Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы государственного регулирования малого предпринимательства сейчас обусловлена экономической ситуацией в России и социально-экономической значимостью малого предпринимательства. Об этом свидетельствует вклад малого и среднего бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех развитых странах. Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие народного хозяйства индустриальных стран, в обеспечение социальной стабильности и расширение среднего класса. О малом бизнесе говорится практически уже 20 лет, и сегодня независимо от ранга и положения, в связи и без связи каждый не преминет упомянуть или высказаться о том, что малый бизнес нужно развивать, поддерживать, укреплять и т.д.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и развитие правового регулирования малого предпринимательства в РФ 4

1.1. Понятие малого предпринимательства 4

1.2. Развитие правового регулирования малого предпринимательства в современной России 11

2. Содействие и перспективы развития малого предпринимательства в РФ 17

2.1. Содействие развитию малого предпринимательства в России 17

2.2. Перспективы развития и правового регулирования малого предпринимательства в РФ 22

Заключение 31

Библиография 33

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ Курсовая комправо.doc

— 267.34 Кб (Скачать)

     2. В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции":

     - в ч. 1 ст. 20 исключить требование о предварительном согласии в письменной форме антимонопольного органа при предоставлении любой государственной или муниципальной помощи;

     - исключить действие ст. 17.1 об особенностях порядка заключения договоров государственного и муниципального имущества в отношении некоммерческих организаций, граждан, а также субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих коммунальную, бытовую, образовательную, культурную и иную социальную инфраструктуру населенных пунктов.

     3. В Федеральных законах от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"27 и от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов товаров, работ и услуг от открытых акционерных обществ с долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 50% и более, а также от государственных и муниципальных предприятий и государственных корпораций.

     4. В ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распространить действие указанного Федерального закона на действия уполномоченных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

     5. Внести в Лесной кодекс Российской Федерации изменения и дополнения, предусматривающие заготовку гражданами и юридическими лицами пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений без предоставления лесного участка на основании договоров купли-продажи пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

     6. Распространить правило об оплате за фактический объем потребления электрической энергии на юридических лиц (п. 70 и 73 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики",28 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530).

     7. Отменить требование предварительной (авансовой) оплаты потребителями (любыми юридическими лицами) за электрическую, тепловую энергию и природный газ.29

     8. Установить нормативы обязательного кредитования малого и среднего бизнеса (в процентах от всего кредитного портфеля) коммерческими банками (в первую очередь банками, получающими стабилизационные кредиты от государства).

     9. Внести изменения в Положение Центрального банка Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери"30 для облегчения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам.

     Развитие инновационной деятельности. Несмотря на провозглашение государством курса перехода отечественной экономики от добывающей к инновационной, развитие инновационной деятельности по-прежнему ограничивается действующим федеральным законодательством. Отсутствует необходимая нормативно-правовая база в сфере инновационной политики, существуют указанные выше бюрократические и ценовые барьеры доступа субъектов предпринимательской деятельности к ресурсам, необходимым для организации производства (выделение земли, согласование и оплата инженерной инфраструктуры, административное давление на бизнес и др.), требует совершенствования таможенная политика государства в отношении экспорта высокотехнологичной продукции (особенно в сфере биотехнологий) и импорта производственного оборудования и его комплектующих.

     Кроме того, согласно действующему законодательству высшие учебные заведения (вузы) не имеют права создавать наукоемкие предприятия. Бюджетный кодекс Российской Федерации31 уравнивает их и научные учреждения с иными бюджетными организациями, где бизнес запрещен. Все это привело к тому, что, несмотря на положительную динамику становления инновационного сектора в последние годы, дальнейшее развитие компаний только за счет собственных ресурсов не обеспечит требуемых темпов роста новой экономики в целом, а, наоборот, грозит потерей сформированной небольшой группы российских инновационных компаний.

     В целях поддержки и развития инновационной деятельности, по нашему мнению, необходимо:

     1. Ускорить разработку и принятие федеральных законов об инновационной деятельности в Российской Федерации и о технопарках в Российской Федерации.

     2. Разрешить государственным образовательным и научным учреждениям без согласия собственника имущества за счет имущества, поступающего в самостоятельное распоряжение учреждений, создавать малые и средние коммерческие организации (ст. 42 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании",32 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании",33 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"34).

     3. Предоставить в течение трех лет льготу по налогу на имущество организаций в отношении оборудования, приобретаемого в рамках реализации инновационных проектов (ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации).

     4. Отменить ввозные таможенные пошлины на приобретаемое технологическое оборудование, не имеющее российских аналогов, при реализации инновационных проектов.

     5. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"35 предоставить право органам государственной власти субъектов Российской Федерации создавать региональные особые экономические зоны.

     Таким образом, действующее федеральное законодательство по-прежнему содержит ряд препятствий для субъектов малого предпринимательства и, как следствие, требует дальнейшего совершенствования.

 

Заключение

     Таким образом, малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Главным в правовом регулировании малого бизнеса является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования.

     Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

     К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

     Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.

     Подводя итоги сказанному, следует отметить, что малые предприятия существовали при любом общественно-политическом строе. Они стали весьма существенным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе малое предпринимательство играет большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое экономико-социальное явление.

     Очевидна необходимость совершенствования законодательства в области малого предпринимательства, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных крупных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ и услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в данной сфере.

     Представляется, что в России назрела необходимость на законодательном уровне определить приоритетные направления деятельности в различных отраслях для субъектов малого предпринимательства, сделав данные нормы диспозитивными с целью предоставления начинающим предпринимателям свободы выбора ими финансово-хозяйственной деятельности. Такая норма (в случае принятия) послужит эффективному развитию не только соответственно малого предприятия, а также развитию, укреплению и стабильности в целом экономики государства. Необходимо признать малые и средние предприятия равноправными участниками процесса общественного производства. В ряде отраслей они должны стать главной формой организации основного звена в экономике, например отрасли, производящие потребительские товары и оказывающие услуги. 
 

 

Библиография

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Российская газета, № 23, 06.02.1996, № 24, 07.02.1996, № 25, 08.02.1996.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.
  6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Российская газета", N 164, 31.07.2007.
  7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". "Российская газета", N 266, 30.12.2008.
  8. Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Российская газета, N 117, 20.06.1995. Утратил силу.
  9. Алешкин А.И. История развития малого предпринимательства в России // Безопасность бизнеса. 2010. N 2.
  10. Балашов А. И. Предпринимательское право. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности. СПб: Питер, 2011. - 320 с.
  11. Беляева О. А. Предпринимательское право России. Курс лекций. М.: Юстицинформ, 2009. - 412 с.
  12. Белых В. С. Предпринимательское право России. М.: Проспект, 2010. - 387 с.
  13. Горфинкель В. Малое предпринимательство. Организация, управление, экономика. М: Инфра-М. - 2011.
  14. Ефимова О. В. Коммерческое право. Краткий курс лекций. М.: Юрайт, 2011. - 388 с.
  15. Ибадова Л.Т. Новеллы Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Цивилист. 2008. N 1.
  16. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" / Под ред. А.В. Щепотьева, Е.Г. Сафронова. М.: Юстицинформ, 2008.
  17. Коммерческое право Российской Федерации / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М.: Норма, 2010. - 516 с.
  18. Кузнецова И. И. Основы малого предпринимательства. М: Академия, 2011.
  19. Лапуста М.Г.  Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 2010.
  20. Невская М. А., Сибикеев К. В. Малое предпринимательство. Взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами. М: Дашков и Ко, 2010.

Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ