Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Целью настоящей работы является проведение анализа понятия и законодательного регулирования деятельности ФПГ, путей реализации на практике закрепленных Гражданским кодексом РФ норм и принципов российского права, что значительно облегчает изучение специальных отраслевых юридических дисциплин.
Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:
изучение теории вопроса с учетом последних достижений научного прогресса;
анализ развития отдельных норм права, касающихся создания и деятельности отдельных видов ФПГ;
анализ имеющихся проблем в данной области права на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП……7
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП.....9
3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП…………………………………….16
4 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……….…………………….30
ГК РФ не содержит каких-либо положений, регулирующих статус ФПГ. Вопреки мнению А.Г. Мовсесяна, разрешенная ГК РФ форма ассоциаций и союзов не дает возможности для интеграции банковского и промышленного капитала.15 С точки зрения ГК РФ (ст. 121) коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединиться в ассоциации (союзы) этих организаций. Причем ассоциации (союзы) являются некоммерческими организациями со статусом юридического лица. По этой причине ряд ученых-юристов справедливо считают, что ФПГ не вписывается в действующую систему юридических лиц.
Статус ФПГ весьма показателен: недопустимо сводить все коллективные образования к гражданско-правовой категории "юридическое лицо". Субъектами права, в том числе и гражданского, могут быть образования, не обладающие признаками юридического лица. Прорыв в этом направлении сделан. В силу п. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду (в случаях, предусмотренных федеральными законами) подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами. В частности, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд, обладают процессуальными правами и обязанностями лиц, участвующих в деле (ст. 40, 41 АПК РФ16).
Гражданский кодекс не признает ФПГ в статусе юридического лица, т.е. субъекта гражданского права. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере действия норм других отраслей права. Закон о ФПГ (ст. 13) предусматривал возможность сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса для участников ФПГ в случаях и порядке, установленных законодательством РФ. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ определяется Правительством РФ. Как отмечалось ранее, по этому вопросу было принято Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24. Кроме того, Закон не исключал признания в дальнейшем налоговой правосубъектности за финансово-промышленными группами. Однако Налоговый кодекс РФ не рассматривает ФПГ в качестве консолидированного налогоплательщика, хотя группы обладают необходимой организационной и имущественной обособленностью. Причины здесь разные.
Одна
из основных причин - поступление налоговых
платежей по месту регистрации
Данная проблема - не только экономическая, но и в значительной степени носит политический характер. Обычно головной офис (центральная компания) размещается в центре, т.е. в Москве. Отсюда еще один аспект противопоставления между центром и регионами страны.17
Закон о ФПГ очертил в известной мере экономические и формально-юридические признаки финансово-промышленной группы. Это - особый порядок регистрации и ликвидации ФПГ, круг ее участников, цели создания и предмет деятельности, государственная поддержка формирования ФПГ. Более подробно эти признаки будут рассмотрены ниже.
Финансово-промышленные группы подразделяются на транснациональные, национальные (федеральные) и региональные. Выделяются транснациональные ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ. В случае создания транснациональной ФПГ межправительственного соглашения ей (группе) присваивается статус межгосударственной (международной). Особенности создания, деятельности и ликвидации такой группы устанавливаются указанными соглашениями. В литературе верно отмечалось, что Закон о ФПГ вносит путаницу в устоявшееся понятие "транснациональность". Непонятно, почему к транснациональным группам отнесены ФПГ, состоящие из юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств - участников СНГ? Напротив, для ФПГ с участниками из дальнего зарубежья отводится графа межгосударственных групп, причем лишь тем, которые образуются на основе межправительственных соглашений.18
Что касается национальных и региональных ФПГ, то они также являются объектом правового регулирования. Причина такого положения одна - Закон о ФПГ ориентируется на создание в первую очередь транснациональных и межгосударственных групп. Гигантомания в экономике преследует Россию до сих пор.
Надо развивать законодательство в области национальных и региональных ФПГ. В данной сфере надо принимать серьезные решения организационного, финансового и юридического характера. Нужна государственная программа развития ФПГ, транснациональных корпораций, других крупных финансово-промышленных объединений с учетом имеющегося мирового и отечественного опыта.
Наряду с этой (основной) классификацией ФПГ могут быть подразделены на другие виды. Используя различные критерии, различают следующие группы: а) банковские ФПГ и группы, сформированные одной компанией, во главе которой может быть промышленная организация, научно-исследовательский институт, торговая компания; б) вертикальные ФПГ, в которых предприятия, входящие в их состав, участвуют в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства; горизонтальные ФПГ, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию; в) крупные, средние и малые ФПГ (в зависимости от размера и производственного потенциала). Предлагается классифицировать группы на: ФПГ де-юре и ФПГ де-факто. Первые группы зарегистрированы в установленном законом порядке, вторые - не зарегистрированы (неформальные ФПГ). Встречаются и другие виды ФПГ.19
Научно обоснованная классификация групп - самостоятельная проблема теории и практики правового регулирования отношений с участием бизнес-групп. С точки зрения закона такая классификация лишь тогда полезна, когда она приобретает юридическое значение. Например, вряд ли уместно в Законе о ФПГ деление групп на крупные, средние и малые. Тем более что финансово-промышленные группы - это крупные, по своей экономической природе, предпринимательские образования.
Другое деление ФПГ - на банковские группы и группы, образованные одной компанией. Даже на первый взгляд видно, что указанная классификация является порочной: в ее основе лежат разные критерии. Ведь банковские группы выделяются по такому критерию, как сфера применения, а потому в данном классификационном ряду следует назвать, например, промышленные ФПГ, строительные ФПГ и др.
В России наибольшее развитие ФПГ получили в машиностроительных отраслях, в которых функционирует около 15% групп. Среди официально зарегистрированных ФПГ преобладают региональные группы .
Принципиальное
значение для понимания правовой природы
ФПГ имеет классификация групп на два
вида: а) участники которой действуют как
основное и дочерние общества - ФПГ холдингового
типа; б) участники которой подписали договор
о создании ФПГ, объединили свои имущественные
активы и учредили центральную компанию.
ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское
образование, основанное на "системе
участия", экономической субординации
и корпоративном контроле. ФПГ второго
вида есть добровольное договорное предпринимательское
образование.20
4 ПОРЯДОК
РЕГИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
Законодательство различает регистрацию ФПГ и центральной компании. Порядок регистрации финансово-промышленных групп содержит новые нормы. ГК РФ в части регистрации юридических лиц не распространяется на регистрацию ФПГ. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации ФПГ: заявка на создание ФПГ, договор о создании ФПГ, организационный проект и др. Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца и включением в Госреестр ФПГ.
Регистрация ФПГ осуществляется в разрешительном, а не в нормативно-явочном порядке, хотя группы, как уже отмечалось, не являются юридическими лицами. Поэтому применение термина "разрешительный порядок регистрации" носит в значительной мере условный характер.
С позиции закона обязательным признаком ФПГ является государственная регистрация группы. В то же время, по мнению ряда ученых, существуют неформальные (незарегистрированные) группы. Сошлемся на высказанное в литературе мнение о том, что ФПГ могут функционировать и без регистрации21. Отмечается, что ФПГ де-факто - это, как правило, бывшие министерства или крупные гособъединения; большинство фактических ФПГ - естественные монополии; многие из незарегистрированных ФПГ организованы по типу холдингов. В качестве примера служит группа Альфа-банка в цементной промышленности, объединившая акционерные общества "Альфа-Цемент", "Топкинский цемент", "Сухоложскцемент", "Нижнетагильский цементный завод" и др.
Резонно возникает вопрос: разве законодательство допускает возможность создания финансово-промышленных групп без соответствующей регистрации? Нет, не допускает. Если встать на позицию о существовании ФПГ де-факто, тогда логично предположить о наличии юридических лиц без государственной регистрации. На наш взгляд, здесь не может быть неопределенности: либо регистрация нужна (обязательный признак), либо она факультативно присутствует в законе.
Центральная компания ФПГ регистрируется в порядке, установленном ГК для регистрации юридических лиц. Она (компания) является, как правило, инвестиционным институтом. Допускается ее создание в форме хозяйственного общества, ассоциации, союза. По обязательствам центральной компании ФПГ ее участники несут солидарную ответственность. Чаще всего в качестве инвестиционного института выступает кредитная банковская организация.
Участниками ФПГ являются коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные (за исключением общественных и религиозных организаций). В числе обязательных участников ФПГ Закон называет банки или иные кредитные организации и организации, действующие в сфере производства товаров и услуг. В состав ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации.
Среди участников ФПГ первостепенное значение придается кредитной банковской организации. Вот что пишет по этому поводу Е. Торкановский: "Роль банка в структуре ФПГ трудно переоценить. Будет банк - будет ФПГ, не будет банка - даже крупная корпорация не может претендовать на этот статус". Причем в составе ФПГ может быть так называемый свой банк, т.е. кредитная банковская организация, специально созданная в качестве основного звена группы. Так, ФПГ "Интеррос" является типичной банковской группой, основными участниками и структурообразующим звеном которой выступили ОНЭКСИМ-банк и МФК. По такому же принципу были образованы ФПГ, сформированные Инкомбанком, банком "Российский кредит", консорциумом "Альфа-групп", банком "МЕНАТЕП". Однако кризис финансового рынка заметно повлиял на позиции коммерческих банков и, соответственно, отразился на сформированных ими корпоративных группах.22
Сейчас, по оценкам специалистов, на финансовом рынке действуют 7 устойчивых банков-лидеров (Сбербанк Российской Федерации, Внешторгбанк, Газпромбанк, ММБ - Международный московский банк, МПБ - Международный промышленный банк, Альфа-банк, РОСБАНК). Что касается ОНЭКСИМ-банка, Инкомбанка, банка "Российский кредит", банка МЕНАТЕП, то они продолжают входить в состав ФПГ, но уже не в роли лидера. В результате на первое место стали выходить крупные предприятия (например, в ФПГ "Интеррос" крупнейшим членом является компания "Норильский никель"). Более того, появились группы, сформированные одной компанией (например, ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" в ФПГ "Магнитогорская сталь").
Независимо
от места и роли банка в составе
ФПГ кредитная организация
Информация о работе Правовое положение финансово-промышленных групп