Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:27, курсовая работа
Конкуренция (латинское concurro – сталкиваться) – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция – основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции …………...6
Понятие и сущность недобросовестной конкуренции…………………..6
Классификация методов недобросовестной конкуренции……………....9
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции…13
2.1. Демпинг……………………………………………………………………...13
2.2. Недобросовестная реклама…………………………………………………15
2.3. Формальный и неформальный сговор……………………………………..18
2.4 Промышленный шпионаж…………………………………………………..20
Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………..24
3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти…………….24
3.2 Конкурентная политика государства……………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………
Российское
предпринимательское
право
КУРСОВАЯ
РАБОТА
На тему:
Недобросовестная конкуренция
Выполнила:
Красноярск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические вопросы
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции…13
2.1. Демпинг……………………………………………………………
2.2. Недобросовестная реклама…………………………………………………15
2.3. Формальный
и неформальный сговор………………………
2.4 Промышленный шпионаж…………………………………………………..20
Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………..24
3.1 Ограничение
конкуренции федеральными
3.2 Конкурентная
политика государства…………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Конкуренция (латинское concurro – сталкиваться) – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция – основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Априори подразумевается, что конкурентная борьба протекает в условиях, когда ни один из участников рынка не применяет методов конкуренции неэтичного или преступного характера, а использует легальную ценовую конкуренцию, конкуренцию качества товаров, рекламу, упаковку, дизайн товара.
Однако
в мире реального бизнеса
Статья Конституции Российской Федерации гласит: «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».1
Собственно термин «недобросовестная конкуренция» впервые появился во Франции в середине ХIХ века, а впоследствии в различных интерпретациях (теневая, нелегальная, тотальная конкуренция) получил распространение в других странах, оформившись в экономико-правовую категорию.
Если говорить не о терминологии, а о самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к самым ранним периодам истории человеческого общества.
Вместе
с развитием экономических
Не остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее время.
Особенно
благодатная почва для
Основной
принцип конкуренции –
Подводя итог всему вышесказанному можно заключить, что под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Глава 1. Теоретические
вопросы недобросовестной
конкуренции
1.1
Понятие и сущность
недобросовестной
конкуренции
Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная конкуренция» необходимо дать определение самой конкуренции, т.к. конкуренция и недобросовестная конкуренция являются антитезными понятиями.
Термин
“конкуренция” вошел в
“Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”.2
Толкование
понятия конкуренции в
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.3
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении - соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой
австрийский экономист и
Под
недобросовестной конкуренцией понимаются
любые направленные на приобретение
преимуществ в
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что недобросовестная конкуренция
вобрала в себя все негативные
черты конкурентной борьбы, становясь
не эффективным методом развития
рыночных отношений, а наоборот их тормозом,
и даже разрушителем таких отношений.
1.2
Классификация методов
недобросовестной
конкуренции
Методы
недобросовестной конкуренции чрезвычайно
разнородны и многолики в своих
проявлениях, они применяются везде,
где имеется возможность каким-
Статья
14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет
следующие формы
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
-
введение в заблуждение в
-
некорректное сравнение