Необходимость предпринимательской деятельности в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство в России получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое и др. По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру собственности – частное, совместное. По организационной форме - индивидуальное и коллективное.
Принимая решение о выборе форм и видов предпринимательства, бизнесмен определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства…………………………………………………………...5
1.1.Сущность предпринимательства……………………………………...…….5
1.2 Основные функции предпринимательства………………………………….7
1.3. Виды предпринимательства…………………………………………………8
ГЛАВА 2. Роль предпринимательства в развитии экономики Российской Федерации…………………………………………………………………….....15
2.1. Особенности развития предпринимательства в России……………….…15
2.2. Социально-экономическое значение предпринимательства и необходимость его развития в РФ……………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ЭП.docx

— 53.25 Кб (Скачать)

 

2.2. Значение предпринимательства

в социально-экономической   жизни России

Развитие малого предпринимательства  является одним из самых точных показателей  экономического и социального здоровья государства.

Малое и среднее предпринимательство  несет на себе значительную смысловую  нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции. [4]

Так, малый и средний  бизнес обеспечивает:

1. Создание новых  рабочих мест, обеспечение занятости  трудоспособного населения и,  как следствие, сокращение числа  людей, нуждающихся в социальной  помощи.

Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного  количества безработных и других подобных социальных проблем.

Тем не менее, роль предпринимательства  в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.

Подавляющее большинство  малых предприятий России имеет  вид  микрофирмы, где число занятых  составляет до девяти человек при том, что через пять лет после создания "на плаву" остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников. А выживающие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбирают трудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую "весовую категорию"). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников.

2.Обеспечение  социальной стабильности и снижение  уровня бедности.

Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте  социальной напряженности в обществе. В России особую опасность вызывал период становления рыночных отношений, начиная  с 90-х гг.

В это время произошел  самый заметный в количественном отношении рост малого бизнеса. Так, число малых предприятий в 1991-1993 гг. увеличилось с 268 тыс. до 865 тыс., среднесписочная  численность занятых - с 5,4 млн. до 8,6 млн. человек; соотношение производства на малых предприятиях и ВВП России повысилось с 11,3 до 15,5%.

Таким образом, развитие предпринимательства  в России в начале 90-х годов  способствовало росту денежных поступлений  в бюджет, некоторому рассасыванию безработицы и т.п.

3.Возможность  энергичным и предприимчивым  людям открыть своё дело в  производственной, научной и другой  деятельности, реализуя в ней  свои способности.

Сейчас в России преобладает  мнение, что главными качествами предпринимателя  являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские  способности.

Профессионализм в настоящее время отступил на второй план и это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

4.Увеличение налоговых  поступлений.

5.Рост доли  ВВП, создаваемой малыми предприятиями.

За 2004 год предприятия  произвели продукции и услуг  на сумму около двух миллиардов рублей, что составило почти 12 процентов  внутреннего валового продукта.

6.Увеличение численности  среднего класса, а, значит, социальной  и политической стабильности.

Если брать за основу деления  на классы доход, то можно сказать, что  никакой  вид труда по найму, включая  самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых  с предпринимательством. [2]

7. Повышение устойчивости  и конкурентоспособности предприятий. Так, например, большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск товаров - это повышает их конкурентоспособность. [5]

8. Взаимодействие  малого и крупного бизнеса,  способное помочь выжить в  современных рыночных условиях  предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным предприятиям и малым предприятиям.

В российской экономике предпринимательство  построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются  не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с  ним. Поэтому крупные и малые  предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации  отдельных производств и в  инновационных разработках.

9.Участие в  развитии инфраструктуры городов  и районов.

10.Благотворительная  деятельность.

В заключении главы заметим, что на современном этапе повышение роли предприятий предпринимательства в многих развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.

Понимание этих факторов привело к  тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, политики государственной поддержки, направленных на развитие  и среднего предпринимательства.

Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических  инструментов могли бы быть применены  на практике в нашей стране, но слепое копирование механизмов воздействия  на развитие  предпринимательства  может не только не дать положительные  результаты, но привести к отрицательным  последствиям.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях  – этот фактор по самой своей  сути является типично рыночным и  составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству:

- возможность более гибких  и оперативных решений. По сравнению  с крупными корпорациями в  малом предпринимательстве упрощена  структура принятия управленческих  решений, это дает возможность  быстро и гибко реагировать  на конъюнктурные изменения, в  том числе путем маневра капитала  при переключении с одного  вида деятельности на другой.

- ориентация производителей преимущественно на региональный рынок.  предпринимательство идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

- поддержание занятости  и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна  для нашей страны; процесс приватизации  уберет балласт с предприятий и мелкий предпринимательство мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.

-выполнение вспомогательных  функций по отношению к крупным  производителям. Крупные фирмы децентрализуют  производственный процесс, передавая  его фазы  предприятиям на основе субкооперации. Мелкий предпринимательство улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимает поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.

- небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

- экономическая эффективность  производства в малых предприятиях.

- инновационный характер  малых предприятий. Многие экономисты  отстаивают идею об исключительной  роли  предпринимательства в развертывании  научно-технической революции.

На современном этапе  повышение роли предприятий  предпринимательства  в экономике развитых стран - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории. [8]

Предпринимательство является важным фактором в решении экономических  и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых  товаров или предоставляемых  услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных  или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности.

Вот почему становление и  развитие  предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для  России.

Учитывая проблемы и перспективы развития  предпринимательства  в России, можно сделать вывод  о том, что и в нашем государстве  правительством должно быть сделано  очень много для развития и  закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные  программы по поддержке  предпринимательства, и специальные фонды, созданные  государством. [10]

 В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства.

Предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. [9,203]

Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают  услуги.

Становление рыночной экономики  в России ведет к увеличению числа  граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах. Наметившийся в  экономической структуре рост представителей предпринимательской деятельности отвечает актуальнейшей задаче ускоренного  создания целой армии новых товаропроизводителей. Процесс образования высокорентабельных, динамичных предприятий можно связывать  с надеждой на установление подлинных  рыночных отношений в нашей экономике. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков, О.И., Экономика предприятия: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.:ИНФРА-М, 2007.
  2. Грузков А.П. Региональные программы развития: социально-экономический аспект // Российское предпринимательство. – 2006. -  февраль. – С. 32-41
  3. Ковалёв В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2004. - 416с.
  4. Комментарий к федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июл 2007 [Текст]: офиц. текст: правовые акты по состоянию на 5 мая 2008г./А.В. Щепотьев, Е.Г. Сафронова, 2008. – 57с.
  5. Корчагин А. Д. Значение и роль  предпринимательства в инновационном процессе / А. Д. Корчагин, Ю. Г. Смирнов // Инновации. - 2004. - №5.-С. 23-29.
  6. Левкин Н. В. Национальные особенности и организационная культура российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. -  апрель. – С. 55-59.
  7. Особенности развития предпринимательства в России // http://uchebnik-ekonomika.com.
  8. Опыт зарубежных стран в развитии конкурентоспособного экспортно-ориентированного  и среднего предпринимательства//Российская ассоциация развития среднего и  предпринимательства//26 апреля 2005 // http:// www/Nisse.ru.
  9. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятий): учеб. / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова под ред. И. В. Сергеева.-3-е изд., перераб. И доп. – М.:ТК Велби, Проспект, 2005. – 560 с.
  10. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке  предпринимательства в Российской Федерации»
  11. Экономика предприятия промышленности строительных материалов: учеб. пособие / под ред. проф., д-ра экон. наук В.В. Рудычева, доц., канд., экон. наук В.В. Выборновой. – Белгород: Изд-во БГТУ им. Шухова, 2005.

Информация о работе Необходимость предпринимательской деятельности в экономике РФ