Методы обеспечения конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 07:08, реферат

Описание работы

Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция товаропроизводителей.
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ФАКТОРЫ…….3
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации………...3
1.2. Факторы конкурентоспособности организации………………………....5
1.3. Этапы оценки конкурентоспособности организации…………………...8
1.4. Методы оценки конкурентоспособности организации…………………8
1.4.1. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя……………………………………………………...9
1.4.2. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке……………………………….…………10
1.4.3. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке……………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ООО "САММИТ" (ТУРФИРМА «СОЛВЕКС ТРЭВЭЛ»)……..12
2.1 Общая характеристика организации…………………………………….12
2.2. Исследование конкурентоспособности «Солвекс Трэвэл»……………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….20
Список использованных источников………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

методы оценки конкур.docx

— 367.25 Кб (Скачать)

1.4. Методы оценки конкурентоспособности организации

     Конкурентоспособность организации может быть оценена  тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.

      1.4.1. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя

     Интегральный  показатель конкурентоспособности  организации можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность  ресурсов двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность  предприятия представляет собой  функцию трех составляющих:

     

     где ПР, ИР - сравнительная эффективность  использования производственных ресурсов (соотношения отдельных пар показателей  сравниваемых предприятий по производительности труда, фондоотдаче, материалоотдаче), информационных и интеллектуальных ресурсов;

     Кфин - коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

     Интегральный  показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет  свою весомость. Если окажется, что  КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с  предприятием 2.

      1.4.2. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке

     Второй  метод определения конкурентоспособности  предприятия предполагает ее оценку через конкурентоспособность его  товаров с учетом весомости реализуемых  товаров на рынках. При этом расчет КП осуществляется по формуле :

      (2.2)

     где - удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;

      - показатель значимости рынка,  на котором реализуются товары  предприятия (рынки США, Японии, Канады и страны Евросоюза  имеют значимость 1, внешние рынки  остальных стран - 0,7, внутренний  рынок - 0,5);

      - конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

      1.4.3. Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке

     Третий  метод определения конкурентоспособности  предприятия предполагает оптимизацию  соотношения конкурентоспособности  товара и занимаемой предприятием доли на конкретном рынке (рис.1).

      

      Рис.1. Матрица оптимизации конкурентоспособности товара предприятия и доли его на рынке.

     Матрица определения конкурентоспособности  предприятия имеет девять полей. Из всех полей три поля (на матрице  они находятся вверху слева и  обозначены знаком плюс) характеризуют  благоприятную зону для предприятия  в части его конкурентоспособности: это поле - ВдСК (высокая доля предприятия  и сильная конкурентоспособность  товара на данном рынке); поле - СрдСК (средняя  доля на рынке и сильная конкурентоспособность); поле - ВдСрК (высокая доля на рынке  и средняя конкурентоспособность  товара предприятия на этом рынке). Однако наиболее благоприятные характеристики имеет поле ВдСК, где предприятие  представлено сильной конкурентоспособностью товара и высокой долей предприятия  на данном рынке.

     Благоприятная зона означает, что конкурентоспособность  предприятия в данном секторе  рынка определяется способностью конкурировать  на рынке по качеству товаров и  его ценам, что является следствием значительного удельного веса предприятия  на данном секторе рынка; знанием  рынка, конкурентов и потребителей; уровнем технологии производства; уровнем  организации производства и труда.

     В противоположность благоприятной  зоне матрица имеет и неблагоприятную  зону. Это три поля, которые на матрице находятся внизу справа и обозначены знаком минус. Это, в  частности, поле НдСлК (низкая доля предприятия на рынке и слабая конкурентоспособность его товара). Поле НдСлК характеризует чрезвычайно низкую конкурентоспособность предприятия. В случае, если предприятие не имеет потенциальных возможностей повысить свою конкурентоспособность, оно должно уйти из этого рынка. В неблагоприятную зону по их конкурентоспособности попадают предприятия, которые занимают поле СрдСлК (средняя доля на рынке и слабая конкурентоспособность) и поле НдСрК (низкая доля на рынке и средняя конкурентоспособность товара). Если предприятие не сможет преодолеть имеющиеся недостатки, то оно в ближайшее время должно покинуть данные рынки.

     Зону  риска для предприятия представляют оставшиеся три поля, которые расположены  по диагонали снизу вверх направо. Это поле НдСК (низкая доля на рынке  и сильная конкурентоспособность  товара), поле - СрдСрК (средняя доля на рынке и средняя конкурентоспособность  товара) и поле ВдСлК (высокая доля на рынке и слабая конкурентоспособность  товара). Из рисковой зоны предприятие  в отношении конкурентоспособности  может выйти, если будут предприняты  меры, которые позволят переместиться  предприятию в поля по направлениям стрелок.  

     ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ ООО "САММИТ" (ТУРФИРМА «СОЛВЕКС ТРЭВЭЛ»)

     2.1 Общая характеристика  организации

     Описание  деятельности туристической фирмы: 
Туристическая компания "Солвекс-Трэвэл" работает на рынке туристических услуг России с 1993 года. Туроператор по многим европейским странам, предлагает следующие направления отдыха: 

     - пляжный отдых на Черном, Мертвом, Красном, Средиземном морях, и побережьях океанов;

     -горные лыжы (Болгария, Словакия, Россия);

     -SPA, лечение; 

      - детский и молодежный отдых:  экскурсионные программы по России, летние оздоровительные центры  молодежи в России, Европе (Болгария, Турция, Мальта), прием детских групп  в Москве; 

     - экскурсии;

     - комбинированные программы; 

     - бронирование и продажа авиабилетов  от ведущих авиакомпаний "Qatar Airways", "Singapore Airlines", "Thai Airways", "Аэрофлот", "Bulgaria Air", "S7 Airlines", "Трансаэро", "El-Al", "Air Malta";

     - так же туфрирма предлагает  туры по осмотру и покупке  объектов недвижимости в Болгарии. 

     Представительства компании распложены в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Архангельске, Братске, Волгограде, Екатеринбурге, Н.Новгороде, Иркутске, Мурманске, Самаре и других городах России.

Основные  виды деятельности:

  • Отдых на побережье
  • Экскурсии
  • Морские и речные круизы
  • Детский отдых
  • Туры на лечение
  • Туры на обучение
  • Корпоративный отдых
  • Экстрим, активный туризм и т.п.
  • Паспорта, визы, оформление документов
  • Туры по России, СНГ
  • Бронь гостиниц, билетов и прочие услуги
  • Деловой туризм, MICE

   Турфирма  Солвекс Трэвэл работает туроператором  по странам: 
Болгария, Греция, Израиль, Индонезия, Кипр, Малайзия, Мальта, Россия, Сингапур, Тайланд, Украина.

   Данные  из Федерального реестра туроператоров:

Юридическое лицо ООО "СамМит"

Номер в реестре туроператоров ВНТ 002424

Организация, предоставившая финобеспечение ЗАО "ГУТА-Страхование" 
Размер финансового обеспечения 500000 рублей

Срок  действия финансового обеспечения с 04/02/2010 по 03/02/2011. 

     2.2. Исследование конкурентоспособности

     Турфирмы  «Солвекс Трэвэл»

     Для исследования конкурентоспособности  услуг турфирмы «Солвекс» был выбран один турпродукт и проведена оценка. В исследовании были использованы данные ЗАО «Интурист» и  ЗАО "ФИРМА "НЕВА", предоставляющих аналогичный турпродукт.

     Турфирма  «Нева»:

     Описание  деятельности туристической фирмы: 
Туристическая компания "Нева" работает на рынке туристических услуг с 1990 года. Сегодня это крупнейшая туристическая компания в России. Является членом: АТОР, IATA, имеет множество наград, дипломов и грамот международных конкурсов. Представительства компании находятся в более чем 30 городах России, бывших странах СНГ и Балтии, а агентств-партнеров более 3000 в 180 городах России. Направление работы турфирмы - выездной и внутренний туризм.  
Другие услуги: продажа авиабилетов, транспортное обслуживание (автобусное обслуживание), бронирование отелей и гостиниц по всему миру.

Основные  виды деятельности:

  • Отдых на побережье
  • Экскурсии
  • Морские и речные круизы
  • Детский отдых
  • Туры на лечение
  • Экзотика
  • Экстрим, активный туризм и т.п.
  • Паспорта, визы, оформление документов
  • Туры по России, СНГ
  • Бронь гостиниц, билетов и прочие услуги

   Турфирма  Нева работает туроператором по странам: 
Австрия, Англия, Андорра, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Египет, Индонезия, Испания, Италия, Кипр, Куба, Норвегия, ОАЭ, Россия, Тайланд, Тунис, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция.

Данные  из Федерального реестра туроператоров:

     Юридическое лицо ЗАО "ФИРМА "НЕВА"

     Номер в реестре туроператоров МТ1 000498 
Организация предоставившая финобеспечение ОСАО "РЕСО-Гарантия" 
Размер финансового обеспечения 100000000 рублей 
Срок действия финансового обеспечения с 01/06/2010 по 31/05/2012 

     Турфирма  «Интурист-СПБ»:

     Описание  деятельности туристической фирмы:

Основным  видом деятельности туристической  компании «Интуист-СПб» является внутренний и международный туризм. Турфирма является правопреемником организации  «Интурист» созданной в 1929 году. Организовывает прием гостей в Санкт-Петербурге, имеет прямые договора с такими отелями как: Англетер, Астория, Невский палас, Гранд отель Европа,Park Inn, Прибалтийская и др., с музеями С.Петербурга и пригородов, оказывает экскурсионно-транспортные услуги группам туристов и индивидуалам. Круглый год предлагает курсы по подготовке гидов-переводчиков. Является туроператором по ряду направлений: Италия, Греция, Франция, Скандинавские страны, Прибалтийские государства, Кипр, Болгария, Чехия, Венгрия, Турция, Египет, Иордания, ОАЭ, Индия, Куба, Таиланд, Бали, Израиль, Сингапур, ЮАР, Мальдивы, Мексика, о.Маврикий, Япония, США и др. Организовывает индивидуальные и групповые туры в любую точку мира.

   Основные  виды деятельности:

  • Отдых на побережье
  • Экскурсии
  • Детский отдых
  • Туры на лечение
  • Экзотика

   Турфирма  Интурист-СПБ работает туроператором  по странам: 
Болгария, Венгрия, Греция, Египет, Израиль, Индия, Иордания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Мексика, ОАЭ, Россия, США, Тайланд, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР, Япония.

   Для сравнения был выбран недельный  тур в Австрию.

   Для исследования было осуществлено анкетирование потребителей. По полученным данным, была проведена оценка конкурентоспособности услуг Турфирмы «Солвекс Трэвэл» графическим методом (рис 2) в основу, которого были положены следующие критерии:

    - уровень обслуживания клиентов;

    - цена на данный тур;

    - удобство расположения и внутренний интерьер офиса;

Информация о работе Методы обеспечения конкурентоспособности предприятия