Понятие предпринимательского (хозяйственного) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 16:48, курс лекций

Описание работы

Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.

Содержание

1. Понятие предпринимательской деятельности.

2. Сущность и содержание предпринимательского права.

3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.

Работа содержит 1 файл

РПП.docx

— 227.35 Кб (Скачать)

Названный Федеральный закон  не распространяется на деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках (здесь продажа  осуществляется на основе договора об энергоснабжении (см. ст. 539—548 ГК РФ), и  на деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках. Порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Особняком в структуре  товарного рынка стоит теневой  рынок, обслуживающий теневую экономику.

Понятие теневого рынка широко используется в научной литературе, в выступлениях государственных  и других политических деятелей. Его можно встретить и в отдельных нормативных правовых актах. В научной и учебной литературе оно трактуется неоднозначно, но общая суть одинакова. Теневой рынок качественно отличается от рассмотренных выше структур рынка. Те структуры легальные, они функционируют открыто, не таясь. Их участники выполняют свои обязанности перед государством, обществом и гражданами: в установленном порядке регистрируются в государственных органах, вносят налоги в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, а также осуществляют иные причитающиеся с них платежи. Теневой рынок формируется, действует и развивается на совершенно других началах. Он — антипод рынку легальному, официальному, находится «в тени», скрыт от государственно-правового воздействия со всеми вытекающими последствиями: участники теневых рыночных отношений не платят налогов, не выполняют другие обязанности субъектов нормального рынка, все возникающие между ними споры разрешают без участия органов государственной власти в междоусобных разборках с привлечением «своих» криминальных «властных» структур.

Во-первых, теневой рынок обладает удивительной выживаемостью. Ни коренные изменения общественно-политического строя в обществе не выбивают его из наезженной колеи. Он оказался неодолимым и для дореволюционного царского режима, и для командно-бюрократической строго централизованной системы управления, существовавшей в СССР, он присутствует и в наши дни. Примечательно при этом, что в советской экономике главными и чуть ли не единственными «теневиками» были коммерсанты, предприниматели. И необычайным парадоксом явилось то, что, получив в результате проводимых реформ по созданию рыночной экономики возможность заниматься предпринимательством легально, многие из них предпочли, приспособившись к новым хозяйственным условиям и используя уже накопленный противоправный опыт, по-прежнему оставаться «в тени».

Во-вторых, теневому рынку присуще не менее удивительное свойство — быстрая приспособляемость, адаптация ко всем изменениям, происходящим в государстве и обществе. Он живо «откликается» и адекватно отвечает на все реформы в экономике, будь то косыгинские середины 1960-х гг. или современные либеральные.

В-третьих, и здесь тоже есть чему удивиться, теневой рынок нередко идет впереди, в авангарде рынка официального, легального. Не связанный никакими формальностями правовых норм, он быстрее отражает прогрессивные тенденции в экономическом развитии, оперативнее реагирует на изменения конъюнктуры рынка, колебания цен, динамику спроса и предложения. Своеобразна закономерность, характеризующая взаимодействие теневого рынка с легальным, официальным рынком. Чем хуже для рынка официального, чем он менее эффективен, и м более благоприятные условия складываются для теневого.

Особая опасность теневого рынка состоит в том, что он по сравнению с легальным всегда «процветает». Его участники, не обремененные налогами и иными «непроизводительными»  расколами, накапливают огромный официально не учтенный наличный капитал. По экспертным оценкам, на теневом рынке вращаются денежные суммы, эквивалентные 40—50% внутреннего валового продукта (ВВП).

Факторы, под влиянием которых  вырабатываются правила поведения  участников рыночных отношений, весьма многообразны. Главный и постоянно действующий среди них — глубокое внутреннее противоречие интересов субъектов рыночных отношений, приобретающее подчас характер антагонизма.

Другой фактор — переменный. Суть его в том, что нормативное регулирование определяется состоянием и динамикой самого рынка, уровнем его развития. В условиях, когда только идет становление рынка, накопление богатства, необходимого для его нормального функционирования и развития, на рынке преобладает теневая сторона, обнажается «дно» рыночных отношений со всей грязью, нечистотами. Как правило, между субъектами рынка отсутствуют сколько-нибудь длительные связи, торговые операции нередко совершаются с первым встречным. В принципе продается все: не только имущество, иные ценности, но и совесть, честь, сама жизнь. Позднее, когда рынок сложился и оформился, рыночные контакты приобрели устойчивость и постоянство, участие в рыночных отношениях превратилось в семейные традиции, на передний план выступает имидж, лицо, облик субъекта рынка, которыми дорожат больше, нежели сиюминутной выгодой в рыночной операции.

Из сказанного следует  два вывода, важные для формирования нормативной системы, в том числе  правовой системы, регулирующей рыночные отношения. Во-первых, посредством социальных норм надлежит стимулировать, поддерживать и защищать все позитивные процессы на рынке и лиц, участвующих в них. Во-вторых, нормативная система должна улавливать динамику рынка и в зависимости от нее устанавливать степень жесткости правил.

Формирование нормативно-правовой системы рыночной экономики помимо создания качественно иных государственных нормативных актов включает также слом отжившей вертикали и, где возможно и необходимо, в частности при отсутствии новых правовых норм, ее приспособление к горизонтальным рыночным отношениям. При этом происходит своего рода «обмен» нормативных регуляторов: вводятся нормы права в те экономические отношения, в которых они ранее отсутствовали, некоторые же другие экономические отношения, напротив, освобождаются от государственно-нормативного воздействия. Иначе говоря, в юридическом смысле стратегия формирования рыночной экономики состоит в переходе от прямого управления экономикой со стороны государства к ее регулированию через законы и организацию исполнения законов. Это и есть правовой путь в рынок.

Объективно для правового  регулирования рыночной экономики заданы два параметра: внешний и внутренний. Внешний — создание правовыми средствами благоприятной рынку окружающей среды. Ими охватываются антимонопольное и налоговое регулирование, государственная регистрация и лицензирование деятельности субъектов рынка и многое другое. Внутренний — регулирование общественных отношений, складывающихся непосредственно на рынке, в частности при совершении актов купли-продажи. В обоих случаях в государственном регулировании учитываются особенности отдельных видов рынков.

Как отмечено в Послании Президента РФ 1997 г., эффективное рыночное хозяйство — это не только свобода частной инициативы, но и строгий правовой порядок, единые, стабильные и неуклонно соблюдаемые всеми правила экономической деятельности.

Ответ на вторую часть вопроса  — о пределах государственно-правового регулирования рыночных отношений — не может быть дан столь односложно, как на первую его часть. Подход здесь всегда должен быть конкретно-историческим. Искать ответ надо в самой рыночной экономике, в уровне ее развития и главным образом в субъектах рынка, их отношении к проводимым в России экономическим реформам, в понимании ими причин, условий и результатов функционирования рынка, своей личной роли в происходящих экономических, социальных, политических и духовных процессах. Рыночные отношения одной и той же страны в разные годы государством регулируются далеко не одинаково, более или менее широко и обстоятельно.

 

2. Классификация  рынков по объекту. Классификация  вещей.

Объективно детерминированы  и критерии классификации рынков. Исходный критерий — объект рынка. По данному критерию выделяются: рынок рабочей силы; рынок средств производства; потребительский рынок; рынок материальных и духовных услуг; рынок недвижимости; рынок технологий; финансовый рынок. По критерию организации рыночного обмена — оптовый (биржа, оптовые закупки государством, предприятиями и т. п.), розничный, экспортный, импортный. Большое значение имеет классификация рынков по территориальному признаку. Они наиболее динамичны и формируются под влиянием различных факторов — природно-географического, транспортной системы и средств передвижения, административно- территориального деления страны, места государства в мировом сообществе и др. В современной России действуют рынки районов и городов, субъектов Российской Федерации, региональные и межрегиональные, общероссийский (национальный).

Для эффективной профессиональной работы предпринимателям особенно требуются  знания юридической характеристики объектов своих гражданских прав.

С точки зрения рыночных, предпринимательских отношений самое важное свойство любого объекта — его оборотоспособность, т. е. возможность выходить на рынок, быть объектом различных сделок — передаваться из рук в руки при купле-про даже, дарении, аренде и т. д.

Долгое время у нас  в стране были изъяты из свободного оборота слитки драгоценных металлов. Теперь банкам разрешены сделки купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» установил, что музейные предметы (культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление) и музейные коллекции (совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе), включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации (совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций), вывозу из Российской Федерации не подлежат. Временный их вывоз регулируется специальными правилами.

Классификация вещей проводится по различным критериям. Всевозрастающее значение приобретает их подразделение по критерию мобильности на недвижимые и движимые. Под недвижимыми вещами мы традиционно привыкли понимать земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. ГК РФ значительно расширил круг этих вещей. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к  недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Значение классификации  вещей на движимые и недвижимые возросло после восстановления в гражданском законодательстве института приобретательной давности. Лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности начинается не ранее истечения срока исковой давности на требование собственником или иным законным владельцем имущества у лица, у которого оно находилось.

В законодательстве и предпринимательской  практике используются также классификации вещей по следующим при знакам:

1) отношение к труду: вещи, данные (созданные) природой и используемые людьми в своей жизнедеятельности (земля, полезные ископаемые, растения и т. п.), и вещи — продукты, результаты материальной и духовной культуры, созданные трудом человека;

2) целевое назначение вещей: средства производства и предметы потребления;

3) характер использования: вещи потребляемые и непотребляемые;

4) устойчивость, возможность сохранения вещи в неизменном виде: вещи делимые и неделимые;

5) способ индивидуализации, внешние признаки: вещи, определяемые родовыми признаками (заменимые), и вещи индивидуально-определенные (незаменимые);

6) ролевое назначение, выполняемые функции: вещи главные и принадлежности к ним;

7) технологические особенности комплектации: вещи простые и сложные;

8) производительное использование:  плоды, продукция и доходы;

9) материальные свойства: вещи неодушевленные и одушевленные (живые существа – дикие и домашние животные).

 

3. Рынок товаров  и услуг и его правовое регулирование.

Основными отраслями деятельности, составляющими рынок товаров  промышленного назначения, являются сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, связь, сфера услуг.

Одной из основных задач  общественного производства является не только обеспечение конечного  потребителя необходимым количеством  продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим  качеством.

Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся  к его способности удовлетворять  установленные и предполагаемые потребности.

Глубокое реформирование социально-экономической основы и  политического строя современного российского государства, построение системы рыночного хозяйствования обусловили принципиально важные изменения  в методах государственного регулирования  качества. Чисто управленческие, административные способы влияния на качество, хотя и сохранятся в настоящее время  и в обозримом будущем, но сфера  их применения постепенно сужается. Все  более заметную роль в определении  качества продукции играет договор. Этот процесс имеет свое легальное  основание в норме ГК РФ, согласно которой продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует  договору купли-продажи (п. 1 ст. 469). Договорное определение качества продукции  вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия  договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, кроме  случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или  иными правовыми актами. Учитывая, что в реальных взаимоотношениях могут отсутствовать как императивные предписания закона, так и свободно сформированные сторонами условия  договора о качестве, предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли - продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для  которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем  в известность о конкретных целях  приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный  для использования в соответствии с этими целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ).

Информация о работе Понятие предпринимательского (хозяйственного) права