Особенности применения доходного подхода при слиянии и поглощении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Слияния и поглощения компаний - один из самых распространенных путей развития, к которому прибегают в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.
Слияние предприятий – два или несколько предприятий прекращают свою деятельность с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемому предприятию. Состав юридических лиц при этом полностью обновляется.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
Теоретические аспекты процессов слияния и поглощения…………….……4
Подходы и методы оценки бизнеса в условиях слияния и поглощения……7
Преимущества и недостатки подходов и методов оценки бизнеса в условиях слияния и поглощения………………………………………………..13
Технология применения доходного подхода при слияния и поглощения………………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......….……………….……………………................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….….……..21

Работа содержит 1 файл

контрольная новая - копия.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

- Прибавляется (вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного  периода;

- Вычитаются преимущественные  права на удовлетворение: выходных пособий и выплат работникам, требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженностей по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчетов с другими кредиторами.

Таким образом, ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.

3. Метод стоимости  замещения. В данном случае оценка бизнеса производится исходя из затрат на полное замещение  активов, и применяется в качестве максимальной цены, на которую  может рассчитывать поглощаемая компания.

4. Метод восстановительной  стоимости заключается в расчете  затрат, необходимых для создания точной копии оцениваемой фирмы.

Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки бизнеса, основанных на сравнении оцениваемого предприятия с ценами продаж либо аналогичных предприятий в целом либо с ценами продаж акций аналогичных предприятий.

1. Метод продаж, или  метод сделок, основан на использовании  цены приобретения предприятия  – аналога в целом или его  контрольного пакета акций.

Технология применения метода продаж практически полностью  совпадает с технологией метода рынка капитала. Различие заключается только в типе исходной ценовой информации: метод рынка капитала в качестве исходной использует цену одной акции, не дающей никаких элементов контроля, а метод продаж - цену контрольного или полного пакета акций, включающую премию за элементы контроля. Соответственно, метод продаж и используется для оценки полного или контрольного пакета акций предприятия

Метод сравнимых продаж более трудоемок. Он заключается в анализе рыночных цен контрольных пакетов акций компаний-аналогов. Оценка рыночной стоимости этим методом состоит из нескольких этапов:

1) сбора информации  о последних продажах сходных  предприятий;

2) корректировки продажных  цен предприятий с учетом различий  между ними;

3) определения рыночной  стоимости оцениваемого предприятия на основе скорректированной стоимости компании-аналога. Иными словами, этот метод состоит в создании модели компании. При этом в модели рассматривают компании, которые должны принадлежать той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, быть похожими по размеру и форме владения. Корректировку рыночной цены смоделированного предприятия-аналога проводят по наиболее важным позициям: дата продажи, тип предприятия, вид отрасли, правовая форма владения, проданная доля акций, дата основания, дата приобретения последним владельцем, количество занятых, суммарный объем продаж, площадь производственных помещений и т.д.

2. Метод мультипликаторов («цена акции к доходу фирмы») целесообразно использовать для оценки закрытых компаний, акции которых не котируются на бирже. Для них используют данные о прибылях и ценах на акции аналогичных компаний, чьи акции котируются на фондовом рынке. Для получения достоверного результата прежде всего производят тщательный финансовый анализ акционерных компаний-аналогов. Анализ состоит из определения коэффициентов рентабельности и ликвидности, структуры капитала, темпов роста компании. Затем оценивается закрытая компания, как если бы ее акции котировались на фондовом рынке, путем сравнения ее с компаниями-аналогами.5

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯ СЛИЯНИЯ И ПОГЛАЩЕНИЯ

При использовании того или иного подхода и метода при слиянии и поглощении есть как преимущества, так недостатки каждого вида.        

Доходный подход.6

  1. Метод капитализации чистого дохода

- преимущества - учитывает будущий доход, простота расчета. Возможность определения стоимости предприятия в зависимости от изменения ставки капитализации.

- недостатки - возможны ошибки в прогнозах

2. Метод дисконтирования денежного потока

- преимущества - позволяет более реально оценить будущий потенциал предприятия. Универсальный метод. Рассматривает конкретный период и динамику изменения доходов. Рассматривает интересы и собственника и кредитора. Позволяет проводить вариантные расчеты по развитию и реконструкции предприятия.

- недостатки - возможны ошибки в прогнозах. Возможны ошибки в выборе коэффициента дисконтирования.

Сравнительный подход.

1. Метод продаж

- преимущества – дает реальную рыночную оценку, исходя из информации, получаемой с рынка аналогичных компаний. Позволяет превентивно подготовить информационную базу реализации метода. Возможность привлечения аппарата математической статистики и компьютерного моделирования

- недостатки - очень трудоемкий.

Невозможно использовать, если нет информации по сделкам купли-продажи

фирм-аналогов или не развит рынок купли-продажи предприятий.

2. Метод мультипликаторов

- преимущества – хорошие результаты при оценке крупных акционерных обществ.

- недостатки - спорный момент: достоверность результатов для оценки закрытых компаний

Затратный  подход

    1. Метод стоимости чистых активов

-  преимущества –   прост в применении.

- недостатки - не отражает  потенциальные прибыли активов.  Результаты оценки быстро становятся  недействительными при высоких  темпах инфляции. Оценка актива  может не соответствовать его рыночной стоимости из-за учета износа. Учет в ЧБС нереализуемых (плохо реализуемых) активов.

2. Метод ликвидационной стоимости

-  преимущества –  Определение цены предприятия и его активов при ускоренной ликвидации (в экстремальных условиях)

- недостатки - не отражает потенциальной прибыли. Не дает наиболее оптимальной рыночной оценки.

3. Метод стоимости  замещения

-  преимущества –  текущая рыночная оценка стоимости  затрат на восстановление предприятия.

- недостатки -  не отражает  потенциальной прибыли. Не дает оценки нематериальных активов.

4. Метод восстановительной  стоимости

- преимущества – учет стоимости   нематериальных активов. Текущая рыночная оценка стоимости затрат на восстановление предприятия.

- недостатки - не отражает потенциальной прибыли. Не отражает максимальную полезность предприятия при условии применения современных достижений НТП 

 

4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДОХОДНОГО ПОДХОДА ПРИ СЛИЯНИИ И ПОГЛАЩЕНИИ

 

Слияния и поглощения - одна из стратегий интеграции компаний.

Для принятия решения о сделках слияния-поглощения необходимо определить не один вид стоимости, а несколько. Согласно российским Федеральным стандартам оценки, в настоящее время при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость.

При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

При определении кадастровой  стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)». Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

 Из данных видов стоимости для сделок слияний-поглощений необходимо использовать три вида: рыночную, инвестиционную и ликвидационную. Сравнение этих видов стоимостей позволит и покупателю, и продавцу принять правильное решение об эффективности сделки.

Использование доходного подходаявляется одним из наиболее теоретически обоснованных при принятии инвестиционных решений: инвестиция стоит столько, сколько будущих дисконтированных доходов ожидает инвестор от вложений в данную инвестицию с учетом фактора риска. Но при решении реальных задач адекватное использование доходного подхода является сложной задачей: требуется оценить все переменные, входящие в расчет денежных потоков и ставки дохода на инвестиции.

Применение доходного подхода при сделках слияний и поглощений обусловлено тем, что данные инвестиции являются частью общего стратегического плана компании, согласованного с бюджетом и целевыми финансовыми показателями компании. Создание стоимости предприятия означает, что рыночная капитализация превышает балансовую оценку предприятия. Акционерная стоимость является критерием выбора стратегии компании, а управление стоимостью означает разработку стратегических и оперативных планов, направленных на увеличение стоимости компании.

Но факторы, определяющие рост, доходность, потребность в  инвестициях находятся за рамками финансовой модели. Анализ создания стоимости не способен «подсказать» менеджерам, как именно должны разрабатываться стратегии, направленные на увеличение стоимости компании. Нужно отметить, что критерий повышения стоимости компании в качестве цели стратегии предприятия учитывает и финансовые и стратегические цели. Существует два типа целей: финансовые и стратегические.

Стратегические цели сконцентрированы на укрепление конкурентных позиций компании, они относятся  к конкурентоспособности предприятия и направлены на достижение им более высоких темпов роста, чем конкуренты на рынке, на улучшение качества продукции, на снижение издержек, на улучшение репутации компании на рынке.

Финансовые цели ориентированы  на увеличение таких показателей, как  объем прибыли, объем денежных потоков, рентабельность инвестиций, размеры собственного и заемного капитала и его цена.

 Стратегические и  финансовые цели взаимозависимы  и взаимосвязаны друг с другом, так как нельзя достичь стратегических  целей без достаточных ресурсов для развития предприятия, но и достижение хороших финансовых показателей в долгосрочной перспективе невозможно без адекватной постановки стратегических целей.8

Критерий увеличения стоимости предприятия предполагает учет не только хороших финансовых показателей, но и долгосрочных перспектив развития бизнеса и повышение конкурентоспособности предприятия. Создание стоимости, следовательно, во многом связано с развитием устойчивых конкурентных преимуществ - фактором, ориентируясь на который инвесторы будут последовательно отдавать предпочтение конкретной компании. Таким образом, правильная стратегия предприятия ведет к росту стоимости предприятия.

Повышение стоимости  предприятия - это следствие разработки стратегии и тактики, управления финансами, воплощения планов в реальности на предприятии. Поэтому стоимость компании не может быть текущим критерием оценки деятельности менеджеров.

 Приоритеты в выборе  ключевых факторов стоимости  компании зависят также от  отраслевой специфики. Так, для  строительной отрасли, электроэнергетики главной задачей является привлечение долгосрочных стратегических инвесторов, что связано как в высокой степенью изношенности основных фондов, так и со значительными затратами, необходимыми для их обновления и длительным инвестиционным циклом. На предприятиях топливного комплекса, черной металлургии и химической промышленности одной из основных задач до сих пор остается контроль над издержками, что вызвано ростом цен на продукцию естественных монополий, доля которых велика в себестоимости и сложностью в той же степени увеличивать цены на конечную продукцию, что вызвано ограниченностью рынков сбыта и высокой конкуренцией на мировых рынках. Предприятия сервиса, торговли, транспорта, цветной металлургии в числе приоритетных задач называют повышение корпоративной культуры, систем обмена информацией и информационных технологий в управление, создание сплоченной команды. Это свидетельствует о том, что по мере преодоления кризиса, российские предприятия будут присоединяться к общемировым тенденциям.

Информация о работе Особенности применения доходного подхода при слиянии и поглощении