Особенности применения доходного подхода при слиянии и поглощении

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Слияния и поглощения компаний - один из самых распространенных путей развития, к которому прибегают в настоящее время большинство даже самых успешных компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.
Слияние предприятий – два или несколько предприятий прекращают свою деятельность с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемому предприятию. Состав юридических лиц при этом полностью обновляется.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
Теоретические аспекты процессов слияния и поглощения…………….……4
Подходы и методы оценки бизнеса в условиях слияния и поглощения……7
Преимущества и недостатки подходов и методов оценки бизнеса в условиях слияния и поглощения………………………………………………..13
Технология применения доходного подхода при слияния и поглощения………………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......….……………….……………………................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….….……..21

Работа содержит 1 файл

контрольная новая - копия.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»

НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДОХОДНОГО ПОДХОДА ПРИ  СЛИЯНИИ И ПОГЛОЩЕНИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

  1. Теоретические аспекты процессов слияния и поглощения…………….……4
  2. Подходы и методы оценки бизнеса в условиях слияния и поглощения……7
  3. Преимущества и недостатки подходов и методов оценки бизнеса в условиях слияния и поглощения………………………………………………..13
  4. Технология  применения доходного подхода при слияния и поглощения………………………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......….……………….……………………................................20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….….……..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Жизнь  современного общества немыслима  без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц является конструкция юридического лица.

Мировой опыт управления доказывает, что внутренний рост является неотъемлемой частью жизненного цикла компании и важной составляющей успеха ее развития. В процессе развития компания достигает этапа, когда менеджмент должен принять решение о необходимости внешнего роста с использованием инструментов рынка контроля - слияний или поглощений.

Слияния и  поглощения компаний - один из самых  распространенных путей развития, к  которому прибегают в настоящее  время большинство даже самых  успешных компаний. Этот процесс в  современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.

Слияние предприятий – два или несколько предприятий прекращают свою деятельность с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемому предприятию. Состав юридических лиц при этом полностью обновляется.

Под поглощением понимается объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них «выживает», а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование с передачей всех своих прав и обязанностей остающемуся предприятию.

Для принятия решения о сделках слияния-поглощения необходимо определить не один вид стоимости, а несколько.

Использование доходного подхода является одним из наиболее теоретически обоснованных при принятии инвестиционных решений: инвестиция стоит столько, сколько будущих дисконтированных доходов ожидает инвестор от вложений в данную инвестицию с учетом фактора риска.

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССОВ СЛИЯНИЯ И ПОГЛАЩЕНИЯ

Реорганизация предприятия  может быть осуществлена в форме  слияния и поглощения предприятий.

Слиянием предприятий признается создание нового предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий и прекращением деятельности последних. Реорганизация в форме слияния предприятий считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего предприятия – правопреемника. С этого момента, создавшие его предприятия считаются прекратившими свое существование.

Слияние предприятий  как способ реорганизации предприятий  означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких предприятий, вследствие слияния.1 При этом все права и обязанности каждого из них суммируются предприятием, возникающей в результате слияния, в соответствии с передаточным актом.

На совместном собрании учредителей всех участвующих в слиянии предприятий принимаются решения о составе учредителей, о размере уставного капитала и его распределении среди учредителей, об утверждении Устава нового предприятия, а также об избрании исполнительных органов создаваемого предприятия.

При слиянии предприятий  все права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему предприятию в соответствии с  передаточным актом.

При процессе поглощения происходит сохранение как минимум  одного юридического лица и переходом к нему прав собственности.

В экономической теории принято делить слияния и поглощения на три основных типа.

- Горизонтальное слияние и поглощение - комбинация похожих компаний, которая приносит экономию на масштабе - наиболее простое для планирования, поскольку дает самые очевидные преимущества, достигаемые за счет организационных факторов, управления операциями и эффекта масштаба.

- Вертикальное слияние и поглощение - комбинация компаний из разных уровней технологических переделов, нацеленная на повышение эффективности трансакций - требует точной подгонки и устойчивости технологических связей. Может возникнуть проблема, когда объединение будет технологически возможным, но экономически невыгодным. Другая проблема - технологические изменения, которые могут сделать какое-то звено холдинга ненужным или менее эффективным, чем предполагалось.

-   Конгломерат - объединение технологически несвязанных производств - представляет инвестиционную стратегию, которая должна содержать требования постоянного пересмотра и переоценки портфеля активов.2

Основная причина сделок, где компании используют механизмы слияния и поглощения - это конкуренция, которая вынуждает активно искать инвестиционные возможности, эффективно использовать все ресурсы, снижать издержки и искать стратегии противодействия конкурентам. Развитие экономики выражается в ее глобализации, технологическом прогрессе, либерализации рынков. Расширяя свои возможности, компании создают стратегии диверсификации и реструктуризации.

Рассмотрим мотивы процессов слияния и поглощения.

  1. Одним из основных мотивов слияний является синергетический эффект - усиление эффективности за счет объединения. Слияние может

способствовать: 

- снижению издержек  производства - например, за счет проявления эффекта масштаба при горизонтальном слиянии или получению более дешевых ресурсов при вертикальном слиянии;

- снижению издержек управления - за счет объединения функций звеньев управляющего аппарата, высвобождения персонала;

2. Мотивом слияния может выступать  повышение эффективности управления:

- приобретение неэффективной фирмы - проблемы и неудачи фирмы зачастую лежат в сфере управления: отсутствие стратегического мышления у руководства, близорукая рыночная политика, неумение подбора и анализа необходимой информации;

- передача управления  собственником - ситуация, когда собственник, управляющий фирмой, желает отойти от дел или его интересы перемещаются в другие сферы бизнеса.

3. Стремление к росту капитализации также может подтолкнуть компании к слиянию:

- размещение свободных  средств - одна из фирм может разместить свои свободные средства путем приобретения другой компании (мотив, характерный для конгломератных слияний);

- спекулятивный мотив - рост капитализации способствует повышению курса акций, интересы владельцев компаний могут быть направлены не на продолжение деятельности, а на получение дополнительного дохода от продажи акций

4. многие слияния представляют собой инструмент конкурентной стратегии:

- усиление рыночной  власти - увеличение рыночной доли, способствует приобретению доминирующего положения и получению конкурентных преимуществ. Не все преимущества и итоги сделок могут быть оценены немедленно финансовым рынком, но способствуют росту фирмы в будущем.

 

2. ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СЛИЯНИЯ И ПОГЛАЩЕНИЯ

 

К оценке бизнеса можно использовать три подхода: доходный, затратный (имущественный) и сравнительный.

Доходный подход к оценке бизнеса основан на сопоставлении будущих доходов инвестора с текущими затратами. Сопоставление доходов с затратами ведется с учетом факторов времени и риска. Динамика стоимости компании, определяемая доходным подходом, позволяет принимать правильные управленческие решения для менеджеров, собственников.

Для оценки предприятий  по доходу применяют два метода: метод капитализации и метод  дисконтирования дохода.

1. Метод капитализации  используется в случае, если ожидается,  что будущие чистые доходы  или денежные потоки приблизительно  будут равны текущим или темпы  их роста будут умеренными  и предсказуемыми. Причем доходы  являются достаточно значительными  положительными величинами, т.е. бизнес будет стабильно развиваться.

Суть метода капитализации  заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей  этим доходам ставки капитализации, на основе которых рассчитывается цена компании. при этом стоимость бизнеса будет вычисляться по следующей формуле:

Стоимость  бизнеса = V = I/R, где 

I – чистый доход; R – норма прибыли (дохода).3

2. Метод дисконтированных  денежных потоков. Наиболее широко применяется в рамках доходного подхода. Этот метод позволяет более реально оценить будущий потенциал предприятия. В качестве дисконтируемого дохода используется либо чистый доход, либо денежный поток. При этом денежный поток по годам определяется как баланс между притоком денежных средств (чистого дохода плюс амортизация) и их оттоком (прирост чистого оборотного капитала и капитальных вложений). Годовой чистый оборотный капитал определяется как разность между текущими активами и текущими пассивами.

Метод включает в себя несколько этапов:

1) расчет прогнозных  показателей на ряд лет;

2) выбор нормы дисконтирования;

3) применение соответствующей  нормы дисконтирования для дохода  за каждый год;

4) определение текущей  стоимости всех будущих поступлений;

5) выведение итогового  результата путем прибавления  к текущей стоимости будущих поступлений остаточной стоимости активов за вычетом обязательств.

Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Базовая формула:

Собственный капитал = активы - обязательства.

1. Расчет методом стоимости  чистых активов включает несколько  этапов:

-  Оценивается недвижимое имущество предприятия по обоснованной рыночной стоимости.

- Определяется обоснованная  рыночная стоимость машин и  оборудования.

- Выявляются и оцениваются  нематериальные активы.

- Определяется рыночная  стоимость финансовых вложений  как долгосрочных, так и краткосрочных.

-  Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.

- Оценивается дебиторская  задолженность.

- Оцениваются расходы  будущих периодов.

- Обязательства предприятия  переводятся в текущую стоимость.

- Определяется стоимость  собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

2. Метод ликвидационной стоимости4

Оценка ликвидационной стоимости осуществляется в следующих  случаях:

- компания находится  в состоянии банкротства, или есть серьезные сомнения относительно ее способности оставаться действующим предприятием;

-стоимость компании  при ликвидации может быть  выше, чем при продолжении деятельности.

Ликвидационная стоимость  представляет собой стоимость, которую  собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной продажи его активов.

Расчет ликвидационной стоимости предприятия включает в себя несколько основных этапов:

- Разрабатывается календарный  график ликвидации активов, так  как продажа различных видов активов предприятия: недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов производится в течение различных временных периодов;

- Определяется валовая  выручка от ликвидации активов;

- Оценочная стоимость  активов уменьшается на величину прямых затрат (комиссионные юридическим и оценочным компаниям, налоги и сборы). С учетом календарного графика ликвидации активов скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск;

- Ликвидационная стоимость  активов уменьшается на расходы,  связанные с владением активами  до их продажи, включая затраты  на сохранение запасов готовой  продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, машин,  механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации;

Информация о работе Особенности применения доходного подхода при слиянии и поглощении