Особенности российского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предприятия и предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать особенности формирования предпринимательства;
- Выявить основные проблемы развития предпринимательства в России в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава1. Исследование сущность и функции предпринимательства
1.1 Формирование теории предпринимательства……………….………....6
1.2. Место и роль предпринимательства в экономической системе……..8
1.3. Сущность и типология предпринимательской деятельности……….11
1.4. Формы предпринимательства………………………………………….14
Глава 2. Особенности российского предпринимательства
2.1 Роль государства в становлении предпринимательства в России…..17
2.2. Характерные особенности российской действительности…………18
Заключение……………………………………………………………………...22
Использованная литература……………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

Предприятие и предпринимательство в рыночной среде.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают.

И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает: - инициативность, - ответственность, - инновационный подход, - стремление к максимизации прибыли.

Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

  В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: - производственное, - коммерческое,  - финансовое, - посредническое, - страховое.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства -  основная, определяющая.

   Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

     В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует  называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

   Посредничеством  называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена,  в товарно- денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две  заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

     Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения  таких обстоятельств невелика,  то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

 

 

 

 

1.4. Формы предпринимательства.

       

Различают следующие организационно-правовые формы предпринимательства: единоличное предприятие, партнерство, корпорация.

Единоличное предприятие. Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

Партнерство - это форма организации бизнеса является естественным развитием единоличного владения.

По степени участия в деятельности предприятия партнерства бывают разные. В некоторых случаях все партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, в других случаях - один или несколько участников могут играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финансовые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлению ею.

Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством “юридические лица” могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком. А также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.

Малое предприятие может быть создано и частным лицом, и предприятием, организацией, как государственной так и общественной.

Во-первых, оно может быть “одноклетчатым” и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства.

Во-вторых, разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественны и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом.

В-третьих, привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации.

  В промышленно развитых странах малые предприятия дают значительную долю совокупного валового продукта. Акционерные общества обладают полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли.

Общество вправе  совершать все действия, предусмотренные законом. Деятельность  акционерного общества не ограничивается оговоренной в уставе.

Обществом с ограниченной ответственностью таким признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. ООО не обязано публичной ответственностью. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.

  Таковы основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. От них следует отличать организационно-экономические формы, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности.

К основным из них следует отнести следующие:

1. Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков продукции, долях в общем объеме производства и т. п.;

2.  Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли, с целью устранения излишней конкуренции между ними;

3.    Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции;

4. Концерн – многоотраслевое акционерное общество, контролирующие предприятия через систему участий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Особенности российского предпринимательства

2.1 Роль государства в становлении предпринимательства в России

 

В России в отличие от большинства индустриально развитых стран в формировании рыночной экономики и предпринимательства ключевую роль сыграло государство, разработавшее и осуществившее широкомасштабную кампанию по приватизации государственной собственности и созданию нового класса собственников.

Но в стране экономические реформы осуществлялись с явным запозданием и с огромными трудностями и издержками, поскольку были искажены силами, которые стремились реализовать скорее свои узкоэгоистические, нежели общественные, интересы.

На протяжении всех 90-х годов приватизация не принесла тех результатов, на которые рассчитывали. Произошли беспрецедентное падение темпов роста, кризис государственных финансов, в том числе долговой кризис, появилась масштабная коррупция и т.д.

Средства производства в большинстве случаев не попали в руки эффективных хозяев или стратегических инвесторов, в результате чего не все предприятия, переданные в частные руки, продемонстрировали жизнеспособность и эффективность. Не были достигнуты желаемые макроэкономические результаты. Не оправдался расчет на значительный приток иностранного капитала. Более того, бегство капиталов из страны приняло массовый характер.

Но, тем не менее, при всех трудностях социально-экономические реформы в России в течение всех 90-х годов, хотя и с большими издержками, но осуществлялись.

В результате широкомасштабной системной трансформации радикально изменился социальный и политический облик России, на смену командно-административной экономике пришла рыночная экономика, формируется российская модель экономики, которая постепенно превращается в неотъемлемую часть мировой экономики.

Важнейшими результатами этих мер стали:- ликвидация государственной монополии, - разгосударствление экономики, - радикальная смена отношений собственности, ее передача частным лицам и коллективам собственников, - формирование основ рыночной экономики, - конкурентной среды.

Во всех этих отношениях разгосударствление и приватизация в России по сути дела представляли собой настоящую социальную революцию. В этом отношении десятилетие, прошедшее с начала реформ в России, вместило в себя события и процессы, которых хватило бы на целую эпоху.

К тому же «с 2000 г. наметились определенные тенденции, при позитивном развитии которых в ближайшие годы окончательно можно будет говорить, что экономика страны вышла из глубокого системного кризиса и встала на рельсы устойчивого развития».

Для России характерно: - отсутствие традиций частной собственности на землю, - особая роль государства и военно-промышленного комплекса в экономической жизни, - громадные региональные различия в социально-экономическом укладе, - постоянное взаимодействие православной и мусульманской культур.

 

2.2. Характерные особенности российской действительности

 

Переход России к рыночной экономике происходит в условиях трех «шоков», с которыми западные экономики столкнулись в 70-х и 80-х годах, и четвертого шока, уникального для России.

1. Первый из них называется «ценовым шоком», когда цены сырья (и особенно энергии) растут быстро и неожиданно. Западные страны столкнулись с этой проблемой, особенно ростом иены на нефть, - в 1973 году и в 1979-м.

2. Вторым является «шок конкуренции», когда с отечественными предприятиями начинают серьезно и успешно конкурировать иностранные производители так называемых «новоразвитых стран».

Отечественная продукция оказывается неконкурентоспособной из-за более высоких иен (но в то же время - равного или низкого качества) и т.д., а потому отечественные фирмы должны разработать или новые изделия, или найти более эффективный производственный процесс.

3. Третьим шоком является «институциональный», когда проявляются новые правила и возможности для движения капитала или управления собственностью. Сначала появляется момент возмущения, пока агенты не знают: играть по новым правилам, или бороться с ними.

Западные фирмы в свое время тоже должны были адаптироваться к новым условиям, как сегодня Россия, Однако названные три «шока» в России происходят одновременно и сильнее, чем на Запале, то есть, российские фирмы имеют гораздо меньше времени, чтобы адекватно отреагировать на эти «шоки».

4. Кроме того, в России есть еще и четвертый шок - «шок знания», или, если можно так сказать, шок обыденного препсознания. На Западе директора фирм могли сравнительно быстро адаптироваться к новым условиям потому, что в процессе экономических трудностей основные правила экономики не изменились».

Во-первых, уже существовали институциональные рычаги, а также имелись пути для формирования и реализации хода экономической адаптации .

Во-вторых, руководители предприятий имели понятие о правилах рыночной игры и могли придумывать новые стратегии адаптации. А в России директора должны не только придумывать новые страте¬гии адаптации, но и приспосабливаться к новой логике рыночной экономики. Поэтому, как мне кажется, самое главное изменение этого перехода - перемены в обыденном предсознании, в понимании стратегии, а также о том, как реагировать на эти перемены в новых условиях.

Информация о работе Особенности российского предпринимательства