Необходимость предпринимательской деятельности в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство в России получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое и др. По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру собственности – частное, совместное. По организационной форме - индивидуальное и коллективное.
Принимая решение о выборе форм и видов предпринимательства, бизнесмен определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства…………………………………………………………...5
1.1.Сущность предпринимательства……………………………………...…….5
1.2 Основные функции предпринимательства………………………………….7
1.3. Виды предпринимательства…………………………………………………8
ГЛАВА 2. Роль предпринимательства в развитии экономики Российской Федерации…………………………………………………………………….....15
2.1. Особенности развития предпринимательства в России……………….…15
2.2. Социально-экономическое значение предпринимательства и необходимость его развития в РФ……………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая ЭП.docx

— 53.25 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кафедра экономики и организации  производства

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Экономика предприятия»

Тема: «Необходимость предпринимательской деятельности в экономике РФ»

 

 

 

Студент:

Группа:

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические  подходы к пониманию сущности предпринимательства…………………………………………………………...5

1.1.Сущность  предпринимательства……………………………………...…….5

1.2 Основные функции предпринимательства………………………………….7

1.3. Виды предпринимательства…………………………………………………8

ГЛАВА 2. Роль предпринимательства  в развитии экономики Российской Федерации…………………………………………………………………….....15

2.1. Особенности развития предпринимательства в России……………….…15

2.2. Социально-экономическое значение предпринимательства и необходимость его развития в РФ……………………………………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………....….25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы Россия получает динамично развитое предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную  ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли.

За годы Советской власти понятия «предпринимательство»  практически было исключено из экономической  лексики, а термин «предприниматель»  воспринимался негативно.

Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство  двигает развитие производства, рынка, а значит и общества в целом. Зарубежные страны процветают благодаря предпринимателям, а предприниматели – благодаря  поддержке своих государств.

Общественный характер предпринимательства  означает не только деятельность участвующих  в нем агентов, но и наличие  в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать  присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий  составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность.

Определяющим признаком  предпринимательской среды является экономическая свобода. Для предпринимателя  наличие экономической свободы  – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая  санкционированность предпринимательской  деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий  для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской  среды.

Предпринимательство в России получает развитие в разнообразных  видах. По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое и др. По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По характеру собственности – частное, совместное. По организационной форме - индивидуальное и коллективное.

Принимая решение о  выборе форм и видов предпринимательства, бизнесмен определяет требуемый  уровень и объем возможных  прав и обязательств, что зависит  от профиля и содержания будущей  деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Словом, предпринимательство  набирает силу, охватывая всё новые  сферы экономики и социальные слои.

Развитие рыночной экономики  предполагает формирование предпринимательства  и воспитание предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и  психологических преград, непросто.

Россия находится на стадии становлении рыночных отношений, существование  которых в настоящее время  немыслимо без предпринимательской  деятельности – это аксиома и  является актуальностью выбранной  темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические  подходы к пониманию сущности предпринимательства

1.1.Сущность  предпринимательства

Впервые о предпринимательстве  как о понятии начали говорить еще в XVIII веке. Первыми ему дали определение классики экономической науки французский экономист Ж.Б. Сей и английский ученый-экономист А. Смит.

Ж.Б. Сей в 1803 году сформулировал определение предпринимательской  деятельности как соединения, комбинирования трёх классических факторов производства – земли, капитала, труда. Основной тезис Сея состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сея, является вознаграждением за его труд, за его способность организовывать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, считал он, - это лицо, которое берётся на свой счёт и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

А. Смит, наоборот же, представлял экономику как  саморегулирующийся механизм, в котором  творческому предпринимательству  не находилось места. Предприниматель, по мнению Смита, являясь собственником  капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли  идет на риск, поскольку вложение капитала в то или иное дело всегда содержит в себе элемент риска. Предпринимательская  деятельность и есть, по Смиту, компенсация  собственнику за риск.

На сегодняшний  день существует большое количество вариантов толкования значений понятий  «предпринимательство» и «предприниматель». Наиболее емкими и точными можно  считать определения американского  ученого, профессора Роберта Хизрича  и английского профессора Алана  Хоскинга. Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»[12,с.21]. Профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия». [3, 98]

Таким образом, исходя из этих высказываний, можно сформулировать окончательное определение предпринимательства:

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой следует понимать целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.  [9, 65]

Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму. Развитие предпринимательства возможно лишь при наличии необходимых субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным развитие рыночных отношений (а не наоборот, как это видится многим). Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует «предпринимательский бум». Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации — предпринимательской среды, под которой понимается, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т. е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом  предпринимательской активности выступает  предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу. [11,7]

 

1.2 Основные функции предпринимательства

Для  лучшего понимания  сущности предпринимательства обратимся  к выяснению его функций и  роли в экономической системе.

Итак, предпринимательство  выполняет три основных функции:

  1. Ресурсную
  2. Организаторскую
  3. Творческую.

Ресурсная функция предпринимательства  реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного  использования. Нацеленность предпринимателя  на динамическую эффективность вынуждает  его к постоянному поиску дополнительных  ресурсов. Множество потенциальных  ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому — преобразования множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п.

Суть организаторской  функции заключается в следующем: мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю  и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того,  принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой.

Творческая функция входит в состав трех функций предпринимательства. Предприниматель постоянно нацелен  на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или  другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся  положением. Он постоянно ищет, как  улучшить свое дело. Появлением множества  оригинальных научно-технических, экономических  и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства. [3, 57]

Исследовав функции, стало понятным, насколько важна  роль предпринимательства в современной  социально-экономической жизни Российской Федерации.

 

1.3. Виды предпринимательства

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия, учрежденного:

 а) государственными  органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом.

б) органами местного самоуправления.

Собственность такого рода предприятий есть форма обособления  части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности.

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия или предпринимателя.

Каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Объективной основой выделения  различных видов предпринимательства  выступает также процесс движения средств предпринимателя.

Одним из решающих критериев  при выборе сферы деятельности для  предпринимателя выступает размер прибыли, полученный в течение определенного  времени в расчете на единицу  авансированных средств. Этот показатель принято называть нормой прибыли.

Информация о работе Необходимость предпринимательской деятельности в экономике РФ