Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:52, курсовая работа
На рынке присутствуют множество товаров как высокого, так и низкого качества. Защитить потребителя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продукции призвана сертификация.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о сертификации 4
1.1. История развития сертификации 4
1.2. Подтверждение соответствия и сертификация 6
Глава 2. Правовое регулирование сертификации 9
2.1. Структура законодательной и нормативной базы 9
2.2. Правовое регулирование сертификации по ФЗ «О техническом регулировании» 13
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Глава 2. Правовое регулирование сертификации
2.1. Структура законодательной и нормативной базы
В России в настоящее время существует достаточно развитое законодательство, регулирующее деятельность по сертификации. Деятельность по подтверждению соответствия в России законодательно регулируется и обеспечивается: Законами РФ, подзаконными актами и нормативной базой.
Структура законодательной и нормативной базы сертификации представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Нормативно-методическая база
Законы. Впервые в стране обязательная сертификация была введена Законом "О защите прав потребителей" в 1992 г.; закон фактически подвел правовую базу под формирование отечественной системы сертификации, прежде всего в законодательно регулируемой сфере. Далее, в 1993г., был принят Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", в который позднее вносились изменения и дополнения. Ранее этот закон являлся основополагающим документом Российской Федерации в области сертификации, а после его отмены основополагающим стал Закон "О техническом регулировании", принятый в 2002 году. В Законе объединены элементы технического регулирования - и стандартизация, и подтверждение соответствия, и аккредитация, и госнадзор. Поэтому с его введением утрачивают силу Законы "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации".
В российскую практику впервые вводится понятие "технический регламент" - документ, который принят международным договором, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или Федеральным законом, или Постановлением Правительства Российской Федерации. Он устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. То есть, технические регламенты обладают более высоким правовым статусом, чем стандарты и разрабатываются только на продукцию. Они принимаются в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан, охраны окружающей среды. Содержащиеся в регламентах обязательные имеют прямое действие на всей территории России. Не включенные в регламент требования не могут носить обязательный характер.
Подзаконные акты (указы президента и правительства, Постановления Ростехрегулирования (бывш. Госстандарта), нормативные акты министерств и ведомств и др.) направлены на решение отдельных социально - экономических задач, предусматривающих для этой цели подтверждение соответствия продукции.
Нормативно-методическая база сертификации включает:
- совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);
- комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним).
Структура нормативного обеспечения сертификации представлена на рисунке 2.
Элементы сертификации | Законодательные акты и нормативные документы |
Основные определения | • Закон "О техническом регулировании" • ГОСТ Р 51000. 5-96. Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг, 1996 • Система сертификации ГОСТ Р, 1992 • Положение о системе сертификации ГОСТ Р, 1998 • Правила по проведению сертификации в РФ, 2000 |
Цели и принципы сертификации | • Закон "О техническом регулировании" • Система сертификации ГОСТ Р, 1992 • Положение о системе сертификации ГОСТ Р, 1998 |
Добровольная сертификация | • Закон "О техническом регулировании" •Положение о Системе добровольной сертификации продукции Госстандарта России, 2000 •Положение о знаке соответствия Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России, 2000 |
Обязательная сертификация | • Закон "О техническом регулировании" • ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации, 1996 • Положение о Системе сертификации ГОСТ Р, 1998 • Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции, 1999 •Система обязательной сертификации по экологическим требованиям, 1996 |
Система сертификации (ГОСТ Р): Структура Участники обязательной сертификации | • Закон "О техническом регулировании" • Положение о системе сертификации ГОСТ Р, 1998 • Правила по проведению сертификации в РФ, 2000 |
Функции участников: Органы по сертификации Испытательные лаборатории | • Закон "О техническом регулировании" • ФЗ "О защите прав потребителей", 1992, 1996 • Правила по проведению сертификации в РФ, 2000 • Система сертификации ГОСТ Р, 1992 • Положение о системе сертификации ГОСТ Р, 1998 • Требования к органу по сертификации продукции и порядок его аккредитации, 1994 |
Права и обязанности участников сертификации:ОС, ИЛ | • Закон "О техническом регулировании" • ГОСТ Р 51000. 5-96. Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг, 1996 • Система сертификации ГОСТ Р, 1992 |
Ответственность участников сертификации | • Закон "О техническом регулировании" • Система сертификации ГОСТ Р, 1992 • ФЗ "О защите прав потребителей", 1992, 1999 • Кодекс РСФСР об административных правонарушениях,1996 • Уголовный кодекс РФ, 1996 |
Оплата аккредитации и сертификации | • Закон "О техническом регулировании" •Правила по сертификации. "Оплата работ по сертификации продукции и услуг", 1999 |
Правила проведения сертификации | •Правила по проведению сертификации в РФ, 2000 •Система сертификации ГОСТ Р, 1992 • Положение о системе сертификации ГОСТ Р, 1998 |
Порядок проведения сертификации | •Система сертификации ГОСТ Р, 1992 •Порядок проведения сертификации продукции в РФ, 1996 |
Схемы сертификации (формы) | • Закон "О техническом регулировании" •Порядок проведения сертификации продукции в РФ, 1996 |
Государственный контроль и надзор: Органы и объекты Правила проведения Порядок выдачи предписаний и наложения штрафов | • Закон "О техническом регулировании" • ФЗ "О защите прав потребителей", 1992, 1998 • Порядок проведения Госстандартом государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией, 1993 • Положение о порядке выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России за нарушения обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, 1997 |
Инспекционный контроль и надзор
| • Закон "О техническом регулировании" •Положение о системе сертификации ГОСТ Р, 1998 •Порядок проведения сертификации продукции в РФ, 1996 |
Знак соответствия
| • Закон "О техническом регулировании" •Положение о системе сертификации ГОСТ Р, 1998 •Порядок проведения сертификации продукции в РФ, 1996 •Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции, 1999 •Положение о знаке соответствия Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России, 2000 |
Перечень /номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации | •Порядок проведения сертификации продукции в РФ, 1996 •ФЗ "О защите прав потребителей", 1992, 1996 •Номенклатура продукции и услуг (работ),в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, 2001 |
Рисунок 2 - Структура нормативного обеспечения сертификации
2.2. Правовое регулирование сертификации по ФЗ «О техническом регулировании»
Федеральный закон «О техническом регулировании» Принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года. Закон определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений. Основные положения закона о техническом регулировании: техническое регулирование в РФ, порядок сертификации и декларирования соответствия. Закон полностью заменяет Законы РФ "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации", которые утрачивают силу со дня введения его в действие.
Закон «О техническом регулировании» внес изменения в понятие «сертификация» – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договора.
Закон был подготовлен Госстандартом РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ. Основные положения Закона базируются на положениях Соглашения о технических барьерах в торговле ВТО, а также на Директиве ЕС «О процедуре представления информации в области технических регламентов и стандартов» и в полной мере отвечает современным мировым тенденциям, направленным на либерализацию торговых отношений.
Переход на новые принципы подтверждения соответствия потребовал надлежащей правовой базы, внесения ряда дополнений и изменений во все законодательные акты, пересмотра базы сертификации и внедрения ее в практику. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации.
Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.
В Законе №184 определено понятие технического регулирования: это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции (всего ее жизненного цикла), а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции (всего ее жизненного цикла), выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В Законе №184 понятие технический регламент определяется следующим образом: «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке не могут носить обязательный характер. Главная цель разработки технических регламентов – безопасность.
При разработке технических регламентов в качестве базовой основы берётся европейская модель, но также используется действующее российское законодательство и ГОСТы. Европейская модель базируется на принципах нового глобального 2-х уровневого подхода (двухуровневая модель).
Первый уровень – это технические регламенты, в которых сформулированы обязательные требования, обеспечивающие безопасность продукцию. Второй уровень – стандарты, содержащие требования добровольного применения. По модели, принятой в Европе и называемой принципами Нового подхода, в технических регламентах формулируются только существенные требования к продукции, то есть такие, которые определяют минимально необходимый уровень безопасности. Конкретные же показатели, которых обязан достигнуть производитель, чтобы выполнить требования, заложенные в технических регламентах, включаются в добровольные стандарты. Сфера стандартизации – это добровольная сфера, это получение продуктов наилучшего качества наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене. Поскольку стандарты добровольны для применения, то производитель сам будет выбирать, хочет он их использовать или не хочет, нужны они ему или не нужны. Согласно статье 11 Закона №184 «Цель стандартизации» стандарты должны способствовать соблюдению тех регламентов.
Такой подход дает возможность более эффективно разрабатывать технические регламенты, опираясь на существующие стандарты. Согласно руководству ИСО/МЭК 2:2004 технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. При разработке технических регламентов должны по возможности использоваться ссылки на национальные стандарты. Это будет способствовать не только устранению барьеров в торговле, но главное, упростит и ускорит законодательную деятельность.
Двухуровневая модель является достаточно гибкой, так как конкретные технические требования на продукцию меняются достаточно часто, что во многом способствует повышению ее характеристик. Менять конкретные технические требования в законах или правительственных постановлениях очень трудоемкий процесс. Это рациональнее делать в стандартах, и здесь становится очевидным преимущество двухуровневой модели. В сегодняшнем виде закон «О техническом регулировании» позволяет реализовать эту двухуровневую модель. Третья область технического регулирования это – оценка или подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 ФЗ «О техническом регулировании»). Процедура подтверждения соответствия может иметь как добровольный, так и обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия проводится по требованиям технических регламентов (ТР) в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (третья сторона).
Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Распоряжением Правительства РФ в 2006 году принята Программа разработки первоочередных технических регламентов. Изменения Программы технических регламентов утверждены распоряжением Правительства РФ 28 декабря 2007 г.
В новую Программу вошел 41 проект технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций Программы, новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и в первом квартале 2009 года. Из числа включенных в Программу проектов технических регламентов, 26 будут приниматься в форме Постановления Правительства, 15 – в форме Федерального закона.
Так, из первоочередных ТР Программы, предусмотренные Федеральным законом, являются: ТР «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов» ТР «О безопасности питьевой воды».
В настоящее время в Правительство РФ внесена концепция развития национальной системы стандартизации, разработанная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и согласованная с 27 министерствами (ведомствами).
Информация о работе Понятие и правовое регулирование сертификации