого предпринимательства 4
1.2. Развитие правового регулирования малого предпринимательства в современной России 11
2. Содействие и перспективы развития малого предпринимательства в РФ 17
2.1. Содействие развитию малого предпринимательства в России 17
2.2. Перспективы развития и правового регулирования малого предпринимательства в РФ 22
Заключение 31
Библиография 33
2. В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции":
- в ч. 1 ст. 20 исключить требование о предварительном согласии в письменной форме антимонопольного органа при предоставлении любой государственной или муниципальной помощи;
- исключить действие ст. 17.1 об особенностях порядка заключения договоров государственного и муниципального имущества в отношении некоммерческих организаций, граждан, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих коммунальную, бытовую, образовательную, культурную и иную социальную инфраструктуру населенных пунктов.
3. В Федеральных законах от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"27 и от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов товаров, работ и услуг от открытых акционерных обществ с долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 50% и более, а также от государственных и муниципальных предприятий и государственных корпораций.
4. В ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распространить действие указанного Федерального закона на действия уполномоченных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
5. Внести в Лесной кодекс Российской Федерации изменения и дополнения, предусматривающие заготовку гражданами и юридическими лицами пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений без предоставления лесного участка на основании договоров купли-продажи пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.
6. Распространить правило об оплате за фактический объем потребления электрической энергии на юридических лиц (п. 70 и 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики",28 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530).
7. Отменить требование предварительной (авансовой) оплаты потребителями (любыми юридическими лицами) за электрическую, тепловую энергию и природный газ.29
8. Установить нормативы обязательного кредитования малого и среднего бизнеса (в процентах от всего кредитного портфеля) коммерческими банками (в первую очередь банками, получающими стабилизационные кредиты от государства).
9. Внести изменения в Положение Центрального банка Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери"30 для облегчения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам.
Развитие инновационной деятельности. Несмотря на провозглашение государством курса перехода отечественной экономики от добывающей к инновационной, развитие инновационной деятельности по-прежнему ограничивается действующим федеральным законодательством. Отсутствует необходимая нормативно-правовая база в сфере инновационной политики, существуют указанные выше бюрократические и ценовые барьеры доступа субъектов предпринимательской деятельности к ресурсам, необходимым для организации производства (выделение земли, согласование и оплата инженерной инфраструктуры, административное давление на бизнес и др.), требует совершенствования таможенная политика государства в отношении экспорта высокотехнологичной продукции (особенно в сфере биотехнологий) и импорта производственного оборудования и его комплектующих.
Кроме того, согласно действующему законодательству высшие учебные заведения (вузы) не имеют права создавать наукоемкие предприятия. Бюджетный кодекс Российской Федерации31 уравнивает их и научные учреждения с иными бюджетными организациями, где бизнес запрещен. Все это привело к тому, что, несмотря на положительную динамику становления инновационного сектора в последние годы, дальнейшее развитие компаний только за счет собственных ресурсов не обеспечит требуемых темпов роста новой экономики в целом, а, наоборот, грозит потерей сформированной небольшой группы российских инновационных компаний.
В целях поддержки и развития инновационной деятельности, по нашему мнению, необходимо:
1. Ускорить разработку и принятие федеральных законов об инновационной деятельности в Российской Федерации и о технопарках в Российской Федерации.
2. Разрешить государственным образовательным и научным учреждениям без согласия собственника имущества за счет имущества, поступающего в самостоятельное распоряжение учреждений, создавать малые и средние коммерческие организации (ст. 42 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании",32 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",33 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"34).
3. Предоставить в течение трех лет льготу по налогу на имущество организаций в отношении оборудования, приобретаемого в рамках реализации инновационных проектов (ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации).
4. Отменить ввозные таможенные пошлины на приобретаемое технологическое оборудование, не имеющее российских аналогов, при реализации инновационных проектов.
5. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"35 предоставить право органам государственной власти субъектов Российской Федерации создавать региональные особые экономические зоны.
Таким образом, действующее федеральное законодательство по-прежнему содержит ряд препятствий для субъектов малого предпринимательства и, как следствие, требует дальнейшего совершенствования.
Таким образом, малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Главным в правовом регулировании малого бизнеса является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что малые предприятия существовали при любом общественно-политическом строе. Они стали весьма существенным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе малое предпринимательство играет большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое экономико-социальное явление.
Очевидна необходимость совершенствования законодательства в области малого предпринимательства, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных крупных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ и услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в данной сфере.
Представляется,
что в России назрела необходимость на
законодательном уровне определить приоритетные
направления деятельности в различных
отраслях для субъектов малого предпринимательства,
сделав данные нормы диспозитивными с
целью предоставления начинающим предпринимателям
свободы выбора ими финансово-хозяйственной
деятельности. Такая норма (в случае принятия)
послужит эффективному развитию не только
соответственно малого предприятия, а
также развитию, укреплению и стабильности
в целом экономики государства. Необходимо
признать малые и средние предприятия
равноправными участниками процесса общественного
производства. В ряде отраслей они должны
стать главной формой организации основного
звена в экономике, например отрасли, производящие
потребительские товары и оказывающие
услуги.
Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ