Необходимость предпринимательской деятельности в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство в России получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое и др. По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру собственности – частное, совместное. По организационной форме - индивидуальное и коллективное.
Принимая решение о выборе форм и видов предпринимательства, бизнесмен определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства…………………………………………………………...5
1.1.Сущность предпринимательства……………………………………...…….5
1.2 Основные функции предпринимательства………………………………….7
1.3. Виды предпринимательства…………………………………………………8
ГЛАВА 2. Роль предпринимательства в развитии экономики Российской Федерации…………………………………………………………………….....15
2.1. Особенности развития предпринимательства в России……………….…15
2.2. Социально-экономическое значение предпринимательства и необходимость его развития в РФ……………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ЭП.docx

— 53.25 Кб (Скачать)

На равнее с частным и государственным предпринимательством выделяются следующие виды предпринимательства:

  1. Промышленное предпринимательство
  2. Торговое предпринимательство
  3. Кредитное предпринимательство.

При промышленном предпринимательстве предприниматели избирают сферой приложения своих способностей создание материального продукта как основы удовлетворения потребностей общества. Поскольку одной из основных отраслей, где создается материальный продукт, выступает промышленность, то такой вид предпринимательства принято называть промышленным, хотя оно охватывает и другие отрасли (строительство, сельское хозяйство и т. п.).

Промышленное предпринимательство  решает следующие главные задачи:

- создает материальный  продукт, который в состоянии  удовлетворить  базовые потребности   людей (предметы потребления)  и служит капиталом для всех  сфер предпринимательства (средства  производства);

- реализует основные научно-технические  идеи, закладывая фундамент экономического  прогресса общества в целом.  Специализация на этом виде  предпринимательства позволяет  сократить ту часть времени  оборота, которая связана с  созданием продукта. Она складывается  из времени нахождения приобретенных  средств производства в виде производственных запасов, собственно создания продукта, организационных и технологических перерывов. Сокращение времени собственно производства и технологических перерывов (сушка окрашенного, остывание разогретого, подогрев холодного и т.п.) зависит от степени реализации в производстве новых технических и технологических решений. Время организационных перерывов (обед, отсутствие третьей смены, сбои с поставками сырья и т.п.) определяются качеством реализации организаторской функции предпринимательства. Однако здесь следует, в частности, отметить необходимость взвешенного подхода к решению вопроса о введении ночной смены. Хотя с точки зрения сокращения времени оборота это положительный эффект, но социальные потери (негативное отношение к ночным сменам работников, снижение внимательности и качества работы в ночные часы и т.п.) могут оказаться выше.

Необходимо особо рассмотреть  время нахождения средств производства в производственных запасах. Идеальный случай — «работа с колес», когда сырье даже не складируется, а сразу идет в производство. Но такое возможно лишь при высокой степени надежности поставщиков, транспортных  сообщений и т. д. Ведь небольшая задержка с поставками может вызвать остановку производства и огромные убытки. Поэтому сокращение времени нахождения средств производства в производственных запасах во многом определяется уровнем совершенства другого вида предпринимательства — торгового.

Торговое предпринимательство - это особый вид предпринимательства, связанный главным образом с доведением продукта от производителя до потребителя. Не создавая нового материального продукта, торговое предпринимательство реализует особый товар — услугу, ускоряя и в целом удешевляя процесс движения товара. Это объясняется следующими причинами:

1. Специализация предпринимателя  на торговой деятельности позволяет  ему лучше изучить состояние  рынка, оперативно учитывать его  конъюнктуру.

2. Сокращаются затраты  по обслуживанию процесса обращения  (постоянное и полное использование  складских помещений, сокращение  транспортных расходов, уменьшение  затрат по продвижению товара  на рынке).

Современное торговое предпринимательство  ориентировано на переход от философии  сбыта, когда условием успеха фирмы  считается  умение продать наибольшее количество товара по наиболее высоким  ценам, к философии маркетинга, предполагающей ориентацию на продажу именно нужного  для покупателя товара, способного лучше удовлетворить его потребности. Такой подход позволяет сформировать устойчивый круг покупателей, дает гарантию повторного обращения к предпринимателю в случае возобновления потребности. Складывается благоприятный имидж фирмы, что создает лучшие условия для  предпринимательства. Торговое предпринимательство осуществляет посреднические функции как на рынке ресурсов, так и на рынке конечных товаров и услуг. Каждый из них имеет свои особенности. К специфическим чертам  рынка материальных ресурсов можно отнести:

- особый объект купли-продажи — не конечный продукт, a продукт, возвращающийся в производство;

- ограниченное количество  покупателей;

- более крупные размеры  закупок;

Конечным покупателем, как  правило, выступает производитель. Основными институтами торгового  предпринимательства на рынке ресурсов являются биржи, торговые дома, оптовые  фирмы, брокерские конторы и т.п. На рынках конечной продукции торговые предприниматели реализуют товары отдельным лицам, семьям (домохозяйствам) для личного потребления. Эти  рынки характеризуются:

- значительным количеством  покупателей;

- резкими отличиями потребителей  друг от друга по возрасту, уровню  доходов, образованию,  взглядам и т. п.;

- большой сложностью предвидения  поведения покупателя;

- непрофессионализмом покупателя.

В торговом предпринимательстве  могут быть использованы  два  вида операций:

- комиссионные, осуществляемые по поручению клиента и за его счет. Доход торгового предпринимателя в данном случае составляют комиссионные, как правило, в процентах от стоимости сделки;

- коммерческие, которые осуществляются предпринимателем от своего имени и за свой счет. Его доход формируется за счет  разницы между ценой продажи и ценой покупки.

Конечно, производитель мог  бы сам организовать реализацию своего товара по рыночным ценам. Но это потребует  от него дополнительных средств, времени, отвлечения от его основной деятельности. Поэтому для него  оказывается  предпочтительнее продать посреднику товар несколько ниже рыночной цены конечной реализации, недополучив при  этом часть выручки, но сэкономить время  и дополнительные расходы.  Сегодня  мы можем наблюдать ситуацию, когда  многие крупные фирмы создают  собственные подразделения, занимающиеся непосредственно сбытом продукции. Однако это не отрицает общей закономерности  разделения сфер предпринимательской  деятельности. Отдел  сбыта и производственный отдел, хотя и находятся в пределах одной фирмы, но специализируются на различных видах предпринимательства.

Кредитное предпринимательство представляет собой разновидность предпринимательства, которая связана с аккумуляцией временно свободных денежных средств и последующим использованием их для предоставления кредита на принципах срочности, платности и возвратности. Как у предприятий, так и у домохозяйств, с одной стороны, возникают временно свободные денежные средства (например, накапливаемые средства для строительства нового цеха или откладываемые деньги для поездки во время отпуска на отдых), а с другой — периодически появляется временная потребность в дополнительных средствах. Примером последнего может служить стремление молодой семьи приобрести квартиру с последующей выплатой ее стоимости в течение нескольких лет или получение предприятием средств для выплаты заработной платы работникам до того, как будет реализована произведенная  ими продукция. Кредит может предоставляться как в натуральной (потребительский и коммерческий), так и в денежной (банковский и межхозяйственный).

Потребительский кредит предоставляется  в виде предметов потребления  домохозяйствам с отсрочкой оплаты их стоимости. Она  обычно вносится частями в течение определенного  времени.

Коммерческий кредит предоставляется  поставщиками сырья его  потребителям с последующей оплатой стоимости  по истечению определенного срока. Как правило, коммерческий кредит сопровождается выдачей векселя. Вексель — это долговое обязательство, выдавший которое обязуется уплатить в установленный срок указанную в векселе сумму.

Банковский кредит выдается в денежной форме специализированными  кредитно-финансовыми учреждениями — банками.

Межхозяйственный кредит предоставляется в денежной форме  предпринимателями друг другу.

Основная сфера кредитного предпринимательства — банковский кредит. Остальные виды кредита чаще всего выступают как «побочный продукт» другого вида предпринимательства (потребительский кредит — торгового предпринимательства, коммерческий кредит - промышленного предпринимательства).

Кредит выдается за определенную плату. Она может рассматриваться как  цена кредита и называется ссудным процентом.

По мере развития рыночных отношений роль кредитного предпринимательства постоянно возрастает и сегодня практически нет такой сферы экономической жизни, которая так или иначе не была бы связана с деятельностью банков или других кредитных учреждений. Кредитная деятельность стала одним из определяющих факторов макроэкономической  ситуации. Но в какой бы сфере ни действовал предприниматель, какой бы специфический рынок он ни обслуживал, заниматься своим делом он сможет только в условиях конкуренции. [1, 93]

 

 

ГЛАВА 2. Роль предпринимательства  в развитии экономики Российской Федерации

2.1. Особенности  развития предпринимательства в России

Предпринимательская деятельность в современной России возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате трансформации командной системы. В связи с этим становление и развитие предпринимательства в России связано с целым рядом трудностей и противоречий:  
-во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства, отличающаяся противоречивостью и недостаточной стабильностью; 
- во-вторых, система исполнения законов, особенно связанная с защитой прав собственности, работает неэффективно, что сдерживает развитие предпринимательства; 
- в-третьих, налоговая система по преимуществу носит фискальный характер и по-прежнему сохраняющееся достаточно высокое налоговое бремя дестимулирует предпринимательскую деятельность, что наряду с недобросовестностью исполнения законов способствует стремлению экономических агентов «уйти в тень»; 
- в-четвертых, условия, необходимые для развития предпринимательства, имеются лишь частично; это касается неразвитости рыночной инфраструктуры и сохраняющихся высоких бюрократических препонов. 
В современной экономике России в силу многих причин основной формой предпринимательства выступают крупные фирмы в промышленности, функционирующие на основе акционерной собственности. Многие из них представляют собой не только единый технологический комплекс, но и являются градообразующими структурами.  
Значительные диспропорции между крупным, средним и малым бизнесом, имеют свои исторические корни. В советской плановой экономике приоритет был отдан крупным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которым директивно устанавливались объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции. Ситуация стала меняться с распадом Советского Союза и переходом России на рельсы рыночной экономики. Необходимо было создавать рыночную инфраструктуру и конкурентную среду. Процесс приватизации привел к выделению из состава крупных предприятий подразделений, как правило вспомогательных и обслуживающих, большинство из которых стали малыми и средними предприятиями.

Кроме того, началось массовое создание малых предприятий, на которые  уже к 1996 году приходилось около 84% общего количества организаций в  России, в то время как на средние  и крупные предприятия – всего 16%. Но эти процессы мало изменили ситуацию с ролью крупных предприятий. Хотя их число сократилось, но они  по-прежнему играют ключевую роль в  экономике страны: на них приходится свыше 90% стоимости основных средств  и они создают свыше 80% ВВП. 
Крупный бизнес за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеет ряд преимуществ перед малым и средним бизнесом: 
- для изготовления продукции в больших объемах применяются специализированные оборудование и технологии, обладающие, как правило, значительно более высокими техническими характеристиками; 
- крупным предприятиям проще получить кредит, причем под невысокие банковские проценты, в том числе у зарубежных банков; 
- в составе крупных предприятий имеются структуры, занимающиеся научными и опытно-конструкторскими разработками новой продукции и новых технологий; 
- производительность труда, как правило, на крупных предприятиях выше, чем на средних и малых;  
- в крупных российских компаниях достаточно высока доля государственной собственности, а потому они в большей степени получают поддержку государства и имеют возможность привлекать иностранные инвестиции и выходить на зарубежные рынки. 
В то же время крупным предприятиям присущи недостатки, среди которых чаще всего отмечают их негибкость, более сложную адаптацию к изменениям рыночной конъюнктуры, меньшие стимулы к труду в связи с обезличиванием работников. 
В отраслевой структуре крупного бизнеса преобладают предприятия добывающих отраслей и первичной переработки сырья: топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, химическая промышленность. Отрасли обрабатывающей промышленности с позиции мирового уровня по большей части слабо конкурентоспособны, недостаточно развиты высокотехнологичные и наукоемкие производства.  
Сложившаяся отраслевая структура крупного бизнеса тормозит развитие российской экономики. 
Малый же бизнес, обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, способен не только удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дает уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы (как показала практика послевоенных десятилетий в западных странах) легче идут на риск нововведений, что получило отражение в названии таких фирм – «венчурные» (от англ. Venture – рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы с занятностью населения. 
Несмотря на позитивные изменения в расширении позиций малого бизнеса на рынке, существует множество проблем, которые сдерживают развитие данного сектора экономики в России. К ним можно отнести: несовершенное законодательство, неоправданно высокие административные барьеры, сложности доступа к финансово-кредитным ресурсам, недостаток навыков ведения бизнеса, сохраняющийся высокий налоговый прессинг, недостаточное развитие производственной кооперации между крупными и малыми предприятиями и другие. 
Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупного, так и малого бизнеса. От рационального соотношения числа крупных, средних и малых предприятий зависит эффективное использование ресурсных возможностей национальной экономики. 
Несмотря на трудности роста, предпринимательство в России развивается. По мере накопления капиталов все больше становится устойчивых фирм, пытающихся делать бизнес цивилизованным путем. 
Становление предпринимательства в России зачастую шло методом проб и ошибок, но дальнейшее его развитие связано с необходимостью использования как зарубежного опыта, что важно в условиях интеграции экономики страны в мировое хозяйство, так и учета специфики России, прежде всего её ресурсного потенциала и менталитета. [7,124]

Информация о работе Необходимость предпринимательской деятельности в экономике РФ