Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 07:58, курсовая работа
Работа любой российской организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг1.
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические основы подбора кадров………………….5
Системный подход к организации и подбору персонала………………..5
Процесс планирования, подбора и отбора кадров……………………….8
Особенности подбора кадров в условиях кризиса……………………...16
2.1. Специфика управления персоналом в условиях кризиса экономики……16
2.2. Процесс мотивации персонала в условиях кризиса………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24
Квалификационная карта, подготавливаемая
совместно руководителем
Компетенции представляют собой личностные
характеристики человека, его способности
к выполнению тех или иных функций,
типов поведения и социальных
ролей, как, например, ориентация на интересы
клиента, умение работать в группе,
напористость, оригинальность мышления.
Важнейшим дополнением карты
является описание компетенций, т.е. детальное
объяснение каждого штриха портрета
идеального сотрудника. Подготовка карты
компетенций требует
Определив требования к кандидату,
отдел человеческих ресурсов может
приступить к реализации следующего
этапа – привлечению
Подбор кандидатов является основой
для следующего этапа – отбора
будущих сотрудников
Первичный отбор начинается с анализа
списка кандидатов с точки зрения
их соответствия требованиям организации
к будущему сотруднику. Основная цель
первичного отбора состоит в отсеивании
кандидатов, не обладающих минимальным
набором характеристик, необходимых
для занятия вакантной
Методы первичного отбора зависят от бюджета, стратегии, культуры компании и относительной важности данной должности для организации. Наиболее распространёнными в настоящее время методами является - анализ анкетных данных, тестирование12.
Анализ анкетных данных предполагает, что биография человека является достаточно надёжным индикатором его потенциала успешно выполнять определенные производственные функции. При использовании этого метода отдел человеческих ресурсов проводит анализ информации, содержащейся в заполненных кандидатами анкетах, сравнивая фактические данные с собственной моделью. Наличие такой модели (чётко определённых критериев отбора) является необходимым условием проведения справедливого для кандидатов и эффективного для организации первичного отбора.
Анализ анкетных данных является простым,
дешёвым и достаточно эффективным
методом первичного отбора в случае,
когда организация имеет
По мере совершенствования методов
тестирования и усиления внимания компаний
к подбору и, особенно, развитию руководителей,
многие из них начинали использовать
тесты для определения
Тестирование завоёвывает в последнее время всё большую популярность среди ведущих организаций развитых стран, его используют не только корпорации, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации. Преимущества тестирования состоят в возможности оценки сегодняшнего состояния кандидата с учётом особенностей организации и будущей должности. Недостатки этого метода первичного отбора:
- высокие издержки,
- часто необходимость сторонней помощи,
- условность и ограниченность тестов, не дающих полного представления о кандидате. Каждая организация должна принимать решение об использовании тестов с учётом собственных финансовых возможностей, культурных особенностей, приоритетов развития.
Стадия первичного отбора, независимо от принимаемых методов, завершается созданием ограниченного списка кандидатов, наиболее соответствующих требованиям организации. Остальным кандидатам сообщается о решении прекратить рассмотрение их кандидатур на данную должность.
Задача первичного отбора состоит
в определении ограниченного
числа кандидатов, с которыми организация
могла бы работать индивидуально. На
следующем этапе отдел
Собеседования до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров13. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятки собеседований с разными специалистами организации. Цель этих собеседований заключается в оценке степени соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требование должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации, знакомстве с ожиданиями кандидата в отношении организации, условий работы, её оплаты и т.д.
Существует несколько
Если руководитель подразделения удовлетворён результатами собеседования, проведенного сотрудником отдела человеческих ресурсов, он назначает встречу с кандидатом14. В отличии от собеседования со специалистами по человеческим ресурсам, это интервью должно позволить оценить, прежде всего, профессиональные качества кандидата, его способность выполнять производственные функции. Одновременно руководитель оценивает степень своей личной, профессиональной совместимости с кандидатом и вероятность успешной интеграции последнего в подразделение.
Кроме того, руководитель представляет кандидату детальную информацию о своём подразделении, вакантной должности, функциях, которые придётся выполнять кандидату в случае его приёма на работу. Результаты собеседования фиксируются руководителем, использующим для этого стандартную форму.
На основе анализа результатов собеседования руководитель подразделения (с участием специалиста по кадрам) выбирает кандидата который, по его мнению, наиболее подходит для данной должности.
2.1. Специфика управления персоналом в условиях кризиса экономики
Слово «кризис» происходит от греческого crisis, которое означает «приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации». Современное значение слова находит более частое применение в медицине и означает решающую фазу развития болезни, переломный пункт, поворотную точку к лучшему или худшему
Давайте посмотрим, какие шаги было бы правильнее предпринимать на промышленном предприятии сейчас, в условиях кризиса.
Безусловно, первое, что лежит на поверхности - это оптимизация и даже сокращение бюджета. Но прежде чем говорить об уменьшении бюджетов во всех их проявлениях, я бы хотела отметить, что любое бюджетирование расходов на персонал начинается с численности.
Прежде чем говорить об оптимизации, необходимо понять, кто из наших сотрудников наиболее ценен для предприятия. Ценность сотрудника бывает разной и складывается из многих факторов. Можно говорить о нескольких вариантах или видах ценности сотрудника, которые в той или иной мере используются в российских компаниях.
Традиционно мы говорим об управленческой ценности, т.е. о принадлежности сотрудника к определенной категории персонала в рамках традиционной управленческой иерархической пирамиды. Чем выше находится сотрудник в иерархии, тем больше возрастает (в традиционном понимании) его управленческая ценность.
Можно говорить о ценности сотрудника с точки зрения лояльности, но здесь необходимо делить лояльность личную, к руководителю или лидеру, и лояльность к компании.
Можно говорить о ценности сотрудника с точки зрения обладания им административным ресурсом, полезными связями и т.д. Это все традиционные подходы. Менее традиционный подход, но гораздо более важный и необходимый для компании - это определение ценности сотрудника с точки зрения его участия в бизнес-процессах компании, т.е. определение степени его участия и степени ответственности за бизнес-процессы.
Итак, первое с чего начинаются антикризисные мероприятия - с оценки персонала15.
Оценка является одной
из важнейших функций управления
персоналом, она связывает, объединяет
все элементы управления персоналом
в единое целое. Авторитетные специалисты
в области менеджмента
В условиях изменений владелец бизнеса должен хорошо представлять себе не только куда он хочет прийти, проводя те или иные изменения, но и прежде чем куда-то идти, нужно понимать,
Прежде всего, необходимо определиться с тем, что же такое оценка персонала. Существует множество определений, среди них наиболее привлекательное, на мой взгляд, следующее:
Оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
В условиях кризиса для компании необходимо определить две составляющие оценки – результативность \ эффективность сотрудника и его потенциал. При этом необходимо оценить всех сотрудников организации, выбирая наиболее эффективных \ результативных и обладающих наибольшим потенциалом.
Бизнес-задачи оценки персонала в условиях кризиса16:
- Оценить потенциал сотрудников
- Оценить результативность работы
- Сформировать «золотой запас» сотрудников.
В качестве инструмента оценки
можно воспользоваться и
- Лидерство
- Работа в команде, создание команды
- Эффективное управление людьми
- Коммуникабельность
- Видение и понимание бизнеса
- Умение принимать решения
- Инициативность.
В основу стратегии подбора в условиях кризиса лежит нацеленность на потенциал и нацеленность на функции.
В подборе персонала в условиях кризиса существует и своя специфика:
- Повышение качества подбора (точно знаем кого и куда)