Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:07, курсовая работа
Цель работы — изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы и принципы размещения розничных торговых предприятий.
Введение
Довольно часто бывает, что где-то появляется симпатичный магазинчик, владельцы любовно оформляют его витрины и вывески, серьезно продумывают внешнее убранство, нанимают грамотный и доброжелательный персонал, но проходит совсем немного времени и магазин исчезает, а на его месте появляется другой. Иногда он разделяет судьбу предыдущего, а иногда «вдруг» начинает процветать. Очень часто немаловажную роль в успехе магазина играет его месторасположение. И если для одного вида магазина – место очень хорошо, то для другого может быть прямо-таки губительно. Как правильно выбрать место для магазина торговой сети, чтобы оно стало его преимуществом, а не послужило поводом для закрытия?
Цель
работы — изучить виды торговых пространств
города, методику оценки их экономической
привлекательности, факторы и принципы
размещения розничных торговых предприятий.
Принципы размещения торговых предприятий
Постоянное
развитие и обновление розничной
торговой сети, совершенствование ее
структуры требует
Среди факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение ( выбор места) является одним из самых главных. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.)
Рассмотрим принципы размещения торговых предприятий на территории городов. Следует отметить, что существуют особенности в размещении торговых предприятий на территории поселений городского типа в зависимости от их размера (крупнейшие, крупные, средние, малые города и поселки городского типа). Конкретные типы магазинов по их размеру и специализации должны быть «привязаны» к районной планировке и особенностям различных городов и поселений, характеру распределения и состава населения и т.д. Остановимся более подробно на размещении торговых предприятий в городе.
При определении мест дислокации магазинов в городе выявляют зоны различной коммерческой активности. Исследования показали, что в качестве ключевого показателя степени активности целесообразно использовать пропускную способность магазина (розничный товарооборот на 1 кв.м торговой площади). Но с успехом могут применяться и другие показатели: количество вновь созданных на данной территории магазинов, в том числе в неприспособленных помещениях; количество мини-рынков и стихийных рынков. Число выделенных зон составило три: повышенной коммерческой активности; средней коммерческой активности; коммерческого риска.
В зону повышенной коммерческой активности вошли городской центр; ареалы основных городских магистралей; ареалы транспортных узлов (пересечения центральных улиц) и районы вокзалов; ареалы предприятий и рынков и т.д.
В зону средней коммерческой активности вошли территории, прилегающие к центру и имеющие с ним хорошую транспортную связь; ареалы второстепенных городских магистралей; ареалы магистрального значения.
Зона коммерческого риска включает окраинные районы города.
Основные типы торговых пространств города и размещение розничных торговых предприятий в зависимости от них.
Для успешного выбора месторасположения розничного магазина необходимо знать основные типы торговых пространств города. Экономисты по-разному подходят к классификации типов торговых пространств, выделяя от трех до пяти групп.
Например, одна из классификаций включает пять типов:
Традиционно сложилось представление о том, что приближение торговых предприятий к центральным районам является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность покупательского потока. Между тем, новейший опыт организации розничной торговли и размещения торговых предприятий дает и весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.
Таким образом, можно сказать, что с точки зрения размещения розничных торговых предприятий можно выделить два подхода:
Первый подход получил название торговли «потоков», второй — торговли типа «траффик».
Отличительными особенностями траффик-торговли являются расположение дискаунтеров в гипермаркетах на периферии города. Примером такой торговли в нашем городе является магазин «Метро». Обязательными условиями являются:
Другой подход предусматривает три основных типа торговых пространств:
1.
Торговые центры по планировке,
дислокации и внешнему виду
существенно отличаются от
Следует особо подчеркнуть, что торговые центры отличает широкий набор предоставляемых услуг. Это касается не только парковки автомобиля, но включает также возможность посетить выставку, побывать на демонстрации модной одежды, послушать лекцию на интересную тему. Сюда же входят услуги камеры хранения, бесплатное пользование телефоном. На территории имеется большое число предприятий общественного питания.
Экономические расчеты при выборе торгового центра в качестве места дислокации предприятия предполагают учет нескольких групп расходов: текущих и единовременных. Место для магазина может быть крайне привлекательно с точки зрения хорошей посещаемости покупателями, однако расходы на поддержание магазина в этом месте могут быть настолько высоки, что «съедят» всю прибыль. Поэтому, оценивая место будущего магазина, не стоит пренебрегать такими важными факторами как:
К первым относится арендная плата. Принципы ее установления различны: в процентах к общему объему продаж; как фиксированной величины в расчете за 1 кв.м арендуемой площади и т.д. От общего объему продаж размер арендной платы составляет 5—10%. Уровень арендной платы зависит от многих факторов: характера, месторасположения и репутации центра, вида продаваемых товаров. В состав текущих затрат могут также входить ежегодные платежи на общие потребности торгового центра, иногда плата за электроэнергию и теплоснабжение. Если нет гарантий, что аренда будет продлена, затраты на ремонт и переоборудование помещения могут быть выкинутыми на ветер деньгами.
Стоимость коммунальных платежей и эксплуатационных расходов.
Наличие связи (телефона, интернет), ее стоимость.
Близость складов или других источников снабжения магазина товарами. Далеко не все поставщики согласятся осуществлять бесплатную доставку в слишком отдаленные или неудобно (вдалеке от основных транспортных потоков) расположенные районы.
Требования к внешнему виду магазина. Бывает, что если магазин расположен в торговой центре, владельцы торгового центра требуют соблюдения определенных внутренних стандартов оформления и отделки, и чем выше класс торгового центра, тем больше могут быть расходы. Кроме того, бывает, что и органы власти выдвигают определенные требования, например в оформлению витрин, вывесок, озеленению и т.д.
Вторая группа — единовременные затраты — включает разовые вложения на приобретение торгового оборудования, электро- и обогревательного оборудования и т.п.
2.
Следующий вид торговых
Особой разновидностью торговых пространств являются специализированные торговые центры (ареалы). Как правило, здесь нет единого арендодателя, имеется большее количество независимых торговцев, значительное скопление обслуживающих и продовольственных предприятий. Покупатели несут значительно меньшие издержки потребления.
Факторы влияющие на выбор месторасположения розничного торгового предприятия
Рассмотрим факторы, определяющие выбор месторасположения розничного торгового предприятия. Наряду со специализацией и размером торгового предприятия на выбор места его дислокации оказывают влияние:
При выборе места для розничного магазина необходимо принять во внимание зону тяготения покупателя, которая определяется расстоянием от магазина до места проживания или прохождения на работу (с работы). Учитывая большую насыщенность розничными торговыми точками всех районов города, необходимо рассчитывать только на тех покупателей, которые могут находится от магазина в радиусе, равном 400-800 метров. Для размещения предприятия необходимо нанести на карту района все действующие торговые точки аналогичного профиля, включая рынки, лари и прочее, а также маршруты движения транспорта и реальные маршруты движения пешеходов.
Тип магазина важно знать для расчета примерной посещаемости магазина, исходя из его расположения и плотности населения в прилегающих, по изохронным линиям, районам. Изохронные линии представляют собой нанесенные на карту с определенным интервалом линии, которые означают, сколько времени человеку нужно, чтобы добраться до места, то есть представляют собой зависимость времени и расстояния. Так, если от супермаркета отходит 3 дороги: автомагистраль, небольшая дорога вглубь района и пешеходная дорожка, а в качестве интервала изохронов выбрано 5 минут, то на первой дороге первая отметка будет на расстоянии примерно 5 км (столько можно проехать по магистрали за 5 минут), по второй дороге – 2 км, по 3 дороге – 0,5 км.
Стоит иметь ввиду, что иногда изохронные линии могут резко обрываться, обрезая часть местности. Такими естественными преградами могут быть промышленные предприятия, крупные магистрали без левого поворота, запрещение остановки и т.д. Поэтому, размечая карту, следует обратить на это особое внимание.
Как известно, каждый магазин создает вокруг себя зону влияния, которая состоит из трех подзон: ближней, средней и дальней. Знать эти зоны жизненно необходимо, поскольку именно они определяют будущую выручку магазина. Так, по оценкам мерчандайзеров Киры и Рубена Канаянов, на жильцов ближней зоны приходится 60-70% выручки, средней – около 20% и дальней – порядка 15%.
Обычно ближняя зона располагается в радиусе до одного километра. А если быть точнее - на расстоянии 10 минут ходьбы. Поскольку поход по типичному российскому городу напоминает военные броски по пересеченной местности (приходится переходить оживленные трассы, искать редкие освещенные тропинки в парках, огибать длинные корпуса домов, не говоря о многочисленных траншеях, оставленных работниками доблестного Водоканала), то в действительности зона влияния напоминает сильно искривленный эллипс. Похожий вид имеет и средняя торговая зона, удаленная от магазина на 1-2 километра для пешеходов и 2-5 километов для автомобилистов. Дальняя торговая зона расположена в пределах 5-6 километров для пешехода (при условии удобного расположения относительно остановок общественного транспорта). Однако это всего лишь примерные параметры зон.
В действительности у торговых зон есть одна существенная особенность - радиус их действия напрямую зависит от размера магазина: чем меньше магазин, тем меньше у него зона влияния.
Помня все это, нанесите на карту боевых действий свои зоны влияния и зоны влияния конкурентов. Много пересечений? Выбирайте тот вариант, где крупных конкурентов меньше всего.
Информация о работе Основные принципы размещения розничных торговых сетей