Особенности российского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предприятия и предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать особенности формирования предпринимательства;
- Выявить основные проблемы развития предпринимательства в России в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава1. Исследование сущность и функции предпринимательства
1.1 Формирование теории предпринимательства……………….………....6
1.2. Место и роль предпринимательства в экономической системе……..8
1.3. Сущность и типология предпринимательской деятельности……….11
1.4. Формы предпринимательства………………………………………….14
Глава 2. Особенности российского предпринимательства
2.1 Роль государства в становлении предпринимательства в России…..17
2.2. Характерные особенности российской действительности…………18
Заключение……………………………………………………………………...22
Использованная литература……………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

Предприятие и предпринимательство в рыночной среде.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

В современной России, наряду с рыночной, одно¬временно действует старая «советская»» логика. Это вполне естественно, поскольку подобное наследие остается после развала любой оригинальной системы.

Если рыночная логика является логикой автономии, то советская - логикой контроля.

А потому можно выделить еще четыре черты такой логики:

Контроль. В рыночной экономике деятельность основывается на контрактных началах, а в советской - на приказах и в контроле сверху.

Недоверие. В советской тоталитарной системе, без институтов гражданского общества, связи между незнакомыми людьми нередко носят характер недоверия. Если же отсутствуют институты, защищающие интересы человека и контракта, нет нужной информации, недоверие становится еще сильнее.

В советской системе экономика была тесно связана с политикой. Экономическая деятельность нередко оказывалась средством для политических целей (скажем, политическая конкуренция с Западом, идеология социализма и т.п.). Поэтому можно было и не ставить цель достижения рациональной экономической деятельности, ведь максимизация чисто экономических критериев не являлась главным ориентиром.

Контроль и власть являлись самыми важными чертами советской логики. Поэтому интриги, «теневое восстание» оказывались центральными в экономическим поведении. «Теневая экономика», некачественная работа и т.п. свидетельствуют о таких чертах экономики советского типа.

Сейчас наблюдается движение из одной логики ко второй, хотя движение это пока медленное и далеко не полное. Примеры других агентов (особенно иностранных). Фирмы узнают о роли и важности рекламы из действия конкурентов. Вид офисов и визиток, имидж, стратегия сбыта - все это становится понятным и доступным предпринимателям.

Организации и предприятия используют элементы маркетинга. К примеру, банки требуют «бизнес-планы» от тех, кто хочет получить кредиты; государство требует непременного присутствия на предприятиях бухгалтеров (чтобы следить за расходами и отчислениями НДС). Жесткая экономическая политика правительства прививает новое мышление о максимальном получении прибыли, а также эффективной организации труда и его рационализации.

Новые эксперты. На предприятиях работают новые эксперты, которые достаточно хорошо понимают процесс планирования деятельности и прибыли, способы изучения рынка (маркетинга) и т.п. Такие «новые люди»» выполняют две функции:

а) они способствуют более рациональной экономической деятельности, а она необходима для достижения максимизации прибыли;

б) они способны внедрять новую «идеологию» рыночной экономики - дисциплину, профессионализм (знание и повеление.

«Экономический переход - очень сложный процесс. Опасно думать, будто макроэкономические реформы помогут стране избавиться от кризиса. Нужно обращать больше внимания и на социальную, идейную сторону проводимых преобразований».

Конечно, макроэкономические факторы - либерализация цен, свобода торговли, приватизация - будут способствовать росту доходов, но они гораздо слабее влияют на форму экономики, а именно она, а не ВВП, определяют управленческую способность структур власти и политические последствия. Причем, западные организации, больше думают о макроэкономических процессах, чем о реформе социального сознания народа в России, переменах в социальных институтах.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В России в отличие от большинства индустриально развитых стран в формировании рыночной экономики и предпринимательства ключевую роль сыграло государство, разработавшее и осуществившее широкомасштабную кампанию по приватизации государственной собственности и созданию нового класса собственников. Но в стране экономические реформы осуществлялись с явным запозданием и с огромными трудностями и издержками, поскольку были искажены силами, которые стремились реализовать скорее свои узкоэгоистические, нежели общественные, интересы.

Но, тем не менее, при всех трудностях социально-экономические реформы в России в течение всех 90-х годов, хотя и с большими издержками, но осуществлялись. В результате широкомасштабной системной трансформации радикально изменился социальный и политический облик России, на смену командно-административной экономике пришла рыночная экономика, формируется российская модель экономики, которая постепенно превращается в неотъемлемую часть мировой экономики.

Важнейшими результатами этих мер стали ликвидация государственной монополии, разгосударствление экономики, радикальная смена отношений собственности, ее передача частным лицам и коллективам собственников, формирование основ рыночной экономики, конкурентной среды. Во всех этих отношениях разгосударствление и приватизация в России по сути дела представляли собой настоящую социальную революцию. В этом отношении десятилетие, прошедшее с начала реформ в России, вместило в себя события и процессы, которых хватило бы на целую эпоху.

В результате реформ институт предпринимательства снова стал неотъемлемой частью общественной жизни страны. В настоящее время в экономике предприниматель, будь он индивидуальный, коллективный или государственный, является главным субъектом экономической деятельности. Предпринимательство представляет собой многогранный вид экономической деятельности, осуществляемый практически во всех отраслях народного хозяйства. Более того, нередко рыночная экономика отождествляется со свободным предпринимательством. Именно от закономерностей и основных направлений развития предпринимательства зависит способность российской экономики разрешить стоящие перед ней проблемы и стать эффективной и конкурентоспособной на мировых рынках. Поэтому перед государством стоит императивная задача всемерного содействия развитию всех форм и типов российского предпринимательства.

Здесь определяющее значение имеет тип собственности. В зависимости от того, кому принадлежит собственность, предпринимательство разделяется на частное и государственное, которые в совокупности составляют основу национальной экономики страны. Поэтому государство является одним из существенных факторов нормального функционирования и развития экономики.

Ключевым элементом рыночной экономики является свободная конкуренция, которая представляет собой стратегический механизм повышения производительности и эффективности субъектов экономической деятельности. Более того, современное предпринимательство и рынок невозможно представить себе без свободной конкуренции. Именно конкуренция на рынке товаров и услуг в значительной степени толкает предпринимателя к поискам путей и средств сокращения издержек производства, внедрению новейших технологий, риску, поискам новых форм организации производства, новых рынков и т.д.

А это предполагает свободу экономической деятельности, которая в значительной степени обеспечивается институтом частной собственности, неприкосновенность которой во всех демократических странах гарантируется государством.

 

 

Использованная литература

 

1.                  Автономов В. С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Экономика, 2003 – 320 с.

2.                  Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства. СПб.: ООО "Издательство «Петрополис»", 2006. – 420 с.

3.                  Друкер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Наука, 2004. – 280 с.

4.                  Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: ЭЛКО, 2002 – 320 с.

5.                  Дюамель Л. Экономическая преступность как стимул экономических и политических реформ в России (по материалам российской прессы) // Социально-политический журнал. 2007. № 3. С. 34 -37

6.                  Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Право, 2002. – 480 с.

7.                  Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. T.I. M.: Экономика, 2002. – 520 с.

8.                  Мовсесян А. О стратегии государственного регулирования экономики//Экономист. 2004. № 10.С.27 - 34

9.                  Обзор экономики России. – М.: Фонд «БЭЭ». Январь 2006, №51.- 186 с.

10.             О конкурентной политике Российской Федерации в 2005 - 2006 гг. . -М.: Экономика, 2007; - 420 с.

11.             Радаев В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики // Неформальная экономика: Россия и мир. М.: Логос, 2006- 280 с.

12.             Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Экономика, 1982. – 320 с.

 

 

3

 



Информация о работе Особенности российского предпринимательства