Понятие предпринимательского (хозяйственного) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 16:48, курс лекций

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание

1. Понятие предпринимательской деятельности.

2. Сущность и содержание предпринимательского права.

3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать)

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается  и действует сеть муниципальных  фондов. Региональные фонды учреждены  правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной  администрации.

Состояние и деятельность государственных и муниципальных  фондов определяется, в основном, тремя  факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются  в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства»/2/, который предоставляет им широкую  арену деятельности по поддержке  малого предпринимательства, а также  определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые  на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

На основании Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» разрабатываются  комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства  в области, одним из направлений  которых является разработка мер  по вовлечению в предпринимательскую  деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе  безработных женщин и молодежи.

Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства является создание благоприятных условий  для его развития путем обеспечения  комплексной и адресной поддержки  малых предприятий в различных  направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра  деловых услуг.

Малые предприятия составляют отдельную группу, которая пользуется особыми льготами при уплате налога на прибыль. Одна из льгот по налогу на прибыль предусмотрена только для тех из них, которые производят и одновременно перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, производят продовольственные  товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую  технику, лекарственные средства и  изделия медицинского назначения, а  также строят объекты жилищного, производственного, социального и  природоохранного назначения (включая  ремонтно-строительные работы). Льгота заключается в том, что эти малые предприятия не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы, при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг) . В третий и четвертый год работы они уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

Другая льгота заключается  в том, что при определении  налогооблагаемой прибыли малого предприятия  из нее исключается та прибыль, которая  направленна на строительство, реконструкцию  и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и  технологии.

Малые предприятия могут  иметь льготы при осуществлении  некоторых видов деятельности, например, финансирование капитальных вложений, благотворительные взносы. Малые  предприятия могут иметь также  льготы по налогу на прибыль в общем  порядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на 50%.

Малые предприятия могут  иметь льготы по НДС, если они выпускают  товары, освобожденные от него. Кроме  того, они освобождаются от НДС  по лизинговым сделкам в полном объеме.

Малые предприятия могут  быть в числе тех, которые освобождены  от уплаты налога на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы по реконструкции  и капитальному ремонту жилого фонда.

По остальным группам  налогов и акцизов малые предприятия  не имеют специальных льгот. К  льготам, не связанным с налогообложением, относится право, которое имеют  малый бизнес как субъект малого предпринимательства, в отношении  ускоренной амортизации основных производственных фондов.

Для субъектов малого предпринимательства  предусмотрена упрощённая система  налогообложения, учета и отчетности. Её действие распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации  с предельной численностью работающих (до 15 человек). Эта система подразумевает  замену уплаты налога на прибыль, н. с  продаж, н. на имущество и единого  социального н. уплатой единого  налога на вменённый доход. Такие субъекты также не платят налог на добавленную стоимость, если товар не ввозится на таможенную границу РФ.

Под действие упрощенной системы  налогообложения не попадают организации, занятые производством подакцизной  продукции, организации, созданные  на базе ликвидированных структурных  подразделений действующих предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники фондового рынка, предприятия  игорного и развлекательного бизнеса  и другие субъекты, для которых  установлен особый порядок ведения  бухгалтерского учета отчетности.

Субъекты малого предпринимательства  имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, если в  течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления  на право применения упрощенной системы  налогообложения, совокупный размер валовой  выручки данного налогоплательщика  не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством  РФ на первый день квартала, в котором  произошла подача заявления.

Единый налог на вмененный  доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему  экономических отношений, возникающих  между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего  продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.

 

  1. Опосредованное участие государства в хозяйственном обороте. Стимулирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Первым рычагом налогового регулирования государство воспользовалось  в достаточной степени, уменьшив ставку по налогу на прибыль с 35 до 24%. Ставка налога на прибыль в 24% создала  потенциальную возможность для  расширения производства за счет того, что большая часть прибыли  остается в распоряжении предприятия, но стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени  в динамике.

Уменьшив ставку сразу  на 11 пунктов, Правительство РФ не оставило запаса для дальнейшего снижения. В то же время только резкое снижение ставки разово стимулирует перераспределение  доходов между теневым и легальным  сектором экономики, что и было сделано  с введением главы 25 НК РФ. Однако представляется, что эффект, достигаемый от расширения налогооблагаемой базы за счет теневого сектора, будет незначительным по следующим причинам:

Издержки нелегального бизнеса, оцениваемые на уровне 10%, по-прежнему намного меньше совокупной налоговой  нагрузки, получаемой от уменьшения налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, умеренного НДС и достаточно высокого единого социального налога. Размер налогового изъятия, уравнивающий легальный и теневой бизнес с  учетом фактора риска, оценивается  на уровне 15-20%, что в ближайшей  перспективе недостижимо.

Эффект от снижения возникает  не сразу, а через несколько хозяйственных  оборотов.

Другим рычагом налогового регулирования является льгота. Основными  характеристиками новой налоговой  системы должны стать либеральность, нейтральность и справедливость налоговой реформы. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку  льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.

Однако нельзя абсолютизировать положение об отмене льгот. Мировой  и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот  означает не что иное, как лишение  российской налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и  стимулировать приоритетные направления  развития отечественного производства. Ликвидировав практически все льготы по налогу на прибыль, государство лишило себя одного из двух налоговых рычагов.

Одной из основных проблем  современной российской экономики  является низкий уровень ее технического вооружения, изношенность парка оборудования и, как следствие, низкая производительность экономики в целом. В связи  с этим одна из основных задач экономической  политики Правительства РФ на данном этапе – стимулирование роста  инвестиционной активности. В связи  с этим важнейшая задача налоговой  реформы – налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и  модернизации. Наибольшего эффекта  в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот  по налогу на прибыль.

Для более эффективного решения  задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых  механизмов целесообразно дополнить  налог на прибыль инвестиционными  льготами прямого действия.

Для нашей страны более  актуален вариант льготы, стимулирующей  не только расширение исследовательских  программ, но и в главной степени  поощряющей начало инновационной деятельности. Скидка из налогооблагаемой базы в  виде некоторого процента от прироста расходов на НИОКР может быть дополнительной льготой, стимулирующей расширение НИОКР, но вариант основной инновационной  льготы должен быть следующий: вычет  расходов на НИОКР в полном объеме из доходов в первый год их проведения; в последующий период размер вычета не должен превышать 25% фактических  затрат на НИОКР с капитализацией оставшейся суммы и ее списанием  в соответствии со ст. 262 НК РФ в течение 3-х лет равными долями после  окончания работ.

Итак, если на данном этапе  необходимо увеличивать инвестиции в экономику и с помощью  налоговых методов в виде инвестиционной льготы имеется возможность оказания влияния на увеличение инвестиций, то инвестиционная льгота должна предусматриваться  в законодательстве о налоге на прибыль. Однако было бы неправильно вести  речь только о восстановлении инвестиционной льготы: в российском законодательстве о налогообложении прибыли должна существовать развернутая система  льгот, так как именно она дает государству возможность целеустремленно  влиять на предпринимательскую деятельность.

Учитывая значение, которое  на данном этапе придается сфере  науки, представляется целесообразным дополнить законодательство по налогу на прибыль также льготами инновационного характера. Противопоставляемая налоговым  льготам политика общего снижения ставки налога на прибыль при всей ее значимости все же является менее эффективным  рычагом регулирования. Введение в  налоговое законодательство льгот  необходимо осуществлять по нарастающей  для усиления стимулирующего эффекта. Возможность уклонения от налогообложения  прибыли с помощью льгот должна быть сведена к минимуму путем  их качественной регламентации и  действенного контроля со стороны налоговых  органов.

Таким образом, для обеспечения  регулирующего влияния государства  на экономику через налоговую  политику по налогу на прибыль должны быть восстановлены льготы на постоянной основе. Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала, видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков. Льготы должны быть направлены на стимулирование начальных этапов воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее производство.

 

Тема 9

Разрешение  споров, вытекающих из предпринимательской  деятельности

 

Вопросы к теме:

    1. Причины и виды конфликтов и споров в хозяйственных правоотношениях
    2. Хозяйственные споры между контрагентами
    3. Органы, рассматривающие споры, порядок рассмотрения споров, исполнение решений
    4. Охрана и защита прав и интересов предпринимателей

 

  1. Причины и виды конфликтов и споров в хозяйственных правоотношениях 

Спор как общественное явление означает противоречие, разные мнения двух или нескольких лиц об одном и том же явлении, предмете. Среди всех споров особое место занимают правовые, предметом которых являются права и обязанности субъектов  правоотношений.

Хозяйственные споры —  это разновидность правовых споров, они возникают в процессе осуществления  хозяйственной деятельности.

Причины, вызывающие хозяйственные  споры, это прежде всего невыполнение одной из сторон договора своих обязательств в полном объеме, в указанные в  договоре сроки, или их выполнение, но ненадлежащего качества.

Хозяйственные споры нельзя рассматривать в качестве разновидности  гражданско-правовых, так как они  отличаются от последних по своему содержанию. Если гражданско-правовые споры в основном вытекают из имущественных, личных, трудовых, семейных и иных прав, связанных с осуществлением гражданами своих правомочий в удовлетворении материальных и духовных благ, то хозяйственные  возникают в процессе осуществления  хозяйственной деятельности, направленной на изготовление продукции, производство работ, оказание услуг.

Хозяйственные споры —  это самостоятельный институт хозяйственного права.

Хозяйственные споры чаще всего возникают в результате правонарушений по заключенным договорам. Но не обязательно. Они могут порождаться  в случае причинения внедоговорного вреда, незаконного присвоения чужого имущества, разногласий при заключении договоров, нарушениях прав субъектов  предпринимательской деятельности неправомерными решениями органов  власти и управления, при банкротстве  предприятий и организаций.

Информация о работе Понятие предпринимательского (хозяйственного) права