Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:27, курсовая работа
Конкуренция (латинское concurro – сталкиваться) – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция – основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции …………...6
Понятие и сущность недобросовестной конкуренции…………………..6
Классификация методов недобросовестной конкуренции……………....9
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции…13
2.1. Демпинг……………………………………………………………………...13
2.2. Недобросовестная реклама…………………………………………………15
2.3. Формальный и неформальный сговор……………………………………..18
2.4 Промышленный шпионаж…………………………………………………..20
Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………..24
3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти…………….24
3.2 Конкурентная политика государства……………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………
Основная цель государственного антимонопольного контроля заключается в недопущении ограничения конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.
Нормы действующего законодательства определяют два вида антимонопольного контроля: предварительный контроль и последующий контроль. Основанием разграничения контроля на предварительный и последующий в основном является экономический критерий, т. е. учитывается суммарная стоимость активов по последнему балансу определенных лиц. Такой подход законодателя подвергается критике, в частности, высказываются предложения об использовании «…комплексных критериев, учитывающих не только стоимость активов организаций, но и объем реализации (продаж), количество работающих, удельный вес на рынке».
Предварительный контроль заключается в обязательном получении предварительного согласия на совершение установленных Законом о конкуренции юридически значимых действий, подлежащих контролю. Для этого заинтересованные лица представляют в антимонопольный орган заявление о ходатайстве и определенный пакет документов. Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении об удовлетворении ходатайства, отказе в его удовлетворении, удовлетворении ходатайства при условие совершения заинтересованными лицами установленных Законам о конкуренции действий. Указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
Последующий
контроль состоит в обязательном
последующем уведомлении о
При установлении факта недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг антимонопольный орган вправе давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.
За
нарушение требований антимонопольного
законодательства и иных нормативных
правовых актов о конкуренции
установлена гражданско-
Исходя
из вышеизложенного, можно говорить
о том, что государство достаточно
жестко проводит политику содействия
для нормального развития конкурентной
среды в Российской Федерации.
3.2
Конкурентная политика
государства
Конкурентная
политика предполагает применение мер
по защите конкуренции, которые приводят
к снижению структурных и
Активная конкурентная политика, особенно в странах с переходной экономикой, требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.
Для
поддержания нормально
-
Совершенствование
-
Разработку комментариев к
-
Разработку нормативной и
-
Разработку комплекса мер по
развитию биржевой
-
Проведение семинаров,
- Осуществление в печатных и электронных СМИ кампании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов.
Направление «Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы» включает в себя:
- Деятельность по пресечению фактов недобросовестной конкуренции;
-
Совершенствование
Направление «Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках» предполагает:
- Разработку и внедрение информационных систем и автоматизированных рабочих мест для анализа конкурентной среды и контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках;
-
Повышение оперативности при
внесении и исключении из
-
Повышение эффективности
-
Повышение доли исполненных
Направление
«Снижение количества нарушений
антимонопольного законодательства органами
государственной власти и местного
самоуправления» требует
-
Повышение эффективности
-
Проверку на предмет
- Выдачу обязательных для исполнения предписания органам государственной власти и местного самоуправления об устранении нарушений антимонопольного законодательства,
Обращение
в суд с заявлениями о
- Антимонопольный контроль конкурсов
на размещение заказов на поставку товаров,
оказания услуг для государственных и
муниципальных нужд.
Направление «Снижение количества нарушений законодательства о естественных монополиях» требует:
-
Разработки и внедрения
-
Активизации контрольно-
Направление «Сокращение доли монопольных секторов в экономике» предполагает следующие мероприятия:
-
Активизация и усиление работы
по идентификации и выделению
потенциально конкурентных
- Разработка принципов принудительного разделения субъектов естественных монополий, предусматривающих разделение структурных подразделений, работающих в естественно-монопольных секторах от подразделений, работающих в потенциально конкурентных секторах.
-
Усиление контроля над
-
Упорядочение системы
Направление «Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых им товаров (услуг)» требует реализации следующих мер:
-
Контроля инвестиционной
-
Контроля сделок субъектов
- Контроля совершения сделок в отношении основных производственных средств субъектов естественных монополий;
-
Определения перечня
-
Контроля и регулирования
Заключение
Итак, подводя итог всему вышесказанному нужно отметить, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как любое явление, имеет свою негативную разновидность - недобросовестную конкуренцию.
Путь
государственного капитализма, по которому
пошла наша страна, предопределил
специфику развития экономики –
огромное влияние и значение государства
в экономических отношениях. Ввиду
значительной монополизированности отечественной
экономики, многочисленности случаев
предоставления необоснованных налоговых
льгот и привилегий, высоких налогов, механизм
рыночной конкуренции оказался значительно
деформированным. Как результат – сращивание
предпринимательскогосударствен
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что они подрывают нормальное функционирование и развитие рыночных отношений, дезорганизуют рынок в целом. Вследствие недобросовестной конкуренции сокращается число рабочих мест, наносится ущерб производителям вплоть до полного банкротства, взвинчиваются цены, и это далеко не полный перечень негативных последствий.
Однако следует помнить, пока есть сама конкуренция, будет существовать и недобросовестная конкуренция. Наша задача и задача государства, прежде всего, - позаботиться о том, чтобы ее проявления оказывали как можно меньше негативный характер на рыночные отношения.
Список литературы
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации
2. Конвенция
по охране промышленной
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 г.
Учебники, монографии, периодические издания:
1. Портер М. Конкуренция. М., 2000
2. Ярочкин В.И. Бузанова Я.В. Системы защиты предпринимательства: защита от недобросовестной конкуренции. М.: Фонд «Мира», 2005
3. Гасанов Р.М. Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения, 1986