Правовое положение финансово-промышленных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является проведение анализа понятия и законодательного регулирования деятельности ФПГ, путей реализации на практике закрепленных Гражданским кодексом РФ норм и принципов российского права, что значительно облегчает изучение специальных отраслевых юридических дисциплин.
Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:
изучение теории вопроса с учетом последних достижений научного прогресса;
анализ развития отдельных норм права, касающихся создания и деятельности отдельных видов ФПГ;
анализ имеющихся проблем в данной области права на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП……7
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП.....9
3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП…………………………………….16
4 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……….…………………….30

Работа содержит 1 файл

Курсовая - ФПГ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Под деятельностью ФПГ понимается деятельность ее участников, ведущаяся в соответствии с договором о создании ФПГ и/или с ее организационным проектом при использовании обособленных активов. Данное определение, как справедливо отмечалось в литературе, страдает рядом недостатков. Во-первых, резонно спросить: как соотносится деятельность ФПГ с предпринимательской и иной экономической деятельностью? Во-вторых, надо различать деятельность ФПГ и деятельность центральной компании ФПГ в интересах последней. В-третьих, нуждается в расшифровке понятие "обособленные активы" в контексте с осуществляемой участниками группы деятельностью.

     Интересна природа договора о создании ФПГ. На наш взгляд, он несколько тяготеет к учредительному договору. Однако поскольку ФПГ не вписывается  в структуру ГК РФ, постольку использование конструкции учредительного договора (как вида учредительных документов юридических лиц) некорректно. Договор о создании ФПГ представляет собой договор о совместной деятельности (договор простого товарищества).

     Организационный проект - пакет документов, представленный центральной компанией ФПГ и содержащий необходимые сведения о ее целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности ФПГ. Объем требований к организационному проекту определяется Правительством РФ. Как видно, организационный проект играет значительную роль на стадии формирования ФПГ.

     Поэтому резонно возникает вопрос: какова юридическая природа организационного проекта? Ведь данный проект - не только необходимый пакет документов. Слово "пакет" не несет юридической нагрузки.

     Закон предусматривает меры государственной  поддержки деятельности ФПГ. Среди  них - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для  реализации проектов ФПГ, а также государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций. Банком России могут быть предоставлены банкам - участникам ФПГ льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности. Правительством РФ, исполнительными органами субъектов РФ могут быть предоставлены иные льготы для участников ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ - следующее направление совершенствования законодательства.

     В реальной деятельности государство не выполняет взятые обязанности по государственной поддержке ФПГ. Ситуация с финансово-промышленными группами напоминает положение с малым бизнесом. В действующем законодательстве о малом предпринимательстве провозглашен ряд мер по государственной поддержке и стимулированию малого бизнеса. Однако здесь больше законодательной риторики и пафоса.

     Главные причины такого положения - отсутствие у государства достаточных средств, необходимых для финансирования деятельности отечественных ФПГ, а также ясно выраженных приоритетов и принципов в действиях государства по поддержке ФПГ.

     Система льгот и государственной поддержки  ФПГ должна быть прозрачной и заранее  известной всем участникам ФПГ. Причем указанная система должна быть общей (универсальной) для всех финансово-промышленных групп. Вместе с тем это не исключает возможности предоставления конкретным ФПГ индивидуальных льгот и преимуществ.

     Действительно, сочетание общих и индивидуальных льгот, реально способствующих эффективной  деятельности ФПГ, может послужить достаточным стимулом для образования конкурентоспособных групп.23

     Итак, с точки зрения гражданского законодательства ФПГ не являются юридическими лицами, т.е. субъектами гражданского права. Однако это не исключает возможности  рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности, равно как и субъектов других отраслей права (преимущественно публичного права). Далее, ФПГ нельзя, строго говоря, называть предпринимательскими объединениями, поскольку ст. 121 ГК РФ говорит об объединении юридических лиц в форме ассоциации и союза. Не случайно поэтому ряд авторов используют нейтральные словосочетания "предпринимательские многосубъектные образования". Конечно, на наш взгляд, сказанное не означает, что для обозначения ФПГ, холдингов запрещается использовать понятие "предпринимательские объединения". Напротив, мы считаем, что использование данного понятия целесообразно и логично в контексте общих рассуждений о статусе так называемых корпоративных структур, интегрированных бизнес-групп, неправосубъектных образований.24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  начальном этапе возникновения  корпоративных объединений правовое положение финансово-промышленных групп не получало должной регламентации. Первоначально "вакуум" в правовом регулировании статуса и деятельности финансово-промышленных групп был заполнен Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденным Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Данный нормативный акт "работал" до принятия Федерального закона.

     В дальнейшем в целях стабилизации экономики и обеспечения роста  промышленного производства, стимулирования создания и деятельности финансово-промышленных групп Правительству РФ предписывалось активно вовлекать основные фонды государственных предприятий в подобные структуры. Планировалось концентрацию и централизацию госсобственности провести за счет: 1) передачи в установленном порядке в доверительное управление центральных компаний закрепленных в федеральной собственности пакетов акций участников финансово-промышленных групп; 2) предоставления права государственным унитарным предприятиям - участникам финансово-промышленных групп вносить в качестве вклада в уставный капитал центральных компаний недвижимое имущество, находящееся в их хозяйственном ведении и являющееся федеральной собственностью, сдавать центральным компаниям указанное имущество в аренду и отдавать в залог.

     Более взвешенное правовое регулирование  финансово-промышленные группы получили в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". В настоящее время данный закон утратил силу, а новый – не принят. Под финансово-промышленной группой (ФПГ) понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

     Исходя  из легального определения, финансово-промышленная группа может быть образована двумя  способами. Первый заключается в  создании финансово-промышленной группы с образованием центральной единицы - основной компании (акционерного общества) и дочерних компаний. В этом случае основное общество является преобладающим в дочерних компаниях посредством реализации корпоративных "связей", опосредуемых наличием пакета ценных бумаг таких юридических лиц. "Система участия" - самый распространенный на сегодня способ объединения юридических лиц - предполагает преобладание в уставном капитале юридического лица.

     При этом подчеркивается, что заинтересованные лица создают определенную имущественную  базу путем полного или частичного объединения своих материальных или нематериальных активов с использованием выбранной для этого организационно-правовой формы хозяйственного общества.

     Основными организационно-правовыми формами, в которых реализовывалась концепция  финансово-промышленных групп на первом этапе, были акционерные общества открытого типа и холдинги. Финансово-промышленная группа холдингового типа, где полномочия центральной компании выполняет основное общество, является не чем иным, как холдинговой компанией. Законом о ФПГ холдинговые отношения совсем не регламентировались, содержание Закона было направлено на регулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп другого вида - основанных на договоре о создании ФПГ.

     Однако  в современных экономических  условиях структурные разработки ушли вперед по сравнению с первоначальными "вариантами" образования финансово-промышленных групп и связанны с ассоциативным  участием в объединениях, что предусматривает второй вариант - договорную форму образования финансово-промышленной группы. В этом случае финансово-промышленная группа создается как юридическое лицо на основании договора (соглашения) между юридически равными участниками.

     Эта разновидность представляет собой добровольное договорное предпринимательское объединение. В обоих случаях объединение не является юридическим лицом, а входящие в него участники не теряют самостоятельности.

     Итак, с точки зрения гражданского законодательства ФПГ не являются юридическими лицами, т.е. субъектами гражданского права. Однако это не исключает возможности рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности, равно как и субъектов других отраслей права (преимущественно публичного права). Далее, ФПГ нельзя, строго говоря, называть предпринимательскими объединениями, поскольку ст. 121 ГК РФ говорит об объединении юридических лиц в форме ассоциации и союза. Не случайно поэтому ряд авторов используют нейтральные словосочетания "предпринимательские многосубъектные образования". Конечно, на наш взгляд, сказанное не означает, что для обозначения ФПГ, холдингов запрещается использовать понятие "предпринимательские объединения". Напротив, мы считаем, что использование данного понятия целесообразно и логично в контексте общих рассуждений о статусе так называемых корпоративных структур, интегрированных бизнес-групп, неправосубъектных образований.

     В целом статус современных финансово-промышленных групп подлежит наиболее детальному правовому регулированию, что требует существенных корректировок существующих нормативно-правовых актов в данной сфере объединений юридических лиц. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.07.2011) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (с изм. от 27.07.2011) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  4. О финансово-промышленных группах: федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ (Утратил силу) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  5. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  6. Программа содействия формированию финансово-промышленных групп: постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 48 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  7. О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп: указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
  8. О некоторых нормах, регулирующих создание финансово-промышленных групп и холдинговых компаний:   письмо Госкомимущества РФ от 17 октября 1994 г. N ПМ-35/8814 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1995. N 3.
  9. Асламазов И.Г. Финансово-промышленные группы в России / И.Г. Асламазов,  И.Е. Манылов, А.Г. Савинков // Деньги и кредит. 2006. N 6. С. 63 - 64.
  10. Бикбаева В. Группа компаний - еще не холдинг / В. Бикбаева // Консультант. 2006. N 13. С. 24.
  11. Белых В.С. Финансово-промышленные группы - особый субъект предпринимательской деятельности / под ред. М.И. Клеандрова, О.И. Клоца.- Тюмень: Вектор Бук, 2008.- 390 с.
  12. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография / В.С. Белых.- М.: Проспект, 2009.- 432 с.
  13. Болотин В.В. Закон о ФПГ принят: вопросы остаются / В.В. Болотин // Финансы. 2003. N 7. С. 8 - 11.
  14. Винницкий Д.В. Корпоративные объединения со сложной структурой: понятие и особенности налогообложения / Д.В. Винницкий // Финансовое право. 2006. N 3. С. 73 - 78.
  15. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Консолидированный баланс. Налоговое планирование / А.Р. Горбунов.- М.: Волтерс Клувер,  2007.- 285 с.
  16. Ильин М.С. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России / М.С. Ильин, А.Г. Тихонов.- М.: Альбина Паблишер, 2007.- 317 с.
  17. Кирилловых А.А. Корпоративное право: Курс лекций / А.А. Кирилловых.- М.: Юстицинформ, 2009.- 410 с.
  18. Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества / В.А. Лаптев.- М.: Волтерс Клувер, 2008.- 450 с.
  19. Мовсесян А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России / А.Г. Мовсесян.- М.: Проспект, 2009.- 388 с.
  20. Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений / Н.Н. Пахомова.- М.: Налоги и финансовое право, 2008.- 290 с.
  21. Рудашевский В.Д. Правовое положение финансово-промышленных групп: возможности и ограничения / В.Д. Рудашевский // Государство и право. 2008. N 2. С. 36.
  22. Сосковец О.Н. Формирование крупных корпоративных структур в России: способ защиты внутреннего рынка / О.Н. Сосковец // Бизнес, менеджмент и право. 2008. N 3. С. 5.
  23. Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции, аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная политика / И.А. Храброва.-  М.: Статут, 2008.- 230 с.
  24. Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: Учеб.-практич. пособие/ И.С. Шиткина.- М.: Норма-М, 2009.- 272 с.

Информация о работе Правовое положение финансово-промышленных групп