Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:52, курсовая работа
Актуальность темы государственного регулирования малого предпринимательства сейчас обусловлена экономической ситуацией в России и социально-экономической значимостью малого предпринимательства. Об этом свидетельствует вклад малого и среднего бизнеса в достижение современного состояния экономики во всех развитых странах. Предприятия малого бизнеса вносят весомый вклад в развитие народного хозяйства индустриальных стран, в обеспечение социальной стабильности и расширение среднего класса. О малом бизнесе говорится практически уже 20 лет, и сегодня независимо от ранга и положения, в связи и без связи каждый не преминет упомянуть или высказаться о том, что малый бизнес нужно развивать, поддерживать, укреплять и т.д.
Введение 3
1. Понятие и развитие правового регулирования малого предпринимательства в РФ 4
1.1. Понятие малого предпринимательства 4
1.2. Развитие правового регулирования малого предпринимательства в современной России 11
2. Содействие и перспективы развития малого предпринимательства в РФ 17
2.1. Содействие развитию малого предпринимательства в России 17
2.2. Перспективы развития и правового регулирования малого предпринимательства в РФ 22
Заключение 31
Библиография 33
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что малые предприятия существовали при любом общественно-политическом строе. Они стали весьма существенным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе малое предпринимательство играет большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое экономико-социальное явление.
Институт малого предпринимательства представляет собой комплексный правовой институт отрасли предпринимательского права, сочетающий в себе публично-правовые и частноправовые отношения, регулируемые нормами предпринимательского, гражданского, финансового, налогового, административного права с применением императивного и диспозитивного методов воздействия.
Вместе с тем при заметном росте малого предпринимательства государственная поддержка реализуется не в полной мере, происходит "вымывание" его из системы государственных заказов.
Очевидна необходимость совершенствования законодательства в области малого предпринимательства, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных крупных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ и услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в данной сфере.
Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в России и стал существенным препятствием для дальнейшего экономического роста. При этом в особенно непростой ситуации оказались крупные добывающие предприятия и предприятия металлургического, химического и лесного комплекса, формирующие экономическую, финансовую и социальную основу развития многих субъектов Российской Федерации, поскольку именно они понесли наибольшие потери в связи с существенным снижением мировых и внутренних цен на их продукцию, а также падением объемов ее реализации.
В таких условиях государство справедливо указывает на необходимость создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. Принятые за последнее время Федеральные законы: от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"9 и от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"10 - в определенной степени упорядочили порядок предоставления мер государственной (муниципальной) поддержки указанным лицам и предусмотрели упрощенный (льготный) порядок получения ими государственного (муниципального) недвижимого имущества. Вместе с тем по-прежнему сохраняется напряженная ситуация по многим основным проблемам, сдерживающим развитие предпринимательства. В частности, это касается налогового регулирования и устранения административных барьеров. Рассмотрим эти проблемы более подробно и сформулируем предложения по совершенствованию действующего федерального законодательства.
Налоговое регулирование. В настоящее время отсутствует для субъектов малого и среднего предпринимательства режим "налоговых каникул", освобождающий их от уплаты налогов в течение первых лет осуществления ими своей деятельности и получивший широкое распространение во многих странах мира. При этом действующие в Российской Федерации специальные налоговые режимы содержат резервы для своего совершенствования. В частности, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может быть распространена на гораздо более широкий перечень видов предпринимательской деятельности. Условия перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения могут быть также смягчены.
Отсутствуют также какие-либо значимые налоговые льготы для инвесторов (в частности, по налогу на прибыль). При этом возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот по федеральным налогам субъектам малого и среднего предпринимательства ограничены действующим законодательством. Указанные лица наравне с другими налогоплательщиками имеют право на получение отсрочки или рассрочки по уплате налогов и инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации только по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации.11
Кроме того, крупным коммерческим организациям невыгодно использовать товары (работы, услуги) субъектов малого и среднего предпринимательства. Дело в том, что подобные крупные организации, являющиеся налогоплательщиком НДС, не могут получить налоговый вычет по НДС при приобретении ими продукции у налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим и не являющихся налогоплательщиками по НДС, вследствие освобождения последних от уплаты НДС. Как следствие, они приобретают аналогичную продукцию у других лиц - налогоплательщиков НДС.12
Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах требует дальнейшего совершенствования по следующим направлениям:
1. В ст. 284 НК РФ установить 0% ставку по налогу на прибыль для субъектов малого и среднего предпринимательства на 1-й год работы (50% от действующей ставки - на 2-й год работы).
2. В п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации13 распространить систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на любых субъектов малого и среднего предпринимательства независимо от вида деятельности.
3. Увеличить максимальный размер дохода организации по итогам девяти месяцев до 200 млн. руб., установленный для перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
4. При приобретении продукции у налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим и не являющихся налогоплательщиками по НДС, признать налоговой базой по НДС для налогоплательщиков НДС разницу между ценой реализации товара с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.
5. Предоставить субъектам малого и среднего предпринимательства право на получение отсрочки или рассрочки по уплате налогов и инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации в дополнение к основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 67 НК РФ.
6. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму следующих расходов: а) в виде расходов на капитальные вложения (инвестиции в основные средства); б) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество; в) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств).
Снижение административных и иных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. Несмотря на активизацию работы органов государственной власти по снижению административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности, продолжают существовать различного рода неоправданные ограничения. К примеру, индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, до сих пор обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, тогда уплата ими налога не связана с фактическими показателями дохода, определяемого в соответствии с этой техникой. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в ч. 1 ст. 20 содержит требование получить предварительное согласие в письменной форме антимонопольного органа при предоставлении государственной или муниципальной помощи, если она не предоставляется в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год, а также за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или резервного фонда органа местного самоуправления.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", направленный на ограничение полномочий органов государственного (муниципального) контроля (надзора) при проведении ими проверок, не применяется к действиям указанных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 3 ст. 1).14
Другой пример. В соответствии с ч. 3 ст. 34 Лесного кодекса Российской Федерации15 граждане и юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков. При этом процесс заключения договора аренды лесного участка, заключаемый на срок от десяти до сорока девяти лет в указанных целях, не учитывает сезонный характер осуществления данной деятельности, является трудоемким и затратным. Он требует проведения государственного кадастрового учета лесных участков и государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними. Все это лишает местное население сельских поселений осуществлять законную деятельность по заготовке и сбору пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, являющуюся их традиционным занятием на территории многих субъектов Федерации и единственным источников дохода. Указанные положения законодательства направлены на приход крупных заготовителей и не создают условия для развития малого предпринимательства в сельских поселениях.
Помимо административных барьеров осуществлению предпринимательской деятельности препятствуют и иные ограничения экономического характера. Так, в настоящее время кредитование хозяйствующих субъектов стало практически невозможным, при том что выход из кризиса напрямую связан с поддержкой, стимулированием и развитием реального производства. Ограничен доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов товаров, работ и услуг от крупных организаций - открытых акционерных обществ с долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 50% и более, а также от государственных и муниципальных предприятий и государственных корпораций.16
Основные плюсы сил предприятий (гибкость и многочисленность мелких компаний) уже неоднократно упоминались. Огромному числу ежегодно создаваемых новых компаний противостоит почти столь же большое число ликвидируемых. Это создает благоприятную обстановку для формирования нового бизнеса методом проб и ошибок. Неудача одной мелкой компании не пугает ее вероятных последователей, как это было бы, если бы коммерческий неуспех был синонимом банкротства. Не случайно формирование новых фирм не прекращается даже в неблагоприятной хозяйственной обстановке.
Поддержка малого и среднего предпринимательства - основа для улучшения качества жизни многих тысяч российских семей. В настоящее время активно работает правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, а при Председателе Совета Федерации - Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.
В сложных экономических условиях поддержка малого и среднего бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти.
Что касается кредитования малого и среднего бизнеса - количество отделений банков, через которые идут основные средства на поддержку малого бизнеса, в пять раз меньше, чем численность населенных пунктов с числом жителей от 500 человек. Поэтому стоит задача развития в небольших городах и поселениях небанковских институтов микрофинансирования: кредитных кооперативов, частных коммерческих микрофинансовых организаций, специальных областных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.17
Российским парламентом принят ряд важных федеральных законов, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса. В частности, для снятия излишних административных барьеров и ограничения необоснованных проверок был подписан Указ Президента РФ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", принят Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Эти меры направлены в том числе на ослабление налогового бремени: снижение с 2009 г. ставки налога на прибыль компаний с 24 до 20 процентов за счет ее федеральной части; ставки при применении упрощенной системы налогообложения в субъектах Федерации с 15 до 5 процентов, стоимости подключения субъектов малого предпринимательства к энергосетям. Они предусматривают также предоставление малым и средним предприятиям - добросовестным арендаторам государственного и муниципального имущества - преференции при его приватизации.
Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ