Особенности российского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предприятия и предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать особенности формирования предпринимательства;
- Выявить основные проблемы развития предпринимательства в России в России;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава1. Исследование сущность и функции предпринимательства
1.1 Формирование теории предпринимательства……………….………....6
1.2. Место и роль предпринимательства в экономической системе……..8
1.3. Сущность и типология предпринимательской деятельности……….11
1.4. Формы предпринимательства………………………………………….14
Глава 2. Особенности российского предпринимательства
2.1 Роль государства в становлении предпринимательства в России…..17
2.2. Характерные особенности российской действительности…………18
Заключение……………………………………………………………………...22
Использованная литература……………………………………………….…

Работа содержит 1 файл

Предприятие и предпринимательство в рыночной среде.doc

— 110.00 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава1. Исследование сущность и функции предпринимательства

1.1 Формирование теории предпринимательства……………….………....6

1.2.  Место и роль предпринимательства в экономической системе……..8

       1.3. Сущность и типология предпринимательской деятельности……….11

      1.4. Формы предпринимательства………………………………………….14

Глава 2. Особенности российского предпринимательства

2.1 Роль государства в становлении предпринимательства в России…..17

2.2.  Характерные особенности российской действительности…………18

Заключение……………………………………………………………………...22

Использованная литература……………………………………………….…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследуемой темы.

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Для развития предпринимательства нужны различные условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности.

Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия. Во всем этом предпринимательство испытывает пока значительные трудности. Однако очевидно, что обеспечить выход из кризиса и экономический подъем сможет только предпринимательство. Именно на неё ляжет главная тяжесть труда по созданию рыночной экономики и организации эффективного производства.

Объектом исследования данной работы являются предприятие и предпринимательство.

Предметом исследования выступают основные направления и тенденции формирования предприятия и предпринимательства.

Цель работы — проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предприятия и предпринимательства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- Исследовать особенности формирования предпринимательства;

- Выявить основные проблемы развития предпринимательства в России в России;

- Определить характер взаимоотношений между современным предпринимательством, рыночной экономикой и конкурентной средой, а также условия повышения эффективности и конкурентоспособности.

         Структура курсовой работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Исследование сущность и функции предпринимательства

1.1 Формирование теории предпринимательства

 

  В рыночной экономике, в том числе и в отношениях свободной купли-продажи, встречаются и  действуют  различные  люди  со  своими  целями,  задачами,  с определенными типичными поступками и характерными чертами  поведения.  Среди них наиболее активной фигурой является предприниматель.

  Предпринимательство имеет многовековую историю, однако, только  в  период становления капитализма появилось современное понимание этого  вида  деятельнести.

  Англичанин  Ричард  Кантильон  был  первым,  кто  в  XVIII  веке  ввел  вэкономический  анализ  понятие   «предприниматель».   Согласно   определению Р.Кантильона,   предприниматель   -   это    человек    с    неопределенными нефиксированными доходами, который приобретает  чужие  товары  по  известной цене, а  свои  будет  продавать  по  цене,  ему  пока  неизвестной.  Главная отличительная  черта  предпринимателя - риск,  а  функция   -   приведение   в соответствие  предложения  со  спросом   на   различных   товарных   рынках.

Предпринимателем  (по  Кантильону)  мог  быть  и  торгующий   земледелец   и разбойник. Такой же характеристики придерживались известные экономисты А.Смит и  Ж.-Б. Сэй, определяя предпринимателя как собственника.

  Долгое время научные и обыденные представления  о  предпринимательстве  и предпринимателе связывались с понятиями «капитал» и  «капиталист».  Отличить предпринимателя от  капиталиста  достаточно  трудно,  но  жизнь  наглядно  и убедительно подтвердила, что предприниматель и владелец денег  (капитала)  – это не всегда одно и то же  лицо.  Потребовались  специальные  теоретические изыскания  для  характеристики  предпринимателя.  Попытку  дать  развернутую характеристику  предпринимательства  впервые  осуществил  западный  теоретик Йозеф  Шумпетер  (1883-1950),  издавший   свой   знаменитый   труд   «Теория экономического развития» в 1912г. «Предпринимателями, - писал  И.  Шумпетер, -  мы  считаем  не  только  тех  «самостоятельных»  хозяйственных  субъектов рыночной экономики, но всех  тех,  кто  реально  выполняет  основополагающую функцию, даже если они не являются «самостоятельными», а являются  служащими акционерного общества  или  любой  иной  частной  фирмы».

Основополагающей функцией  предпринимателя  И.   Шумпетер   считал   новаторство,   то   есть деятельность новой комбинации факторов производства и социальных факторов  с целью получения  реальной  экономической  выгоды,  в  том  числе  и  в  виде увеличения  прибыли  акционерного  общества.   Предпринимательская   функция основывается  на  особой  интеллектуально-психологической  основе,  главными чертами которой Шумпетер считал:

    1) ненасыщаемую  энергию  приобретательства,  не  связанную  с  чувством непосредственного удовлетворения от потребления благ и мотивированную желанием утвердить свое господство, влияние, успех как  таковой  (его показателем может быть и прибыль);

    2) изобретательный интеллект;

    3) «чутье», восполнение интуицией неизбежного в  новом  деле  недостатка информации;

    4) сильную волю, способную преодолеть и инерцию собственного  поведения и сопротивление среды, позволяющую вести за собой других людей.

Предпринимательство, по Шумпетеру, -  это  «созидательное  разрушение».  Для осуществления новых комбинаций факторов  производства  необходимо  разрушить старые,  изъяв  из  них  нужные  для  осуществления  новшеств.  В   условиях крупнокапиталистической конкуренции это можно сделать только за  счет  свободных  денежных  средств, предоставляемых кредитом. Но никакой кредит  не  приведет  к  экономическому развитию, если  нет  главного  –  динамичного  предпринимателя  –  новатора, берущегося за осуществление новых комбинаций.

    Предприниматель – это не изобретатель, или  собственник  капитала  как таковой, а тот, кто вводит новые комбинации в экономическую реальность.

Подобная инновационная деятельность предпринимателей  и  является,  по Шумпетеру, двигателем экономического развития.

 

1.2.  Место и роль предпринимательства в экономической системе

 

Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого — свободная конкуренция.

Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.

С экономической точки зрения предпринимательство может быть рассмотрено как: - экономическая категория, - метод хозяйствования, - тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств).

Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом.

Субъектами коллективного предпринимательства выступают: - АО, - арендные коллективы, - кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов.

Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности:  - государственная, - коллективная,- частная.

Каждая из них находит свои ниши в хозяйственной системе.

- Объект предпринимательства — наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов — главное дело предпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника.

Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара ; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является: - самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, - наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности,  - источников финансирования, - формирование производственной программы, - доступ к ресурсам, - сбыт продукции, - установлению  цен, - распоряжения прибылью и т. д.

Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.

Второе условие предпринимательства — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третье условие предпринимательства — ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие.

Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины.

Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности.

Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять».

Предпринимателем движут воля к победе, желание борьбы, особый, творческий характер его труда.

Что касается интеллекта предпринимателя то он, сильно ограничен и избирателен: направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям.      

      1.3. Сущность и типология предпринимательской деятельности

 

Для более полного представления о предпринимательстве как факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы — экономическом содержании предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики.

         В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие),

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

  Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Информация о работе Особенности российского предпринимательства