Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 16:48, курс лекций
Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.
1. Понятие предпринимательской  деятельности.
2. Сущность и содержание  предпринимательского права.
3. Принципы и методы  правового регулирования предпринимательской  деятельности.
Функция налога — это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Важнейшие функции налогов - фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельной функции налогов можно выдвинуть социальную.
Фискальная (распределительная) функция налогов. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.
В рамках фискальной функции 
реализуются экономические 
Регулирующая функция 
налогов. Данная функция призвана решать 
посредством налоговых 
Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.
С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связана его социальная функция.
Социальная функция 
• использования прогрессивной шкалы налогообложения;
• применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
• введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
• введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.
Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.
Социальная функция 
Полная реализация всех функций 
налогообложения обеспечивает эффективность 
финансово-бюджетных отношений 
Наиболее существенное значение 
для современной теории и практики 
налогообложения имеют 
По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:
а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;
б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);
в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами — совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.
Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.
В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.
В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):
а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;
в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).
По целевой направленности введения налогов:
а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);
б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
 По субъекту-
а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
По уровню бюджета, 
в который зачисляется 
а) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).
Данная форма классификации 
налогов, иначе именуемая как 
статусная классификация 
По характеру бухгалтерского учета налоги:
а) включаемые в себестоимость или цену продукции;
б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;
в) удерживаемые из доходов работника.
Налоговое воздействие – 
это производимое в соответствии 
с законом отчуждение части стоимости 
в форме налога или сбора с 
целью регулирования и/или 
Признаки налогового воздействия: обязательность; безвозмездность; безвозвратность.
Основу правовой базы налогового воздействия составляет НК РФ ч.1, 2..
Цели налогового воздействия:
1. Фискальная – пополнение государственного бюджета
2.  Регулирующая – достижение 
наиболее справедливого (
3.  Стимулирующая – 
создание благоприятных 
Средства налогового воздействия:
1) регулирование
2) контроль
В ходе регулирования определяются основные элементы налога:
· субъект налогообложения
· объект налогообложения (имущество, права)
· источник налогообложения (доход, капитал)
· единица налогообложения
· ставка налога (норма налогообложения)
· сроки уплаты налогов
· бюджет, в который данный налог должен быть перечислен)
Формы налогового воздействия:
налог; сбор; пошлина.
Налоговая ответственность 
- это применение к лицу, виновному 
в совершении налогового правонарушения, 
предусмотренных Налоговым 
Как следует из положений 
статьи 10, 106, пунктов 1, 3 и 4 статьи 108 части 
первой НК РФ, законодатель отграничивает 
налоговую ответственность от других 
видов ответственности, в том 
числе и от административной. Виды 
налоговых правонарушений и меры 
налоговой ответственности за них 
могут устанавливаться 
Исходя из смысла пунктов 
3 и 4 статьи 108 Кодекса, меры административной 
ответственности могут 
Эти положения Кодекса 
были взяты за основу при установлении 
административной ответственности 
за правонарушения в области налогов 
и сборов (ст. 15.3-15.11 КоАП). Объективные 
стороны указанных 
Характер налоговых 
Информация о работе Понятие предпринимательского (хозяйственного) права