Правовое положение финансово-промышленных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является проведение анализа понятия и законодательного регулирования деятельности ФПГ, путей реализации на практике закрепленных Гражданским кодексом РФ норм и принципов российского права, что значительно облегчает изучение специальных отраслевых юридических дисциплин.
Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:
изучение теории вопроса с учетом последних достижений научного прогресса;
анализ развития отдельных норм права, касающихся создания и деятельности отдельных видов ФПГ;
анализ имеющихся проблем в данной области права на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП……7
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП.....9
3 КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП…………………………………….16
4 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФПГ…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……….…………………….30

Работа содержит 1 файл

Курсовая - ФПГ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     ГК РФ не содержит каких-либо положений, регулирующих статус ФПГ. Вопреки мнению А.Г. Мовсесяна, разрешенная ГК РФ форма ассоциаций и союзов не дает возможности для интеграции банковского и промышленного капитала.15 С точки зрения ГК РФ (ст. 121) коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединиться в ассоциации (союзы) этих организаций. Причем ассоциации (союзы) являются некоммерческими организациями со статусом юридического лица. По этой причине ряд ученых-юристов справедливо считают, что ФПГ не вписывается в действующую систему юридических лиц.

     Статус  ФПГ весьма показателен: недопустимо  сводить все коллективные образования  к гражданско-правовой категории "юридическое лицо". Субъектами права, в том числе и гражданского, могут быть образования, не обладающие признаками юридического лица. Прорыв в этом направлении сделан. В силу п. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду (в случаях, предусмотренных федеральными законами) подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами. В частности, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд, обладают процессуальными правами и обязанностями лиц, участвующих в деле (ст. 40, 41 АПК РФ16).

     Гражданский кодекс не признает ФПГ в статусе юридического лица, т.е. субъекта гражданского права. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере действия норм других отраслей права. Закон о ФПГ (ст. 13) предусматривал возможность сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса для участников ФПГ в случаях и порядке, установленных законодательством РФ. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ определяется Правительством РФ. Как отмечалось ранее, по этому вопросу было принято Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24. Кроме того, Закон не исключал признания в дальнейшем налоговой правосубъектности за финансово-промышленными группами. Однако Налоговый кодекс РФ не рассматривает ФПГ в качестве консолидированного налогоплательщика, хотя группы обладают необходимой организационной и имущественной обособленностью. Причины здесь разные.

     Одна  из основных причин - поступление налоговых  платежей по месту регистрации налогоплательщика, т.е. головного предприятия ФПГ. Это  повлечет за собой неравенство долей  налоговых поступлений в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации, в которых расположены другие члены ФПГ. Чтобы не допустить межтерриториальной усобицы по поводу присвоения налоговых сборов, уплачиваемых ФПГ, Правительство РФ должно или ограничить перечень консолидированных налоговых взносов только взносами федерального назначения, или же прибегнуть к перераспределению налоговых поступлений .

     Данная  проблема - не только экономическая, но и в значительной степени носит  политический характер. Обычно головной офис (центральная компания) размещается в центре, т.е. в Москве. Отсюда еще один аспект противопоставления между центром и регионами страны.17

     Закон о ФПГ очертил в известной мере экономические и формально-юридические признаки финансово-промышленной группы. Это - особый порядок регистрации и ликвидации ФПГ, круг ее участников, цели создания и предмет деятельности, государственная поддержка формирования ФПГ. Более подробно эти признаки будут рассмотрены ниже.

     Финансово-промышленные группы подразделяются на транснациональные, национальные (федеральные) и региональные. Выделяются транснациональные ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ. В случае создания транснациональной ФПГ межправительственного соглашения ей (группе) присваивается статус межгосударственной (международной). Особенности создания, деятельности и ликвидации такой группы устанавливаются указанными соглашениями. В литературе верно отмечалось, что Закон о ФПГ вносит путаницу в устоявшееся понятие "транснациональность". Непонятно, почему к транснациональным группам отнесены ФПГ, состоящие из юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств - участников СНГ? Напротив, для ФПГ с участниками из дальнего зарубежья отводится графа межгосударственных групп, причем лишь тем, которые образуются на основе межправительственных соглашений.18

     Что касается национальных и региональных ФПГ, то они также являются объектом правового регулирования. Причина такого положения одна - Закон о ФПГ ориентируется на создание в первую очередь транснациональных и межгосударственных групп. Гигантомания в экономике преследует Россию до сих пор.

     Надо  развивать законодательство в области национальных и региональных ФПГ. В данной сфере надо принимать серьезные решения организационного, финансового и юридического характера. Нужна государственная программа развития ФПГ, транснациональных корпораций, других крупных финансово-промышленных объединений с учетом имеющегося мирового и отечественного опыта.

     Наряду  с этой (основной) классификацией ФПГ  могут быть подразделены на другие виды. Используя различные критерии, различают следующие группы: а) банковские ФПГ и группы, сформированные одной  компанией, во главе которой может быть промышленная организация, научно-исследовательский институт, торговая компания; б) вертикальные ФПГ, в которых предприятия, входящие в их состав, участвуют в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства; горизонтальные ФПГ, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию; в) крупные, средние и малые ФПГ (в зависимости от размера и производственного потенциала). Предлагается классифицировать группы на: ФПГ де-юре и ФПГ де-факто. Первые группы зарегистрированы в установленном законом порядке, вторые - не зарегистрированы (неформальные ФПГ). Встречаются и другие виды ФПГ.19

     Научно  обоснованная классификация групп - самостоятельная проблема теории и практики правового регулирования отношений с участием бизнес-групп. С точки зрения закона такая классификация лишь тогда полезна, когда она приобретает юридическое значение. Например, вряд ли уместно в Законе о ФПГ деление групп на крупные, средние и малые. Тем более что финансово-промышленные группы - это крупные, по своей экономической природе, предпринимательские образования.

     Другое  деление ФПГ - на банковские группы и группы, образованные одной компанией. Даже на первый взгляд видно, что указанная классификация является порочной: в ее основе лежат разные критерии. Ведь банковские группы выделяются по такому критерию, как сфера применения, а потому в данном классификационном ряду следует назвать, например, промышленные ФПГ, строительные ФПГ и др.

     В России наибольшее развитие ФПГ получили в машиностроительных отраслях, в  которых функционирует около 15% групп. Среди официально зарегистрированных ФПГ преобладают региональные группы .

     Принципиальное значение для понимания правовой природы ФПГ имеет классификация групп на два вида: а) участники которой действуют как основное и дочерние общества - ФПГ холдингового типа; б) участники которой подписали договор о создании ФПГ, объединили свои имущественные активы и учредили центральную компанию. ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское образование, основанное на "системе участия", экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида есть добровольное договорное предпринимательское образование.20 

4 ПОРЯДОК  РЕГИСТРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ФПГ 

     Законодательство  различает регистрацию ФПГ и центральной компании. Порядок регистрации финансово-промышленных групп содержит новые нормы. ГК РФ в части регистрации юридических лиц не распространяется на регистрацию ФПГ. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации ФПГ: заявка на создание ФПГ, договор о создании ФПГ, организационный проект и др. Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца и включением в Госреестр ФПГ.

     Регистрация ФПГ осуществляется в разрешительном, а не в нормативно-явочном порядке, хотя группы, как уже отмечалось, не являются юридическими лицами. Поэтому  применение термина "разрешительный порядок регистрации" носит в значительной мере условный характер.

     С позиции закона обязательным признаком  ФПГ является государственная регистрация  группы. В то же время, по мнению ряда ученых, существуют неформальные (незарегистрированные) группы. Сошлемся на высказанное в литературе мнение о том, что ФПГ могут функционировать и без регистрации21. Отмечается, что ФПГ де-факто - это, как правило, бывшие министерства или крупные гособъединения; большинство фактических ФПГ - естественные монополии; многие из незарегистрированных ФПГ организованы по типу холдингов. В качестве примера служит группа Альфа-банка в цементной промышленности, объединившая акционерные общества "Альфа-Цемент", "Топкинский цемент", "Сухоложскцемент", "Нижнетагильский цементный завод" и др.

     Резонно возникает вопрос: разве законодательство допускает возможность создания финансово-промышленных групп без соответствующей регистрации? Нет, не допускает. Если встать на позицию о существовании ФПГ де-факто, тогда логично предположить о наличии юридических лиц без государственной регистрации. На наш взгляд, здесь не может быть неопределенности: либо регистрация нужна (обязательный признак), либо она факультативно присутствует в законе.

     Центральная компания ФПГ регистрируется в порядке, установленном ГК для регистрации юридических лиц. Она (компания) является, как правило, инвестиционным институтом. Допускается ее создание в форме хозяйственного общества, ассоциации, союза. По обязательствам центральной компании ФПГ ее участники несут солидарную ответственность. Чаще всего в качестве инвестиционного института выступает кредитная банковская организация.

     Участниками ФПГ являются коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные (за исключением общественных и религиозных организаций). В числе обязательных участников ФПГ Закон называет банки или иные кредитные организации и организации, действующие в сфере производства товаров и услуг. В состав ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации.

     Среди участников ФПГ первостепенное значение придается кредитной банковской организации. Вот что пишет по этому поводу Е. Торкановский: "Роль банка в структуре ФПГ трудно переоценить. Будет банк - будет ФПГ, не будет банка - даже крупная корпорация не может претендовать на этот статус". Причем в составе ФПГ может быть так называемый свой банк, т.е. кредитная банковская организация, специально созданная в качестве основного звена группы. Так, ФПГ "Интеррос" является типичной банковской группой, основными участниками и структурообразующим звеном которой выступили ОНЭКСИМ-банк и МФК. По такому же принципу были образованы ФПГ, сформированные Инкомбанком, банком "Российский кредит", консорциумом "Альфа-групп", банком "МЕНАТЕП". Однако кризис финансового рынка заметно повлиял на позиции коммерческих банков и, соответственно, отразился на сформированных ими корпоративных группах.22

     Сейчас, по оценкам специалистов, на финансовом рынке действуют 7 устойчивых банков-лидеров (Сбербанк Российской Федерации, Внешторгбанк, Газпромбанк, ММБ - Международный московский банк, МПБ - Международный промышленный банк, Альфа-банк, РОСБАНК). Что касается ОНЭКСИМ-банка, Инкомбанка, банка "Российский кредит", банка МЕНАТЕП, то они продолжают входить в состав ФПГ, но уже не в роли лидера. В результате на первое место стали выходить крупные предприятия (например, в ФПГ "Интеррос" крупнейшим членом является компания "Норильский никель"). Более того, появились группы, сформированные одной компанией (например, ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" в ФПГ "Магнитогорская сталь").

     Независимо  от места и роли банка в составе  ФПГ кредитная организация реализует  следующие функции: сберегательную, кредиторскую, информационную, расчетно-обслуживающую, гарантирующую. В любом случае (даже тогда, когда лидером в группе является крупное предприятие) банк по-прежнему остается финансовым центром ФПГ. В ФПГ "Магнитогорская сталь" таким банком является "Кредит Урал Банк".

Информация о работе Правовое положение финансово-промышленных групп