Недобросовестная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция (латинское concurro – сталкиваться) – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция – основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции …………...6
Понятие и сущность недобросовестной конкуренции…………………..6
Классификация методов недобросовестной конкуренции……………....9
Глава 2. Практические примеры методов недобросовестной конкуренции…13
2.1. Демпинг……………………………………………………………………...13
2.2. Недобросовестная реклама…………………………………………………15
2.3. Формальный и неформальный сговор……………………………………..18
2.4 Промышленный шпионаж…………………………………………………..20
Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………..24
3.1 Ограничение конкуренции федеральными органами власти…………….24
3.2 Конкурентная политика государства……………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

курсак по недобросовестной конкуренции.doc

— 136.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Российское  предпринимательское  право 
 

 КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему: Недобросовестная конкуренция 

                                                                                   

                  Выполнила:

                                                                                                       
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Красноярск 2011 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции …………...6

    1. Понятие и сущность недобросовестной конкуренции…………………..6
    2. Классификация методов недобросовестной конкуренции……………....9

Глава 2. Практические примеры методов  недобросовестной конкуренции…13

2.1. Демпинг……………………………………………………………………...13

2.2. Недобросовестная  реклама…………………………………………………15

2.3. Формальный  и неформальный сговор……………………………………..18

2.4 Промышленный  шпионаж…………………………………………………..20

Глава 3. Политика содействия конкуренции…………………………………..24

3.1 Ограничение  конкуренции федеральными органами  власти…………….24

3.2 Конкурентная  политика государства……………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………….32

Список  литературы………………………………………………………………33

 

      Введение 

     Конкуренция (латинское concurro – сталкиваться) – соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Конкуренция – основной элемент, влияющий на рыночное ценообразование. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

     Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных  предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

     Априори подразумевается, что конкурентная борьба протекает в условиях, когда  ни один из участников рынка не применяет  методов конкуренции неэтичного или преступного характера, а использует легальную ценовую конкуренцию, конкуренцию качества товаров, рекламу, упаковку, дизайн товара.

     Однако  в мире реального бизнеса конкурировать  больше соответствует понятию уничтожить конкурента любой ценой. Конкуренция – это жестокая борьба.

     Статья  Конституции Российской Федерации  гласит: «не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию».1

     Собственно  термин «недобросовестная конкуренция» впервые появился во Франции в середине ХIХ века, а впоследствии в различных интерпретациях (теневая, нелегальная, тотальная конкуренция) получил распространение в других странах, оформившись в экономико-правовую категорию.

     Если  говорить не о терминологии, а о  самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к самым ранним периодам истории человеческого общества.

     Вместе  с развитием экономических отношений  методы недобросовестной конкуренции  непрерывно совершенствовались, становясь все более тонкими и изощренными.

     Не  остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее  время.

     Особенно  благодатная почва для применения методов недобросовестной конкуренции  сложилась в 1990-х годах в переходной экономике России, когда в отсутствии надежной правовой базы в виде законодательства о защите конкуренции многие экономические субъекты беспрепятственно извлекали монопольные сверхприбыли, ущемляя при этом права потребителей и проводя конкурентную борьбу просто преступными методами.

     Основной  принцип конкуренции – свободная  и законная деятельность между товаропроизводителями  на товарном рынке. Однако конкретные действия (фиксирование монопольно высоких  или монопольно низких цен, сговор о  разделе рынка или ограничение доступа на рынок, установление или поддержание единых цен) ликвидируют общие и равные для всех участников рыночных отношений условия конкуренции в пользу монополиста, т.е. в этих случаях устанавливается недобросовестная конкуренция.

     Подводя итог всему вышесказанному можно заключить, что под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

 

      Глава 1. Теоретические  вопросы недобросовестной конкуренции 

     1.1 Понятие и сущность  недобросовестной  конкуренции 

     Для того чтобы более полно раскрыть содержание понятия «недобросовестная  конкуренция» необходимо дать определение  самой конкуренции, т.к. конкуренция  и недобросовестная конкуренция  являются антитезными понятиями.

     Термин  “конкуренция” вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике конкуренция определяется следующим образом.

     “Конкуренция  — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”.2

     Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

     Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

     Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

     Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.3

     Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении - соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

     Позднее спектр рыночных структур, анализируемых  экономистами, был расширен, и появилась  необходимость в четком разграничении  понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.

     Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.

     Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей  теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать “созидающим разрушителем”. Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.

     Другой  австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая  ее как “процедуру открытия”. По его  мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

     Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что недобросовестная конкуренция  вобрала в себя все негативные черты конкурентной борьбы, становясь  не эффективным методом развития рыночных отношений, а наоборот их тормозом, и даже разрушителем таких отношений. 

     1.2 Классификация методов  недобросовестной  конкуренции 

     Методы  недобросовестной конкуренции чрезвычайно  разнородны и многолики в своих  проявлениях, они применяются везде, где имеется возможность каким-либо образом прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставит последнего в тяжелое положение путем дезорганизации его производства или лишения клиентуры.

     Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:

     - распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

     - введение в заблуждение в отношении  характера, способа и места  производства, потребительских свойств,  качества и количества товара  или в отношении его производителей;

     - некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;

Информация о работе Недобросовестная конкуренция