Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целями создания малых и средних предприятий, или предприятий малого и среднего бизнеса, являются:
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
расширение конкуренции;
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти; развитие сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1 Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства.
1.1 Сущность, роль и значение малого и среднего бизнеса___________________________________________________________4
1.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан_________________________________________________________6
1.3 Принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства_______________________________________________9
1.4 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства______________________________________________10
2
2.1 _________________________________________________________13
2.2 _________________________________________________________17
3
3. _________________________________________________________24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________________31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

     Тезис третий: Вклад малого бизнеса в  экономику незначителен, поэтому  необходимо восстанавливать крупные  предприятия, иначе стране грозит де-индустриализация.

     Тезис четвертый: Малый бизнес более эффективен, чем крупное производство, поэтому, в первую очередь, необходимо поддерживать малые предприятия 

     Как видно, эти два тезиса отражают противоположные  точки зрения. Однако, по сути их объединяет общий вопрос: Какой сектор экономики следует поддерживать – крупное производство или же малый бизнес?  

     В данном случае существуют два основных подхода: первый основан на оценке экономической  эффективности малого бизнеса, второй на оценке его социальной эффективности.  

     С точки зрения экономической эффективности, чаще всего малый бизнес оценивают  по его вкладу в ВВП. В развитых странах данный покатель достигает 50-60 %. Так например по данным Администрации малого бизнеса США в 2004 году в Штатах данный показатель составил 51 %. На первый взгляд весьма внушительные цифры. Однако, следует отметить, что в качестве малых предприятий в США рассматриваются компании с численностью занятых до 500 человек, при этом в некоторых отраслях перерабатывающей и добывающей промышленности к категории малых, относятся предприятия с численностью занятых до1000 человек.  

     В даном случае не корректно проводить сравнение с развивающимися странами, где к категории малых предприятий, в большинстве своем относятся предприятия с численностью занятых от 50 до 100 человек (Таблица 1). Для того чтобы сделать данные более сопоставимыми можно использовать статистические данные Администрации малого бизнеса США по деятельности несельскохозяйственных собственников предприятий (non-farm proprietorships) и партнерств (partnerships), которые по численности занятых и объемам годового оборота можно сопоставить с малыми предприятиями в развивающихся странах. В данном случае, абсолютно преобладая по количеству (80% от общего количества предприятий), несельскохозяйственные собственники предприятий и партнерства производят 14% ВВП.   

     Другим  ярким примером может служить  пример Канады. По данным ОЭСР, доля малого бизнеса в ВВП Канады в 2000 году составила 43%, при этом к категории  малых были отнесены предприятия  с чиленностью занятых до 500 человек. В свою очередь Правительство Канады произвело свои собственные расчеты, приняв для рассчета в качестве малых, предприятия с численностью занятых до 50 человек. В соответствии с полученными данными доля малого бизнеса в ВВП составила порядка 23%. 

     В Казахстане в 2004 году доля малого и  среднего бизнеса в ВВП по официальным  данным составила порядка 25%, при  этом доля малых предприятий по оценкам  не превышает 16%. 

     Таким образом можно сделать вывод о том, что малый бизнес в большинстве своем вносит весьма незначительный вклад в экономическое развитие страны в целом. С точки зрения экономической эффективности малые предприятия не выдерживают конкуренции с крупными и средними компаниями. Однако при этом следует отметить, что во многих отраслях малый бизнес функционирует весьма эффективно, сотрудничая, а не конкурируя с крупными предприятиями.  

     Возникает вопрос, почему же если при достачно не высокой экономической эффективности малого бизнеса, правительства большинства стран уделяют особое внимание поддержке малого бизнеса? В данном случае как раз и следует провести оценку социальной эффективности малого бизнеса. 

     С точки зрения социальной эффективности, картина представляется несколько  в ином виде. Как уже было отмечено выше (см. Тезис 1), малые предприятия  абослютно преобладая по количеству предприятий, способны создавать новые рабочие места, а также поглощать рабочую силу, высвободившуюсю в результате реструктуризации крупных предприятий. Так в США на предприятиях малого бизнеса занято порядка 50% всех рабочих занятых в частном секторе экономики, при этом в последнее десятилетие малый бизнес создавал от 60% до 80% всех новых рабочих мест в частном секторе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В заключение необходимо отметить, что  частые реорганизации институтов и  несоответствие правовой базы потребностям малого бизнеса на современном этапе  развития приводят к возникновению  дополнительных административных барьеров для предпринимателей, переходу значительной части малых предприятий в теневой сектор экономики и снижению эффективности государственной поддержки малого бизнеса в целом.

     Главная задача в текущий период заключается  в формировании бизнес среды, благоприятствующей развитию сектора малого бизнеса, путем  создания стабильной и прозрачной институционально-правовой основы, отвечающей современным требованиям  и устанавливающей справедливые "правила игры" как для предпринимателей, так и для чиновников.

     Препятствия развитию малого бизнеса 

     Предшествующий  анализ отдельных элементов бизнес среды, в которой развивается  малый бизнес, позволяет определить факторы, влияющие на современное состояние малого бизнеса. (рисунок 2)

     Основными факторами, которые оказывают существенное влияние на развитие сектора малого предпринимательства в Казахстане, являются сложившаяся территориально-отраслевая структура экономики и институционально-правовая основа деятельности малого бизнеса, о которой уже говорилось выше

     Первый  фактор обусловлен сырьевой направленностью  отечественной экономики и доминированием добывающих отраслей. Малый бизнес в этих условиях способен развиваться  лишь в сфере торговли и услуг. Изменение сложившейся ситуации возможно при условии смещения отраслевых приоритетов экономики от добывающих отраслей промышленности к развитию перерабатывающих производств, в том  числе в легкой и пищевой промышленности, где малые предприятия уже  сегодня могут выпускать конкурентоспособную продукцию.

     Второй  фактор – несовершенство институционально-правовой основы -  является одной из причин возникновения общеизвестных проблем  в области налогообложения, кредитования, взаимодействия предпринимателей с  государственными органами и т.д.

     По  мнению экспертов Всемирного Банка основными недостатками является не столько качество нормативно-законодательной базы, сколько ее администрирование и применение на практике.  Сравнительно легко написать законы, опираясь на международные модели и советы иностранных экспертов. Гораздо труднее разработать процедуры и обучить тысячи государственных служащих эффективному администрированию и применению этих законов и положений.  Казахстанские и иностранные предприниматели отмечают проблемы, возникающие при взаимодействии с государственными органами на всех уровнях управления. Опубликованные результаты исследований и опросов иностранных и отечественных инвесторов указывают на существование проблем в сфере лицензирования, администрирования налогообложения и таможенные процедур, частной собственности на землю. При этом все без исключения опрошенные отметили процветание коррупции в качестве одной из основных проблем. 

     Взаимодействие  с государственными органами.

     Предприниматели отмечают, что наряду с благоприятными тенденциями в сфере взаимодействия с государственными органами, наблюдается  ужесточение административного  регулирования предпринимательской  деятельности. В своей практике в  процессе взаимодействия с государственными органами они сталкиваются со следующими проблемами: Диаграмма 1 

 Диаграмма 7 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

    1. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: «Білім». – 1997.
    2. О государственной поддержке малого предпринимательства. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. № 131-1 // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. Алматы. 1999.
    3. О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Казахстан. Указ Президента Республики Казахстан от 7 июля 1997 г. №3589. // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. Алматы. 1999.
    4. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Алматы: Экономика, 1998.
    5. Мамыров Н.К. Экономика Казахстана на пороге ХХ1 века. Алматы. Экономика. 1999.
    6. Кошанов А.К., Мухамеджанов Б.Г., Бектемисова С.Т. Формирование частного предпринимательства в условиях перехода к рынку (на примере Республики Казахстан). Алматы: Институт экономики ПАН РК, Конгресс предпринимателей Казахстана, - Алматы, 1995.
    7. Кенжегузин М.Б. Региональная политика Республики Казахстан: экономический механизм реализации. Алматы, 1998.
    8. Шувалова Г. « Основы предпринимательства». Учебное пособие. Караганда: КарГТУ, 2000 – 106 с.
    9. Тукаев А. « Анализ развития малого бизнеса в Казахстане». Журнал Аль-Пари с.69 №2 1998
    10. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. « Малое предпринимательство». – М.: ИНФРА - М, 1998-320 с.
    11. Окаев К. О., Смагулова Н. Т., Бикетова Е. Б., Абдулина З. Т. «Предпринимательство в Республике Казахстан». – Алматы: Экономика, 2000-102 с.
    12. Горфинкель В. Я., Поляк Г. Б., Швандар В. А. «Предпринимательство». Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998-475 с.
    13. Петров М. Н. « Основы экономики и предпринимательства». Учебник. Москва-Санкт-Петербург. Издательский дом Герда, 2002-322 с.
    14. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. – Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 768с.
    15. Никольская Э.В., Лозинская В.Б. Финансовый анализ. М.: МГАП Мир книги, 2002. -316 с.
    16. Финансы / Под редакцией Родионовой В.М.- М.: Финансы и статистика,2005. – 153с.
    17. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208с.

Информация о работе Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства