Порядок ликвидации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:28, доклад

Описание работы

Большинство компаний сталкиваются с вопросами ликвидации юридических лиц – принимают решение о ликвидации своей компании или сталкиваются с ликвидацией своих контрагентов. В связи с этим необходимо четко представлять себе каким образом происходит процедура ликвидации.
Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (Схема 1).

Работа содержит 1 файл

Порядок ликвидации юридических лиц.docx

— 33.86 Кб (Скачать)

После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками, собственниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган  для внесения в ЕГРЮЛ записи о  ликвидации юридического лица.

На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией  только после расчета с кредиторами  юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества  и утверждается учредителями юридического лица.

Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в  ликвидационном балансе. Вместе с тем  анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе  должны быть отражены сведения о составе  оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением  банков), так же как и промежуточный  ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию  ликвидации юридического лица (в настоящее  время ее размер составляет 400 рублей), а также заявление по форме  Р16001 предоставляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией  или ликвидатором. Подпись заявителя  удостоверяется в нотариальном порядке.

Необходимо отметить, что  в заявлении по форме Р16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным  законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами  завершены.

Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица, никаких дополнительных документов регистрирующий орган требовать  не вправе, в том числе и каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки  об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в  Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

На основании представленного  заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной  регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство  по форме Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ  по месту нахождения юридического лица.

Регистрирующий орган  может отказать в государственной  регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

Представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или  ликвидационной комиссией на государственную  регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;

Документы, предоставляемые  ликвидатором или ликвидационной комиссией  на государственную регистрацию  ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока  с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;

В налоговом органе имеются  сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе  требований по обязательным платежам);

При обнаружении недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Одним из наиболее важных вопросов при добровольной ликвидации юридического лица является срок, в течение которого ликвидация может быть осуществлена таким образом, чтобы не нарушать действующее законодательство.

Федеральный закон «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»  говорит о том, что «ликвидационная  комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через  два месяца с момента помещения  в органах печати … публикации о ликвидации юридического лица» (часть 2 статьи 22) и в случае, если документы  о завершении процедуры ликвидации (окончательный ликвидационный баланс) будут представлены ранее этого срока, то в регистрации будет отказано.

Однако при этом надо учитывать, что Гражданский кодекс говорит  о том, что расчеты с кредиторами  третьей и четвертой очереди  должны быть начаты только по истечении 1 месяца с момента утверждения  промежуточного ликвидационного баланса  и окончания расчетов с кредиторами  первой и второй очереди – таким  образом, минимальный определенный законодательством срок составляет 3 месяца, при этом надо учитывать, что  физически необходимо время на то, чтобы подать заявление о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, подать заявку на публикацию в «Вестник государственной регистрации», получить свидетельство о ликвидации юридического лица.

Таким образом, максимально  короткий срок ликвидации юридического лица при соблюдении требований законодательства не может составить менее трех с половиной месяцев. Рекламные  объявления компаний, предлагающих помощь в ликвидации, о том, что ликвидация будет проведена за два месяца, предполагают, что такая ликвидация будет проводится с нарушением законодательства.

Документы представляются в  регистрирующий орган по истечении  установленного законом срока.

Необходимо так же рассмотреть  такой вопрос – что делать в  случае, если решение о ликвидации уже принято, налоговый орган  извещен, но собственники (учредители, акционеры) по каким-либо причинам изменили свое решение и больше не имеют  намерения ликвидировать юридическое  лицо. Действующее законодательство не предусматривает подобную ситуацию, но и не запрещает ее.

Если было принято только решение, но о нем еще не уведомлены ни регистрирующий орган, ни контрагенты  юридического лица, то ответ очевиден – просто не уведомлять об этом заинтересованных лиц и принять решение, отменяющее решение о ликвидации.

Но что делать, если уже  уведомлена налоговая инспекция  и контрагенты, назначена ликвидационная комиссия и составлен промежуточный  ликвидационный баланс? Согласно разъяснениям налоговых органов в такой  ситуации в регистрирующий орган  предоставляется заверенная копия  решения об отмене решения о ликвидации юридического лица и заявление о  внесении в Единый государственный  реестр юридических лиц изменений  в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений  в учредительные документы (по форме  № Р14001).

После предоставления этих документов в ЕГРЮЛ будет внесена  запись об отмене записи о государственной  регистрации юридического лица в  связи с его ликвидацией, а  заявителю будет выдано на руки или  направлено на почту Свидетельство  о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме  № Р50003. С этого момента юридическое  лицо может вести свою деятельность в обычном режиме, без каких-либо ограничений.

Если же в ЕГРЮЛ уже  внесена запись о том, что юридическое  лицо ликвидировано, то отмена решения  о его ликвидации возможна только судом.

После внесения в единый государственный реестр юридических  лиц записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.

Принудительная ликвидация

Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно (порядок принудительной ликвидации схематично представлен в Схеме 4).

Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов  в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются  требования кредиторов (в ходе конкурсного  производства при банкротстве).

Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

Грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер,

Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

Осуществление деятельности, запрещенной законом;

Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми  нарушениями закона или иных правовых актов;

Систематическое осуществление  общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным  или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

В суд с заявлением о  ликвидации юридического лица могут  обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган.

Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о  принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения.

При этом необходимо отметить, что суды принимают решение о  ликвидации только в том случае, если имеющиеся нарушения действительно  неустранимы – если же их можно  исправить и в любое время до момента вынесения решения это было сделано, то в ликвидации юридического лица суд отказывает. Это отмечается, в частности, Президиумом Высшего Арбитражного Суда в Информационном письме от 13.08.2004 № 84, где разъяснятся, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Если в судебном заседании  при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация  фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного  органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация  фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места  пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления  о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

Необходимо понимать, что  решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить  основанием для государственной  регистрации юридического лица в  связи с ликвидацией и является лишь основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Согласно информационному  письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 № 50, с целью соблюдения прав и  законных интересов третьих лиц  и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется  направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим  государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.

ГК РФ не предусмотрен специальный  порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным  судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в том же порядке, что и при  добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап – принятие решения о ликвидации – осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а  судом. В последующем же вся последовательность этапов сохраняется – и точно так же назначается ликвидационная комиссия, в журнале «Вестник государственной регистрации» размещается объявление о ликвидации юридического лица, в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации, публикацию о ликвидации юридического лица, производятся расчеты с кредиторами, а также в регистрирующий (налоговый) орган предоставляются заявление по форме Р16001, документы, подтверждающий оплату государственной пошлины, а также ликвидационный баланс

При этом интересным представляется вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду не известны учредители либо исполнительные органы юридического лица, либо если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур.

Согласно пункту 24 постановления  от 01.07.96 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  № 8 от 01.07.96, в случае неисполнения решения  арбитражного суда о его ликвидации из-за отсутствия учредителей юридического лица арбитражный суд вправе назначить  ликвидатора.

Арбитражный суд также  вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица придет к выводу о невозможности возложения обязанности  по ликвидации юридического лица на его  учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Информация о работе Порядок ликвидации юридических лиц