Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Целью настоящей работы является проведение анализа понятия и законодательного регулирования деятельности ФПГ, путей реализации на практике закрепленных Гражданским кодексом РФ норм и принципов российского права, что значительно облегчает изучение специальных отраслевых юридических дисциплин.
Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:
изучение теории вопроса с учетом последних достижений научного прогресса;
анализ развития отдельных норм права, касающихся создания и деятельности отдельных видов ФПГ;
анализ имеющихся проблем в данной области права на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП……7
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП.....9
3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП…………………………………….16
4 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……….…………………….30
2 ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-
Проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 ноября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон "О финансово-промышленных группах", который устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Сейчас в данной сфере действуют и другие подзаконные акты. Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. N 48 утверждена специальная Программа содействия формированию финансово-промышленных групп5, подписан Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп"6. Ряд важных постановлений Правительства РФ был принят по тем или иным вопросам создания и организации деятельности ФПГ. К их числу относятся: Постановления от 23 мая 1994 г. N 508 "О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представленных на рассмотрение Правительства Российской Федерации", от 22 мая 1996 г. N 621 "О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации", от 9 января 1997 г. N 24 "О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленных групп". Данный перечень ограничен.
В числе ведомственных актов надо назвать письмо Госкомимущества РФ от 17 октября 1994 г. N ПМ-35/8814 "О некоторых нормах, регулирующих создание финансово-промышленных групп и холдинговых компаний"7. В нем определяется статус ФПГ, взаимоотношение групп и холдингов, концернов, союзов, ассоциаций и других объединений.
Сама
ФПГ не является юридическим лицом.
Участники ФПГ учреждают
Лицо
принадлежит к той группе лиц,
к которой принадлежит
юридические лица, являющиеся участниками ФПГ;
лицо или группа лиц, которые получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора (частный случай - управляющая организация). Данное основание также позволяет относить к аффилированным лицам юридических лиц, по отношению к которым общество является дочерним не в силу их преобладающего участия в уставном капитале, а в силу их возможности в соответствии с заключенным между ними договором либо иным образом определять решения, принимаемые таким обществом;
лица
(лицо), которые совместно с
лицо, которое имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) по предложению которого избрано более 50% состава совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. Такое лицо может приобрести право назначения не только при покупке контрольного пакета акций либо контрольной доли, но и в силу заключения иными лицами гражданско-правовых договоров. В случае если определенное лицо, не являясь крупным акционером общества, выдвигает в совет директоров (наблюдательный совет) либо иной коллегиальный орган кандидатуры и по результатам голосования свыше 50% совета директоров (наблюдательного совета) либо коллегиального исполнительного органа избрано из числа предложенных данным лицом, то в группу лиц входит само юридическое лицо, лицо, выдвинувшее кандидатуры в органы управления, и физические лица, избранные в состав органов управления;
физическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа юридических лиц. В случае если физическое лицо осуществляет полномочия в нескольких юридических лицах, то такие юридические лица и данное физическое лицо образуют группу лиц;
одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, которые составляют одновременно более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц либо по предложению избрано более 50% совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц. В этом случае все указанные лица образуют группу лиц;
физическое лицо, исполняющее трудовые обязанности в юридическом лице или входящих в одну группу лиц юридических лицах, одновременно являющееся единоличным исполнительным органом другого юридического лица, либо физические лица, исполняющие трудовые обязанности в юридическом лице или во входящих в одну группу лиц юридических лицах, составляющее более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица. Из этого следует, что если единоличный исполнительный орган работает по совместительству в любой должности в ином юридическом лице, то все они вместе образуют одну группу лиц;
одни
и те же физические лица, их супруги,
родители, дети, братья, сестры и (или) юридические
лица, которые имеют право
физические лица и (или) юридические лица, имеющие право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляющие более 50% состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица. Например, если два близких родственника входят в состав правления акционерного общества при общем количественном составе правления в три человека и те же два близких родственника совместно контролируют более 50% другого юридического лица, то все упомянутые физические и юридические лица будут входить в одну группу лиц.9
Закон о ФПГ, в настоящий момент утративший силу, несмотря на свою "молодость", уже стал предметом критики со стороны не только юристов, но и экономистов. Так, В.Д. Рудашевский, автор замечательной статьи по рассматриваемой проблеме, справедливо отмечает, что названный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статей половина содержало отсылку к административным актам, решениям субъектов РФ и международным соглашениям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение10. Имеются и конкретные пробелы и недостатки Закона, а это служит основанием для продолжения работы над совершенствованием отдельных правовых актов, определяющим деятельность ФПГ.11
Мы согласны с мнением о том, что в условиях переходного периода новый Закон о ФПГ необходим. Российская экономика еще не готова к использованию только рыночных регуляторов. Так, в промышленно развитых странах законодатель не стремится "зарегулировать" статус предпринимательских объединений и в целях поддержания свободы рыночных отношений старается придать правовым конструкциям гибкость и эластичность. На наш взгляд, надо продолжить работу над разработкой нового Закона о ФПГ с определением его места в системе российского законодательства. Пока что законодательство о финансово-промышленных группах стоит изолированно в действующем законодательстве. Ни ГК РФ12, ни законы о хозяйственных обществах не называют ФПГ в качестве субъектов права.
Финансово-промышленные
группы зачастую называли "особыми
экономическими зонами", т.к. они
позволяли минимизировать многие риски,
будучи одной из форм организации
производственно-хозяйственных
Долгое время в России существовали как официальные, зарегистрированные ФПГ ("Интеррос", "Русхим", "Драгоценности Урала", "Нижегородские автомобили" и др.), так и неофициальные ФПГ ("Норильский никель", "Газпром", "ОНЭКСИМ-банк", "Альфа-груп" и др.). Причем количество неофициальных ФПГ во много раз превосходило количество зарегистрированных групп, что объяснялось отсутствием каких-либо преимуществ, предоставляемых официально зарегистрированной группировке компаний. Хотя именно финансово-промышленные группы при условии целенаправленной их поддержки со стороны государства должны были стать объектами экспортно ориентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в российской экономике.
На
практике оказалось, что конкретных
мер государственной поддержки
ФПГ не получили, как и не получили
льгот, перечисленных в
3 КЛАССИФИКАЦИЯ
И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП
ФПГ определяется как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих намерений.
Идея
создания ФПГ не нова. ФПГ формируется
в целях объединения
Например, в хрущевскую эпоху были образованы совнархозы - многоотраслевые образования, построенные по территориальному признаку. В советский период действовали многочисленные производственные и научно-производственные объединения и другие крупные структуры.
Из легального определения ФПГ следует, что группы организуются либо в виде холдинга (основная компания и дочерние общества), либо через систему участия, при которой участники ФПГ на основе договора объединяют свои материальные и нематериальные активы полностью и частично. Такой вывод заслуживает внимания в контексте сравнения ФПГ с холдингом. ФПГ может быть смоделирована по типу холдинга.
ФПГ
не является юридическим лицом и
не может рассматриваться в
Информация о работе Правовое положение финансово-промышленных групп