Объекты, субъекты и цели предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Работа содержит 1 файл

Организация предпринимательской деятельности.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

1.         Объекты, субъекты и цели предпринимательства

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями  по производству, оказанию услуг или  приобретению и продаже товаров  в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

В экономической литературе можно  найти и другие по форме определения  понятия «предпринимательство», но сущность этого понятия не изменяется. Так, в Энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: «Предпринимательство (фр. entreprise) – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Одно из удачных и кратких  определений предпринимательства  приведено в книге «Рыночное  предпринимательство»:

«Предпринимательство… является деятельностью, которая связана с вложением  средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой».

Субъектами предпринимательства  могут быть как отдельные частные  лица, так и объединения партнеров. Частные лица как субъекты предпринимательства  выступают в этом качестве обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.

Объединения партнеров как субъекты предпринимательства могут выступать  в форме различных хозяйственных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ и др.

Хозяйственная ассоциация – это  договорное объединение предприятий, созданное в целях координации  производственно-хозяйственной  деятельности для решения определенных задач. Участники ее объединяют лишь часть своих финансовых и материальных ресурсов. Они могут входить и в другие хозяйственные объединения предприятий без согласования с другими членами ассоциации. Эта форма объединения предприятий менее жесткая, чем концерн.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями  по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен  на другие товары или деньги к взаимной выгоде лиц, предприятий, организаций.

Субъектами предпринимательства  могут быть как отдельные частные  лица, так и различные объединения  партнеров.

2.         История предпринимательской деятельности

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.

В России предпринимательство возникло и стало широко распространяться в XVII–XVIII вв. Наибольшее развитие оно получило в годы правления Петра I. В 90-е годы XIX в. в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства, оно становится массовым явлением. После революции 1917 г. был взят курс на ликвидацию рыночных экономических отношений. И лишь в 90-е годы XX в. началось восстановление и развитие предпринимательства в России.

3.         Основные черты предпринимательства

К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:

– самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

– экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель служит и общественным интересам;

– хозяйственный риск и ответственность. При любых, самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Любая предпринимательская организация  действует не в вакууме, а в  определенной среде. Далее мы перейдем к рассмотрению предпринимательской  среды.

4.         Внутренняя и внешняя среда предпринимательства

На развитие предпринимательской  деятельности, ее результаты существенное влияние оказывает предпринимательская  среда. Под предпринимательской  средой понимаются внешние и внутренние условия и факторы, которые воздействуют на результативность функционирования того или иного предприятия, организации, фирмы.

Различают внутреннюю и внешнюю  среду.

К числу факторов внутренней среды  предпринимательства следует отнести: правильный выбор организационно-правовой формы предприятия; уровень оптимальности  организационной его структуры (как производственной, так и общей); наличие необходимых финансов для успешной деятельности; уровень знаний персонала и стиль руководства менеджеров; социально-психологическую атмосферу организации, ее моральный климат; состояние маркетинговых исследований и глубокое знание рынка; уровень деловых взаимоотношений сотрудников и их поведения, и многое другое.

Внешняя среда предпринимательской  организации представляет собой  совокупность экономических, социальных, правовых и прочих условий, способствующих формированию и развитию предпринимательства.

К экономическим условиям относятся: предложения товаров и спрос  на них; виды товаров, которые могут  приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут  истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность  денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также размер заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество  разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции: банки, оказывающие финансовые услуги; поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; рекламные, транспортные, страховые и прочие агентства; средства связи и передачи информации.

Вплотную к экономическим примыкают  социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей  приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности  могут меняться. Существенную роль в этом играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и на спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь определяет его отношение к заработной плате и условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся трудовой деятельности своих сотрудников, охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.

Важную роль в формировании предпринимательства  играют подготовка, переподготовка и  повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным  методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках соответствующей  правовой среды. Поэтому большое  значение имеет создание необходимых  правовых условий. Здесь имеется  в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

5.         Факторы, обеспечивающие ведущее положение в развитии предпринимательства

Для того чтобы оценить перспективы  развития предпринимательства в  России, целесообразно рассмотреть  факторы такого развития.

Г.Б. Кочетков приводит пять факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире.

1. Одним из наиболее важных  из них является половозрастная  структура населения и ее динамика  в ближайшем будущем. Именно  от демографической ситуации зависят изменения потребностей в товарах и услугах, а также реакция населения на эти изменения.

Наиболее перспективным для  бизнеса считается население  в возрасте 25–44 лет. Страны с наивысшим  развитием предпринимательства  имеют более четверти населения в этой возрастной группе.

2.      Следующим по важности фактором, влияющим на уровень предпринимательства, считается уровень общего и специального предпринимательского образования.

3.      На уровень предпринимательства влияет возможность значительно повысить свой личный доход. Показатель разброса доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения.

Интересно отметить, что если в  большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5–10, то в США он достигает 17; показатель России близок к показателю США.

4. Важным фактором, способствующим  развитию предпринимательства, является  политика государства в сфере  экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер так называемого социального налога.

5.      Важную роль в развитии предпринимательства играет такой фактор, как отношение к нему общества.

6.      Высокому уровню развития предпринимательства в США способствует хорошо развитая деловая инфраструктура услуг – юридических, бухгалтерских, других консультативных, специализирующихся на предпринимательстве.

6.         Классификация предпринимательской деятельности

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой) и др.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По числу собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

Среди организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-экономическим формам можно отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги.

Все эти виды могут функционировать  раздельно или вместе.

7.         Производственная предпринимательская деятельность

Производственную деятельность можно  назвать ведущим видом предпринимательства. Речь идет о производстве продукции, товаров, выполнении строительных и  сельскохозяйственных работ, транспортных операциях и операциях связи. При переходе к рыночной экономике сфера производственной деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию вследствие разрушения отлаженных хозяйственных связей, нарушения материально-технического обеспечения, падения сбыта отечественной продукции, резкого ухудшения финансового положения предприятий и организаций. Вследствие этого развитию сферы производственной деятельности предстоит уделить наибольшее внимание.

Каковы же основные этапы производственного  бизнеса?

Любой предприниматель, собирающийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. С этой целью он приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в определенном товаре (услуге) он вступает в контакты с потенциальными потребителями – покупателями товаров и услуг, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями.

Информация о работе Объекты, субъекты и цели предпринимательства