Порядок ликвидации юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:28, доклад

Описание работы

Большинство компаний сталкиваются с вопросами ликвидации юридических лиц – принимают решение о ликвидации своей компании или сталкиваются с ликвидацией своих контрагентов. В связи с этим необходимо четко представлять себе каким образом происходит процедура ликвидации.
Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (Схема 1).

Работа содержит 1 файл

Порядок ликвидации юридических лиц.docx

— 33.86 Кб (Скачать)

Порядок ликвидации юридических  лиц

Опубликовано в журнале "Налоговый вестник" №7, 2008

Большинство компаний сталкиваются с вопросами ликвидации юридических  лиц – принимают решение о  ликвидации своей компании или сталкиваются с ликвидацией своих контрагентов. В связи с этим необходимо четко представлять себе каким образом происходит процедура ликвидации.

Законодатель определяет ликвидацию как прекращение деятельности юридического лица без перехода его  прав и обязанностей к другим лицам  в порядке правопреемства, причем ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной (Схема 1).

Добровольная ликвидация юридических лиц 

Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных  для каждого из видов юридических  лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе  принятия и оформления решения о  ликвидации.

Ликвидация осуществляется в несколько этапов (дополнительно  смотри схему № 2 «Добровольная ликвидация юридических лиц»):

Принятие решения о  ликвидации юридического лица, порядке  его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

Извещение третьих лиц  о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами.

Выявление кредиторской и  дебиторской задолженности и  составление промежуточного ликвидационного  баланса.

Расчеты с кредиторами, составление  окончательного ликвидационного баланса  и ликвидация юридического лица.

О принятии решений о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих  этапов уведомляется регистрирующий орган  – налоговая инспекция. В Москве вопросы регистрации ликвидации юридических лиц отнесены к компетенции  Инспекции ФНС России № 46.

Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.

Первым шагом является принятие решения о ликвидации юридического лица. Такое решение может быть принято по любым основаниям –  в связи с тем, что юридическое  лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указный в учредительных  документах, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).

В обществах с ограниченной ответственностью такое решение  принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть  в уставе, что для принятия решения  о ликвидации учитывается меньшее  количество голосов – например, 85% от количества участников.

В акционерных обществах  по общему правилу достаточно принятия такого решения квалифицированным  большинством акционеров, то есть проголосовать  за ликвидацию должно 3/4 от общего числа  акционеров, принявших участие в  общем собрании. Уставом или иными  внутренними документами акционерного общества может быть установлено  большее количество голосов, необходимое  для принятия такого решения.

Производственные и потребительские  кооперативы ликвидируются по решению  их членов. Унитарные предприятия  ликвидируются по решению собственника их имущества.

 

Единственное исключение составляют фонды – решение об их ликвидации может быть принято  только судом по заявлению заинтересованных лиц; добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.

Какой-либо унифицированной  формы решения о ликвидации законодательством  не установлено, поэтому решение  изготавливается в свободной  форме. В течение 3 дней с момента  принятия решения о ликвидации об этом должна быть уведомлена налоговая инспекция по форме Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 года № 439. Эта, а также другие форма доступны по адресу http://www.nalog.ru/document.php?id=21008&topic=form_gosreg.

Если уведомление будет  направлено в налоговую инспекцию  по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 50 МРОТ (часть 3 статьи 14.25 КоАП РФ).

Обращаю Ваше внимание на то, что ни уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, ни другие уведомления, которые  будет необходимо в дальнейшем предоставлять  в налоговую инспекцию, не предполагают оформления расписки в их получении  – поэтому лучше всего направлять их по почте либо предоставлять в  налоговую инспекцию с копией, на которую можно будет поставить штамп о принятии.

На основании уведомления  о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии в  отношении юридического лица решения  о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Таким образом, при заключении сделок необходимо запрашивать как  можно более новую выписку, чтобы  в том числе иметь информацию – не находится ли Ваш контрагент в процессе ликвидации.

С момента внесения в ЕГРЮЛ  записи о начале процедуры ликвидации не допускается государственная  регистрация изменений в учредительных  документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Так  же ликвидируемое юридическое лицо не может выступать учредителем  других юридических лиц.

Следующим важным решением в процессе ликвидации является создание ликвидатора или ликвидационной комиссии. Согласно статье 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают  порядок и сроки ликвидации в  соответствии с ГК РФ, другими законами.

Кандидатура лица, которое  впоследствии будет осуществлять ликвидацию юридического лица, очень важна, поскольку  именно он будет являться представителем юридического лица с этого момента, к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Закон не запрещает назначать на должность  ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии любого дееспособного гражданина, в том числе являющегося генеральным  директором ликвидируемого юридического лица.

Решение о назначении ликвидатора  либо комиссии и установление иных процедурных вопросов ликвидации юридического лица могут быть отражены в первоначальном решении о ликвидации.

О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора  учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме  Р15002.

После уведомления налоговой  инспекции ликвидируемое лицо получает Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003 и выписку  из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно  действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право  действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются  должность «ликвидатор» или «председатель  ликвидационной комиссии» и их фамилия, имя, отчество.

После того как назначен ликвидатор либо ликвидационная комиссия, необходимо уведомить всех контрагентов юридического лица о начале процедуры  ликвидации, чтобы выявить размер кредиторской задолженности. Поскольку  контрагентов может быть очень много  и их достаточно сложно уведомить  каждого в отдельности, а также  во избежание злоупотреблений со стороны ликвидируемого юридического лица, закон предусматривает публикацию информации в средствах массовой информации. При этом можно дополнительно  уведомить контрагентов путем направления  писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.

Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале «Вестник государственной  регистрации» (с условиями размещения публикаций можно ознакомиться по адресу http://www.vestnik-gosreg.ru), третья часть которого с февраля 2007 года полностью посвящена  публикациям юридических лиц. В  публикации указываются:

полное наименование юридического лица;

ОГРН;

ИНН/КПП;

адрес (место нахождения) юридического лица;

сведения о приятом  решении о ликвидации (для общественных объединений – решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;

порядок и сроки заявления  требований кредиторов (способ связи  с ликвидационный комиссией (адрес, телефон)).

Сведения для опубликования  вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица, в течение 2-х месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

Два месяца со дня опубликования  – это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации можно  предусмотреть другой срок – сколь  угодно длительный, главное чтобы  он составлял не менее двух месяцев.

Одновременно с выявлением кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность. Необходимо понимать, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.

По окончании срока, отведенного  для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

сведения о составе  имущества ликвидируемого юридического лица;

перечень предъявленных  кредиторами требований;

результаты их рассмотрения.

Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому  он составляется в свободной простой  письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию  промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о  его составлении по форме Р15003.

После внесения в ЕГРЮЛ  записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный  ликвидационный баланс для проведения контрольных мероприятий в следующие  отделы:

взыскания задолженности;

выездных проверок;

камеральных проверок;

юридический отдел.

Так же на этом этапе может  быть назначена камеральная или  выездная налоговая проверка за период, не превышающий трех календарных  лет, предшествующих году, в котором  вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые  инспекции стараются назначать  проверку ликвидируемого юридического лица, поскольку после ликвидации будет невозможно взыскать налоги и  штрафные санкции.

После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.

Утвердив промежуточный  ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с  кредиторами в очередности, установленной  законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает 4 очереди кредиторов (необходимо отметить, что до 2006 года очередей кредиторов было 5, и после изменений в ГК РФ не во все подзаконные акты, в том числе многочисленные разъяснения налоговых органов, были внесены изменения – таким образом, в актах до 2006 года читая «кредиторы пятой очереди» надо заменять на «кредиторы четвертой очереди»).

Законодательство предусматривает  следующую очередность удовлетворения требований (дополнительно смотри Схему 3 «Расчеты с кредиторами»):

I очередь: удовлетворяются  требования граждан, перед которыми  ликвидируемое юридическое лицо  несет ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих  повременных платежей, а также  по требованиям о компенсации  морального вреда. 

II очередь: удовлетворяются  требования по выплате выходных  пособий и оплате труда лиц,  работающих или работавших по  трудовому договору, и по выплате  вознаграждений авторам результатов  интеллектуальной деятельности.

III очередь: удовлетворяются  требования по обязательным платежам  в бюджет и во внебюджетные  фонды 

IV очередь: требования  прочих кредиторов.

Расчеты производятся в порядке  очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.

Расчеты с кредиторами  первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Расчеты с кредиторами  четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения  промежуточного ликвидационного баланса. В случае, если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы  после этого не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены  их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании  должника банкротом.

Информация о работе Порядок ликвидации юридических лиц