Недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция (латинское concurro – сталкиваться) – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция – основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции …………...6
Понятие и сущность недобросовестной конкуренции…………………..6
Классификация методов недобросовестной конкуренции……………....9
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции…13
2.1. Демпинг……………………………………………………………………...13
2.2. Недобросовестная реклама…………………………………………………15
2.3. Формальный и неформальный сговор……………………………………..18
2.4 Промышленный шпионаж…………………………………………………..20
Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………..24
3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти…………….24
3.2 Конкурентная политика государства……………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсак по недобросовестной конкуренции.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Основная  цель государственного антимонопольного контроля заключается в недопущении ограничения конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.

     Нормы действующего законодательства определяют два вида антимонопольного контроля: предварительный контроль и последующий контроль. Основанием разграничения контроля на предварительный и последующий в основном является экономический критерий, т. е. учитывается суммарная стоимость активов по последнему балансу определенных лиц. Такой подход законодателя подвергается критике, в частности, высказываются предложения об использовании «…комплексных критериев, учитывающих не только стоимость активов организаций, но и объем реализации (продаж), количество работающих, удельный вес на рынке».

     Предварительный контроль заключается в обязательном получении предварительного согласия на совершение установленных Законом  о конкуренции юридически значимых действий, подлежащих контролю. Для  этого заинтересованные лица представляют в антимонопольный орган заявление о ходатайстве и определенный пакет документов. Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении об удовлетворении ходатайства, отказе в его удовлетворении, удовлетворении ходатайства при условие совершения заинтересованными лицами установленных Законам о конкуренции действий. Указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.

     Последующий контроль состоит в обязательном последующем уведомлении о совершенных  юридически значимых действиях, подлежащих антимонопольному контролю. Антимонопольный  орган должен быть уведомлен заинтересованными  лицами в течение 45 дней со дня совершения данных действий, хотя заинтересованные лица вправе по собственной инициативе запросить предварительное согласие антимонопольного органа.

     При установлении факта недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг антимонопольный орган вправе давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

     За  нарушение требований антимонопольного законодательства и иных нормативных  правовых актов о конкуренции  установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Юридическая ответственность осуществляется в административном и судебном порядке. В частности, гражданско-правовая и уголовная ответственность могут быть возложены только судебными органами, меры административной ответственности применяются федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями.

     Исходя  из вышеизложенного, можно говорить о том, что государство достаточно жестко проводит политику содействия для нормального развития конкурентной среды в Российской Федерации. 

     3.2 Конкурентная политика  государства 

     Конкурентная  политика предполагает применение мер  по защите конкуренции, которые приводят к снижению структурных и институциональных  барьеров входа на рынок, дерегулированию, либерализации, минимизации вмешательства государства в деловую жизнь. Это требует большей открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства.

     Активная  конкурентная политика, особенно в  странах с переходной экономикой, требует формирования в обществе культуры конкуренции, большей осведомленности предпринимателей, потребителей и государственных служащих о конкурентной политике и преимуществах, к которым приводит ее реализация. Таким образом, антимонопольное регулирование не должно сводиться только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке - оно призвано носить созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе и оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.

     Для поддержания нормально развивающегося конкурентного положения Правительство  Российской Федерации разрабатывает  основные направления деятельности на определенный период. Направление «Создание благоприятной конкурентной среды» включает следующие мероприятия:

     - Совершенствование антимонопольного  законодательства;

     - Разработку комментариев к проектам  нормативно-правовых актов;

     - Разработку нормативной и методической  базы применения структурных требований, направленных на обеспечение конкуренции;

     - Разработку комплекса мер по  развитию биржевой инфраструктуры  и совершенствованию механизмов  регулирования биржевой торговли  отдельными видами товаров, в  первую очередь нефтепродуктами  и сельскохозяйственной продукцией.

     - Проведение семинаров, конференций,  направленных на популяризацию  и объяснение необходимости соблюдения  антимонопольного законодательства  среди представителей бизнес-сообщества  и органов власти;

     - Осуществление в печатных и  электронных СМИ кампании, направленной на разъяснение преимуществ конкуренции, в том числе размещение информационных и аналитических материалов.

     Направление «Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы» включает в себя:

     - Деятельность по пресечению фактов недобросовестной конкуренции;

     - Совершенствование законодательства  о рекламе.

       Направление «Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами на товарных и финансовых рынках» предполагает:

     - Разработку и внедрение информационных систем и автоматизированных рабочих мест для анализа конкурентной среды и контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках;

     - Повышение оперативности при  внесении и исключении из реестра  хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%.

     - Повышение эффективности антимонопольных  расследований;

     - Повышение доли исполненных хозяйствующими  субъектами поведенческих требований, выданных ФАС России в рамках  контроля концентрации на товарных и финансовых рынках.

     Направление «Снижение количества нарушений  антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления» требует реализации следующих мер:

     - Повышение эффективности антимонопольного  контроля за антиконкурентными актами, действиями, органов государственной власти и местного самоуправления.

     - Проверку на предмет соблюдения  антимонопольного законодательства  проектов решений органов государственной  власти и местного самоуправления;

     - Выдачу обязательных для исполнения предписания органам государственной власти и местного самоуправления об устранении нарушений антимонопольного законодательства,

     Обращение в суд с заявлениями о нарушении  антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления; 
- Антимонопольный контроль конкурсов на размещение заказов на поставку товаров, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.

     Направление «Снижение количества нарушений  законодательства о естественных монополиях»  требует:

     - Разработки и внедрения информационных  систем и автоматизированных  рабочих мест для контроля  за деятельностью субъектов естественных  монополий;

     - Активизации контрольно-надзорной  деятельности в области регулирования  субъектов естественных монополий.

     Направление «Сокращение доли монопольных секторов в экономике» предполагает следующие  мероприятия:

     - Активизация и усиление работы  по идентификации и выделению  потенциально конкурентных сегментов  в отраслях естественных монополий;

     - Разработка принципов принудительного разделения субъектов естественных монополий, предусматривающих разделение структурных подразделений, работающих в естественно-монопольных секторах от подразделений, работающих в потенциально конкурентных секторах.

     - Усиление контроля над обеспечением недискриминационного доступа к инфраструктурным услугам;

     - Упорядочение системы договорных  отношений в данных секторах  экономики.

     Направление «Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий  и доступности производимых им товаров (услуг)» требует реализации следующих мер:

     - Контроля инвестиционной деятельности  субъектов естественных монополий;

     - Контроля сделок субъектов естественных  монополий, связанных с непрофильными  видами деятельности;

     - Контроля совершения сделок в  отношении основных производственных средств субъектов естественных монополий;

     - Определения перечня потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию  субъектами естественных монополий;

     - Контроля и регулирования эффективности  осуществления конкурсных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов естественных монополий.

 

      Заключение 

     Итак, подводя итог всему вышесказанному нужно отметить, что конкуренция  является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но, как любое явление, имеет свою негативную разновидность - недобросовестную конкуренцию.

     Путь  государственного капитализма, по которому пошла наша страна, предопределил  специфику развития экономики –  огромное влияние и значение государства  в экономических отношениях. Ввиду значительной монополизированности отечественной экономики, многочисленности случаев предоставления необоснованных налоговых льгот и привилегий, высоких налогов, механизм рыночной конкуренции оказался значительно деформированным. Как результат – сращивание предпринимательскогосударственных и криминальных структур, что представляет собой наиболее опасную для общества форму рынка и конкурентных отношений.

     Говоря  о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что они подрывают нормальное функционирование и развитие рыночных отношений, дезорганизуют рынок в целом. Вследствие недобросовестной конкуренции сокращается число рабочих мест, наносится ущерб производителям вплоть до полного банкротства, взвинчиваются цены, и это далеко не полный перечень негативных последствий.

     Однако  следует помнить, пока есть сама конкуренция, будет существовать и недобросовестная конкуренция. Наша задача и задача государства, прежде всего, - позаботиться о том, чтобы ее проявления оказывали как  можно меньше негативный характер на рыночные отношения.

 

      Список литературы 

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция  Российской Федерации

2. Конвенция  по охране промышленной собственности  (заключена в Париже 20.03.1883 г.)

3. Федеральный  закон «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 г.

Учебники, монографии, периодические издания:

1. Портер  М. Конкуренция. М., 2000

2. Ярочкин  В.И. Бузанова Я.В. Системы защиты предпринимательства: защита от недобросовестной конкуренции. М.: Фонд «Мира», 2005

3. Гасанов  Р.М. Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения, 1986

Информация о работе Недобросовестная конкуренция