Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы государственного регулирования малого предпринимательства сейчас обусловлена экономической ситуацией в России и социально-экономической значимостью малого предпринимательства. Об этом свидетельствует вклад малого и среднего бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех развитых странах. Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие народного хозяйства индустриальных стран, в обеспечение социальной стабильности и расширение среднего класса. О малом бизнесе говорится практически уже 20 лет, и сегодня независимо от ранга и положения, в связи и без связи каждый не преминет упомянуть или высказаться о том, что малый бизнес нужно развивать, поддерживать, укреплять и т.д.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и развитие правового регулирования малого предпринимательства в РФ 4

1.1. Понятие малого предпринимательства 4

1.2. Развитие правового регулирования малого предпринимательства в современной России 11

2. Содействие и перспективы развития малого предпринимательства в РФ 17

2.1. Содействие развитию малого предпринимательства в России 17

2.2. Перспективы развития и правового регулирования малого предпринимательства в РФ 22

Заключение 31

Библиография 33

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ Курсовая комправо.doc

— 267.34 Кб (Скачать)

     Однако для малого бизнеса приватизация арендуемых помещений не всегда по силам. Выкуп недвижимого имущества по рыночным ценам требует значительных финансовых затрат.

     Государство приняло меры и по стимулированию производства на малых и средних предприятиях через систему государственных заказов. Правительственной комиссией по развитию малого и среднего предпринимательства принято решение удвоить госзакупки у малого бизнеса - с 400 млрд. до 800 млрд. руб., отменен порог максимальной стоимости контракта на госзакупки у малого бизнеса. Ранее он составлял 3 млн. руб. на поставку товаров и 2 млн. руб. на оказание услуг. Теперь максимальная цена контракта будет определяться Правительством РФ. Создается электронный портал для проведения торгов по госзаказу.18

     К сожалению, принятые изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ19 работают не везде, не все субъекты Федерации осуществляют софинансирование программ господдержки, не все имеют программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Очень важно также ускорить принятие Федерального закона "О торговле".

     Особо стоит отметить актуальность проблем агропродовольственного комплекса, для которого необходимо продумать вопросы субсидирования процентных ставок, пролонгации кредитов, расширения лизинга сельхозтехники, товарных интервенций, поддержки мясомолочной промышленности и животноводческого комплекса.

     В конце декабря прошлого года открылась горячая линия Совета Федерации по антикризисным предложениям граждан и организаций, на которую уже поступило 260 звонков. Порядка 10 процентов составили обращения людей с просьбой или с жалобой на недобросовестного работодателя. Анализ 90 процентов звонков показал, что граждане в большей степени склонны делиться новыми идеями, чем жаловаться. В 80 процентах звонков необходима государственная поддержка.

     По содержанию звонки распределились следующим образом: 19 процентов - сообщения о задержке или невыплате зарплаты, пособий, 14,3 процента - вопросы строительства: противоречия между дольщиками и строительными компаниями, предложения о строительстве автодорог, 13 процентов - о безработице, увольнениях и уходе в вынужденный отпуск. Менее 5 процентов составили звонки о работе банков.

     Около половины звонков предпринимателей были посвящены возможности снижения арендной платы, есть предложения по оптимизации производства, по более бережному использованию природных богатств России в период кризиса - около 3,2 процента сообщений по каждой категории.

     Некоторые законодательные предложения субъектов Российской Федерации:

     - предоставлять малым и средним предприятиям госгарантии для получения кредита;

     - уменьшить арендную плату для малого бизнеса, ограничить размеры арендной платы за землю, которая устанавливается в зависимости от вида деятельности предпринимателя;

     - предоставить предпринимателям право самостоятельно выбирать способ оплаты за земельный участок: уплата земельного налога или арендной платы за земельный участок;

     - установить размер земельного налога, который уплачивают владельцы помещений в офисных зданиях, равным налогу, который уплачивают жители многоэтажного дома;

     - разрешить выкупить предпринимателям арендующиеся более трех лет помещения, находящиеся в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, при условии отсутствия задолженности по внесению арендной платы на момент принятия решения о предоставлении права выкупа (сейчас действует формулировка, которая позволяет отказать предпринимателю в реализации его права, если арендная плата не была перечислена в срок более двух раз подряд);

     - дать право субъектам Российской Федерации предоставлять бюджетные и налоговые кредиты.

     В последнее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.

     Так, в Волгоградской области предприятиям малого и среднего бизнеса оказывает поддержку некоммерческое партнерство "Региональный гарантийный фонд". А в Курской области активную позицию занимают региональная общественная организация "Союз предпринимателей", Курское областное отделение "ОПОРА России" и некоммерческое партнерство "Областной центр поддержки малого предпринимательства".20

     В Мурманской области разработан и принят нормативно-правовой акт регионального правительства "О мерах по поддержке арендаторов государственного имущества Мурманской области в 2009 году", которым предусмотрено введение моратория на повышение ставок арендной платы для малого и среднего предпринимательства.21

     Малое предпринимательство формирует в стране средний класс и способствует становлению инновационной экономики. Малые предприятия способны оперативно создавать новые рабочие места, стимулировать спрос и предложение, уменьшать безработицу. В настоящее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.

     Необходимо снизить ставку рефинансирования Центробанка. Сегодня она так высока, что является запредельным барьером для кредитования реального сектора экономики, кроме того, необходимо снизить стоимость кредитов, что поможет в стабилизации экономики.

     Одна из ключевых мер по поддержке малого бизнеса - снижение налоговой нагрузки. Для ряда предприятий нужно до конца года установить льготное налогообложение, в первую очередь это касается инновационных компаний и предприятий, производящих импортозаменяющую продукцию.

     В целом же российская банковская система в кризисных условиях работает стабильно, и во многом это объясняется вовремя принятыми антикризисными мерами Правительства РФ. Эти меры позволили избежать банкротств банков и массового оттока вкладов. В борьбе с кризисом не хватает пока системного подхода, не выработано единой схемы по преодолению возникающих финансовых проблем.

     В первом заседании антикризисной рабочей группы, одна из главных задач которой - подготовка законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и в социальной сфере, приняли участие члены Совета Федерации, представители Правительства РФ, предприниматели малого и среднего бизнеса. 

2.2. Перспективы развития и правового регулирования малого предпринимательства в РФ

     На данный момент ситуация такова, что с первого взгляда бросается в глаза сумбурный пересмотр, ломка и преобразование основополагающих принципов формирования сложившегося экономического уклада страны. Такой уклад - это сложная многоуровневая система. Она охватывает все без исключения отрасли производства с целью обеспечения решения экономических задач, стоящих перед государством. Отрасли производственной деятельности составляют фундамент экономики, его основополагающие сферы. Именно они - главные направления хозяйствования. Отрасль - это совокупность предприятия одной производственной направленности, базирующейся, как правило, на изготовлении конечной (промежуточной) продукции, преимущественно из собственного сырья.22

     Совокупность отраслей производственной деятельности составляет экономический уклад, т.е. систему хозяйственных, производственных отношений, обеспечивающих реальный вклад в становление экономики государства.

     Категория уклада прошла длительный период развития и становления. Первоначальные трактовки многоукладной экономики государства сводились к общепринятым сферам производственной деятельности, обеспечивающим занятость значительной части населения в экономике, производящей определенный набор потребительских товаров. Причем в этом варианте подчеркивались характер и сферы производственной деятельности.

     Катастрофический акт приватизации привел к разрушению существовавшего экономического уклада, он породил такие последствия, что страна до сих пор не может выйти из шока, не может (а возможно, и не стремится) разумно и рационально провести этап формирования индустриально необходимого экономического уклада. Предпринимаемые усилия, как правило, заканчиваются весьма плачевно. Оказалось, что в стране нет специалистов либо им не могут доверить решение элементарных экономических проблем. Во всяком случае, все надежды возлагаются на ту же, но теперь уже на известную "непутевую руку" экономических преобразований.

     Несмотря на многочисленные рассуждения, особенно со стороны руководителей страны о якобы всемерной поддержке малого бизнеса, что делаются попытки законодательной регламентации такого подхода, на самом деле это далеко не соответствует действительности. Малый бизнес остается совершенно неорганизованным, он не представляет своей роли и места в хозяйственном механизме страны. На исходе второго десятилетия, как и в первые годы преобразований, основной сферой предпринимательства по преимуществу остается спекулятивная деятельность, в то время как потребности экономики требуют участия предпринимательских структур в производственной хозяйственной деятельности.23

     Пока страна жила исключительно за счет сырьевых ресурсов, эта ситуация у руководителей страны не вызывала особого беспокойства. Сейчас, когда эти резервы оказались на грани истощения, есть потребность существенным образом изменить характер предпринимательской деятельности. К сожалению, приходится констатировать, что эта проблема должна будет решаться в нынешних кризисных условиях. Страны постсоветского пространства, по существу, не выйдя из внутреннего колоссального разрушительного кризиса, связанного с развалом единого экономического пространства СССР, теперь оказались всецело поглощенными мировым экономическим кризисом. Кредиты, выдаваемые Международным валютным фондом, могут оказать дополнительное разрушительное воздействие на ослабленную экономику заемщиков.

     Таким образом, задача заключается именно в формировании нового экономического уклада как системы общественных и производственно-хозяйственных отношений, отражающих регламентацию взаимосвязей между отдельными составными частями единого экономического комплекса вне зависимости от территории и времени. Собственно, каждое государство - творец собственного экономического уклада как элемента ее промышленной, индустриальной политики.

     Экономический уклад - это система хозяйственных отношений, базирующаяся на реальной, потенциальной способности государства обеспечить функционирование всех без исключения отраслей производственной деятельности. Уклад - это достаточно значительное (возможное) количество отраслей производственной деятельности, которые обеспечивают потребности государства в необходимых промышленных и продовольственных товарах. Поэтому об экономическом укладе нужно вести речь с позиций того, насколько полно экономика страны обеспечивает потребности населения. Это обеспечение, в зависимости от объемов, можно было разделить на ряд категорий. Во-первых, абсолютно возможное (скажем, в пределах 90 - 95%), удовлетворяющее ведущие и главные потребности. Во всех остальных вариантах потребности страны удовлетворяются не в полном объеме. Во-вторых, относительно возможное (60 - 90%). В-третьих, относительно допустимое (51 - 60%). В-четвертых, относительно неизбежное (30 - 51%). В-пятых, недостаточно допустимое (до 30%).24

     Экономический уклад - это в конечном счете показатель производственных возможностей государства, это наличие системы отраслей производственной деятельности, которые в основном, насколько это допустимо, способны удовлетворить потребности населения в товарах, а промышленность - материалами, полуфабрикатами, сырьем для автономного существования.25

     Многие государства стремятся иметь максимально возможное количество отраслей, для этих целей используют покупные сырье, материалы, комплектующие.

     Экономический уклад вряд ли можно трактовать как синоним технологического уклада, ибо технологичность есть лишь база функционирования отраслей производственной деятельности.

     Формирование экономического уклада в первую очередь предполагает значительные инвестиции при непременном условии внедрения новых технологий (инноваций).

     Субъекты предпринимательской деятельности находятся в неравном положении с субъектами естественных монополий и зачастую вынуждены оплачивать электрическую энергию по договорам энергоснабжения не только за фактический объем потребления, но и за заявленный объем мощности. Кроме того, оплата ими электрической, тепловой энергии и природного газа, как правило, должна осуществляться в предварительном (авансовом) порядке. Существуют и иные ограничения при осуществлении предпринимателями своей деятельности.

     На основании вышеизложенного, необходимо:

     1. Освободить индивидуальных предпринимателей и организации, которые являются плательщиками единого налога на вмененный доход, от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"26).

Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ