Порядок ликвидации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:28, доклад

Описание работы

Большинство компаний сталкиваются с вопросами ликвидации юридических лиц – принимают решение о ликвидации своей компании или сталкиваются с ликвидацией своих контрагентов. В связи с этим необходимо четко представлять себе каким образом происходит процедура ликвидации.
Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (Схема 1).

Работа содержит 1 файл

Порядок ликвидации юридических лиц.docx

— 33.86 Кб (Скачать)

В соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в т. ч. лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его  согласия по предложению органа, обратившегося  в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица, либо его исполнительных органах  – назначал ликвидатора из числа  органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее  время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами  юридического лица.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена  на одного или нескольких известных  арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в  отношении юридического лица его  наименования в места нахождения, а в отношении граждан –  фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

В случае если в решении  арбитражного суда утверждается кандидатура  ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на оснований указанного решения  арбитражного суда (без предоставления уведомления по формам Р15002 и Р15001) вносит в Единый государственный  реестр юридических лиц соответствующие  записи При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.

 

В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки  представления ими в арбитражный  суд утвержденного ликвидационного  баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки в соответствии с пунктом 1 статьи 118 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражным  судом при необходимости могут  быть продлены.

 

Принудительно ликвидировано  может быть только действующее юридическое  лицо.

Исключение юридического лица из Единого государственного реестра  юридических лиц (ЕГРЮЛ)1

 

Говоря о ликвидации нельзя не упомянуть о таком виде прекращения  юридического лица как исключение его  из ЕГРЮЛ. Строго говоря, исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется  только в отношении недействующих  юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие  же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.

 

Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того чтобы сократить расходы бюджета  на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

 

Исключение недействующих  юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

 

Для того чтобы юридическое  лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность) необходимо одновременное  наличие следующих признаков:

Непредставление налоговой  и бухгалтерской отчетности в  течение последних двенадцати месяцев2;

Отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.

 

Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

 

Если в налоговой инспекции  отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка  приходит ответ, что в течение  последних 12 месяцев операции по счету  не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие  документы:

справка об отсутствии в  течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;

справка о непредставлении  юридическим лицом в течение  последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах.

 

Эти документы служат основанием для направления информации о  наличии признаков прекращения  деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц.

 

В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что  юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем  исключении юридического лица из единого  государственного реестра. Это решение  публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.

 

После опубликования решения  о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили  налоговый орган о том, что  они не согласны с исключением  юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых  заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых  фондов и иных лиц).

 

Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.

 

Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Интересно отметить, что  точки зрения Арбитражного суда и  Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность»  не совпадают. Как разъясняет Высший Арбитражный суд Российской Федерации, исключение юридического лица из единого государственного реестра допускается даже в тех случаях, когда имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»). Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются Письмом ФНС РФ от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/668@, в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.

Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических  лиц из реестра не используют процедуру  исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в  суд с заявлением о признании  должника банкротом. Суд же, установив что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.

Разночтение вызвано в  первую очередь тем, что налоговым  органам выделяются достаточно большие  денежные средства на проведении процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.

Представляется, что в  таком «подвешенном состоянии» вопрос об исключении недействующих юридических  лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.

Необходимо так же урегулировать  вопрос о последствиях такого способа  прекращения юридического лица как  исключение его из единого государственного реестра, поскольку в настоящий  момент формально обязательства  юридического лица в связи с его  исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего  деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из реестра.


Информация о работе Порядок ликвидации юридических лиц