Объединения хозяйствующих субъектов. Финансово-промышленные группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

В современных экономических условиях можно наблюдать достаточно резвую тенденцию к объединению больших игроков - крупных компаний, предприятий, обществ, капиталов на соответствующих рынках с целью ведения совместной хозяйственной деятельности или ее координации. Этого требуют естественные законы рынка. И неудивительно, ведь ведение хозяйства в таких объединениях имеет ряд преимуществ перед ведением бизнеса самостоятельно, поскольку позволяет субъектам ведения хозяйства действовать согласованно в интересах друг друга, достигая больших преимуществ и прибылей, ведя справедливую конкуренцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЧТО ТАКОЕ ИНТЕГРАЦИЯ? 4
2 ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 5
3 КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 7
4 ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СЛОЖНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 9
5 ПРЕИМУЩЕСТВА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ИЛИ ВЫГОДЫ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 18
5.1 ХОЛДИНГИ 18
5.2 ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ 21
5.3 КОНСОРЦИУМЫ 22
6 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ 26
7 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 28
8 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ 36
9 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА 38
9.1 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФАКТОР МОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ 38
9.2 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ – КОНСОЛИДИРУЮЩАЯ СИЛА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИТОГ_Предпринимательство_new.doc

— 617.50 Кб (Скачать)

     В этой связи становится понятна идея создания особого звена (финансового центра), координирующего производственно-хозяйственную деятельность всех участников, способного проводить единую научно-техническую, производственно-технологическую, инвестиционную и сбытовую политику. Роль именно такого звена и выполняет холдинговая компания.

     Как показывает анализ, к числу наиболее типичных целей создания холдингов относятся:

  1. обеспечение необходимых объемов производства конкурентоспособной продукции и поддержание устойчивости функционирования значительных групп технологически связанных предприятий, научно-исследовательских, проектно-технологических и конструкторских организаций;
  2. консолидация результатов хозяйственной деятельности группы предприятий, обеспечивающая снижение их совокупных налоговых платежей. Достичь этого позволяет механизм трансфертных (внутренних) цен. В отличие от рыночных, эти цены при умелом использовании позволяют покрыть убытки одних предприятий холдинга прибылями других его дочерних фирм, благодаря чему общая сумма налоговых платежей уменьшается (подробнее различные аспекты механизма использования трансфертных цен мы рассмотрим в следующем разделе);
  3. снижение налоговых платежей и отчислений путем создания дочерних фирм в «налоговых гаванях» — регионах налоговых льгот (в России такими регионами являются, в частности, свободные экономические зоны), а также путем осуществления хозяйственных операций через определенные виды дочерних предприятий, имеющих льготный режим налогообложения (в России к таким предприятиям относятся, например, малые предприятия);
  4. расширение масштабов производства и ускоренное освоение новой продукции на основе развития связей между дочерними предприятиями.

     Наряду с указанными в российских условиях имеется и специфическая цель образования холдинговых компаний — эффективное осуществление скоординированной программы конверсии оборонных производств, ориентированной не только на внешние источники финансирования, но и на внутренние возможности предприятий, а также средства других, в том числе иностранных, инвесторов.

     Основное преимущество холдинговых компаний заключается в повышении конкурентоспособности группы взаимосвязанных предприятий. Это становится возможным, прежде всего, за счет концентрации и быстрой мобилизации значительных ресурсов на необходимых направлениях и оптимизации использования привлеченных капиталов для всей группы предприятий.

     Используя внутренние и внешние ресурсы, мобилизуемые путем выпуска акций и других ценных бумаг, привлечения долгосрочных кредитов и т. п., холдинговые компании активно развиваются и наращивают объемы производства. В деятельности холдинговой структуры одновременно участвует множество промышленных, научных, строительных, торговых, проектно-технологических, транспортных, финансовых и других фирм. Это дает возможность увеличить инвестиционный потенциал холдинга, качественно укрепить его позиции в конкурентной борьбе.

     Среди других преимуществ образования холдингов можно выделить:

  • концентрацию производства, позволяющую получать максимальную отдачу на вложенный капитал;
  • устранение разрушительной конкуренции между прежде самостоятельными предприятиями;
  • контроль за ценами на конечную продукцию (который не обязательно означает их повышение);
  • объединение интеллектуального потенциала и технического опыта;
  • снижение суммарных издержек управления;
  • минимизация уровня предпринимательского риска;
  • возможность быстрого перелива капитала в высокоэффективные производства.

     Наконец, такая крупная структура, как холдинговая компания, обладает в принципе возможностью создания прочного имиджа хозяйственного института, развитие которого имеет большое социальное значение для данного региона либо страны в целом. Это обстоятельство можно использовать для получения от федеральных и местных органов власти различных льгот и привилегий.

     В нашей стране организация холдинговых структур позволяет еще и устранить многие негативные последствия разрыва хозяйственных связей, если холдинговая компания включает в свой состав предприятия, входящие в единую технологическую цепочку. Это обеспечивается тем, что материнская фирма осуществляет координацию и регулирование кооперационных связей предприятий, входящих в холдинг. [5]

     Создание холдингов в России помимо положительных сторон имеет и отрицательные. Существует реальная возможность возрождения административных методов управления, а также превращения холдингов в монопольные структуры в связи со слабостью антимонопольного законодательства.[1]

     Наличие управляющей надстройки может привести к бюрократизму, к злоупотреблению контрольно-управленческими функциями, а в ряде случаев и к искусственной поддержке нерентабельных предприятии за счет рентабельных.

     Последнее обстоятельство наносит ущерб интересам тех акционеров, которые владеют акциями успешно работающих предприятий холдинга, но не имеют акций холдинга и компаний-аутсайдеров. Фактические дивиденды этих акционеров могут оказаться значительно ниже ожидаемых. Отсюда, между прочим, вытекает, что существенно повысить экономическую заинтересованность всех субъектов холдинговой системы может обмен акций холдинга на акции дочерних предприятий.

     Холдинг аккумулирует прибыли контролируемых предприятий в виде дивидендов на их акции, а в отдельных случаях — и путем заключения специальных соглашений, по которым дочерние компании переводят холдингу часть получаемой ими прибыли. Еще одним возможным способом перевода в холдинг прибылей дочерних предприятий является уже упомянутый механизм трансфертных цен. [5]

     Следует подчеркнуть, что центральное место в деятельности холдинга занимают финансовые операции. Как правило, холдинг в состоянии мобилизовать такое количество финансовых ресурсов, которое не под силу отдельным дочерним предприятиям. Доходы холдинга формируются за счет эмиссионно-учредительской деятельности, платежей за услуги в сфере управления, маркетинга и рекламы, лицензионных платежей, а также средств, поступающих от дочерних предприятий в порядке перераспределения.

     Важная особенность холдинговых компаний состоит в том, что при определенных условиях через разветвленную систему участия холдинг контролирует промышленный и финансовый капиталы, во много раз превышающие его собственный. [14]

     Таким образом, холдинг является одной из наиболее эффективных форм хозяйствования, способствующих стремительному развитию предприятий, а значит, и всего предпринимательства в целом.

     5.2 Финансово-промышленные группы

     Финансово-промышленные группы имеют ряд преимуществ  перед другими субъектами рынка в экономическом и финансовом отношении:

    1. происходит укрепление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства;
    2. диверсификация деятельности придает большую устойчивость предприятиям группы и повышает конкурентоспособность их продукции;
    3. создаются реальные предпосылки и возможности для структурной перестройки производства;
    4. появляются перспективы аккумулирования значительного капитала для достижения поставленных производственных и финансовых целей;
    5. возникают реальные возможности маневрирования финансовыми ресурсами как в рамках самой ФПГ, так и вне ее, расширения масштабов деятельности и сфер влияния.

     Опыт  показывает, что в последнее время  резко усилилась мотивация предприятий  к вхождению в финансово-промышленные группы. Это связано с возможностью обеспечить акционерный контроль над предприятиями и финансово-кредитными учреждениями в интересах налаживания выгодных технологических и хозяйственных связей. Многих привлекает перспектива совместной реализации приоритетных федеральных и региональных программ, получения необходимой государственной поддержки, ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение производства, освоения долгосрочных и перспективных инвестиционных проектов. [12]

     5.3 Консорциумы

 

     Консорциум  обладает рядом преимуществ, которые  склоняют организации объединяться именно таким образом. Так, президент  Международного консорциума «Интелбизнес-консалтинг»  А.И. Орлов выделяет следующие выгоды консорциума:

  1. Создающим консорциум некоммерческим организациям не нужно образовывать юридическое лицо и нести связанные с регистрацией и последующими перерегистрациями временные, организационные и финансовые затраты.
  2. Мобильность, быстрота вхождения и выхода из его состава отдельных участников, что привлекает многих участников. Достаточно подписать договор, и новый участник присоединяется к его деятельности без дополнительных регистрационных и лицензионных процедур.
  3. В отличие от ассоциации для консорциума характерно отсутствие обязательного, установленного законодательством требования о внесении вступительных взносов, а в последующем — регулярных членских взносов. Участники накануне вступления хотят знать, что они получат за свои деньги. А это не всегда заранее известно. Этот фактор удерживает от вступления в ассоциации многих ее потенциальных участников.
  4. В отличие от членов ассоциаций вышедшие из консорциума участники, если иные условия специально не оговорены договором о создании консорциума, не несут ответственности по хозяйственным договорам, заключенным консорциумом в период нахождения такого участника в его составе после выхода из него.
  5. Возможность внесения в общее дело (складочный капитал) как денег и имущества, так и профессиональных и иных знаний, умений, навыков, а также деловой репутации, деловых связей, опыта, информации, товарного знака и всех возможных видов материальных и нематериальных активов, а также комплексы исключительных прав и иные виды вкладов, о внесении которых в общее дело стороны достигнут договоренности. С момента внесения товарищем собственного имущества в складочный капитал оно становится общей долевой собственностью (если иное не установлено договором).
  6. Все виды имущественных и неимущественных вкладов по соглашению сторон могут оцениваться в денежном выражении. При этом если сторонами не предусмотрено иное, то вклады сторон предполагаются равными по стоимости. А это значит, что здесь не обязательна экспертная оценка. Сами участники добровольно берут на себя обязательство выступать в качестве экспертов по оценке стоимости всех видов вносимых ими вкладов. При этом денежной сумме, внесенной одним участником, может соответствовать с согласия участников цена деловых связей, либо информации, или же знаний, деловой репутации, вносимой другими участниками.
  7. Выгодой консорциума является специфика управления его делами, в силу которой заключать сделки от его имени вправе каждый из участников, представляя консорциум и являясь его «содиректором». При этом каждый из них действует в интересах консорциума и несет полную имущественную ответственность за свои действия в пределах суммы заключенной сделки. При этом максимальный размер сделки, заключаемой без согласия остальных участников, может быть ограничен их совместным решением. Иные участники несут солидарную ответственность по его обязательствам, возникшим в связи с деятельностью, осуществляемой от имени консорциума.
  8. Гибкость и вариантность схем управления консорциумом, в силу которой может быть применена и иная модель управления, когда консорциумом управляют не все, а несколько специально назначенных участников, причем не исключено, что они могут управлять «по заведованию» — один торговой маркой, другой — финансовой деятельностью, третий — стратегическим планированием и развитием, четвертый — организацией рекламы, пятый — управлением проектами и т.д. В этом случае создается несколько управляющих компаний, каждая из которых осуществляет функциональное управление в пределах отведенной ей компетенции. Здесь можно учитывать возможности специализации входящих в состав консорциума участников, иные их возможности, особенности правового статуса и режима налогообложения. При этом от высококачественного уровня управления выигрывают все участники консорциума.
  9. Исполнительные и наблюдательные органы консорциума могут формироваться в приемлемых для управления общими делами формах, им могут присваиваться наиболее соответствующие статусу таких должностных лиц наименования.
  10. Схема управления консорциумом может быть в любой момент изменена его участниками и введено, например, единоличное управление одним из участников всеми делами консорциума. При этом следует иметь в виду, что у юридического лица, ведущего учет совместной деятельности, возникает обязанность ведения дополнительного баланса и дополнительные сложности ведения раздельного учета, своего и по совместной деятельности.
  11. Возможность объединения, концентрации капиталов на ключевых направлениях, решения приоритетных программ и задач, стоящих перед его участниками, как это широко распространено в международной и уже в отечественной практике. Такие консорциумы порой создаются из числа банков, которым предстоит профинансировать крупный проект, из числа строительных корпораций, реализующих транснациональный проект, например, по прокладке трубопровода, и т.п.
  12. Возможность создания оптимального режима налогообложения для всех его участников. Это может быть реализовано в случае, если управлять финансами консорциума будет фирма, имеющая статус льготного налогообложения. Однако следует учитывать, что согласно требованиям налоговых органов Российской Федерации, даже если в состав простого товарищества (консорциума) входят иностранные участники и в договоре продекларировано применимое право зарубежного участника, ведение общих дел, в первую очередь ведение общего баланса, должно быть возложено на российского участника.
  13. В силу своей мобильности среди его участников консорциума возможно применение различных организационно-правовых комбинаций, которые позволят минимизировать риски. Например, возможно поручение отдельных сделок, договоров одному из участников консорциума, обладающему статусом ограниченной имущественной ответственности. Естественно, при этом придется согласовать и ряд иных деталей, но в принципе такой подход не исключен.
  14. Возможность привлечения компании с известным товарным знаком («брендом»), который может использоваться в общих целях.
  15. По российскому законодательству допускается создание негласного простого товарищества, участники которого вправе не разглашать свое объединение третьим лицам, то есть информация о его существовании и деятельности может не открываться. Таким образом, речь идет о возможности негласного консорциума.

     Итак, несмотря на то, что участники консорциума  не теряют своей юридической и  хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов. [13]

 

     

     6 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ

     Отметим, что хозяйственно-экономические  объединения могут быть коммерческими  и некоммерческими, поэтому их правовая база может различаться.

     Деятельность  некоммерческих организаций регулируется, главным образом, Гражданским Кодексом РФ, в частности, ст.121-123 об ассоциациях и союзах. [15]

     Также они подпадают под действие Федерального закона  «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ.

     Другие  же объединения (финансово-промышленные группы, холдинги и т.д.) являются коммерческими  организациями.

     Формирование  и деятельность ФПГ в Российской Федерации регламентировались двумя  основными правовыми актами: Федеральным  законом «О финансово-промышленных группах»  от 30 ноября 1995г. №190-ФЗ и  Указом Президента России «О мерах  по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» от 1 апреля 1996г. №141.

     Но 22 июня 2007 года этот закон утратил  силу.1 Событие осталось незамеченным научно-экономической общественностью. [8]

     На  сегодняшний день в отечественном  законодательстве остается открытым вопрос о правовом статусе холдинга. Уже долгое время ведется работа над проектом федерального закона «О холдингах». Но действующее законодательство пока еще не определяет понятие «холдинг». Поэтому можно сказать, что холдинг - это скорее экономическое, нежели юридическое понятие.

     В нашей стране холдинговые компании обычно создаются в форме акционерных  обществ. Порядок их организации  и деятельности сейчас установлен только применительно к холдинговым  компаниям, созданным в процессе приватизации. Данный порядок регламентируется Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (создание холдинга по этому механизму будет рассмотрено ниже).

Информация о работе Объединения хозяйствующих субъектов. Финансово-промышленные группы