Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа
Целями создания малых и средних предприятий, или предприятий малого и среднего бизнеса, являются:
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
расширение конкуренции;
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти; развитие сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1 Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства.
1.1 Сущность, роль и значение малого и среднего бизнеса___________________________________________________________4
1.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан_________________________________________________________6
1.3 Принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства_______________________________________________9
1.4 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства______________________________________________10
2
2.1 _________________________________________________________13
2.2 _________________________________________________________17
3
3. _________________________________________________________24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________________31
Тезис третий: Вклад малого бизнеса в экономику незначителен, поэтому необходимо восстанавливать крупные предприятия, иначе стране грозит де-индустриализация.
Тезис
четвертый: Малый бизнес более эффективен,
чем крупное производство, поэтому,
в первую очередь, необходимо поддерживать
малые предприятия
Как
видно, эти два тезиса отражают противоположные
точки зрения. Однако, по сути их объединяет
общий вопрос: Какой сектор экономики
следует поддерживать – крупное производство
или же малый бизнес?
В
данном случае существуют два основных
подхода: первый основан на оценке экономической
эффективности малого бизнеса, второй
на оценке его социальной эффективности.
С
точки зрения экономической эффективности,
чаще всего малый бизнес оценивают
по его вкладу в ВВП. В развитых
странах данный покатель достигает
50-60 %. Так например по данным Администрации
малого бизнеса США в 2004 году в Штатах
данный показатель составил 51 %. На первый
взгляд весьма внушительные цифры. Однако,
следует отметить, что в качестве малых
предприятий в США рассматриваются компании
с численностью занятых до 500 человек,
при этом в некоторых отраслях перерабатывающей
и добывающей промышленности к категории
малых, относятся предприятия с численностью
занятых до1000 человек.
В
даном случае не корректно проводить сравнение
с развивающимися странами, где к категории
малых предприятий, в большинстве своем
относятся предприятия с численностью
занятых от 50 до 100 человек (Таблица 1). Для
того чтобы сделать данные более сопоставимыми
можно использовать статистические данные
Администрации малого бизнеса США по деятельности
несельскохозяйственных собственников
предприятий (non-farm proprietorships) и партнерств
(partnerships), которые по численности занятых
и объемам годового оборота можно сопоставить
с малыми предприятиями в развивающихся
странах. В данном случае, абсолютно преобладая
по количеству (80% от общего количества
предприятий), несельскохозяйственные
собственники предприятий и партнерства
производят 14% ВВП.
Другим
ярким примером может служить
пример Канады. По данным ОЭСР, доля малого
бизнеса в ВВП Канады в 2000 году
составила 43%, при этом к категории
малых были отнесены предприятия
с чиленностью занятых до 500 человек.
В свою очередь Правительство Канады произвело
свои собственные расчеты, приняв для
рассчета в качестве малых, предприятия
с численностью занятых до 50 человек. В
соответствии с полученными данными доля
малого бизнеса в ВВП составила порядка
23%.
В
Казахстане в 2004 году доля малого и
среднего бизнеса в ВВП по официальным
данным составила порядка 25%, при
этом доля малых предприятий по оценкам
не превышает 16%.
Таким
образом можно сделать вывод о том, что
малый бизнес в большинстве своем вносит
весьма незначительный вклад в экономическое
развитие страны в целом. С точки зрения
экономической эффективности малые предприятия
не выдерживают конкуренции с крупными
и средними компаниями. Однако при этом
следует отметить, что во многих отраслях
малый бизнес функционирует весьма эффективно,
сотрудничая, а не конкурируя с крупными
предприятиями.
Возникает
вопрос, почему же если при достачно
не высокой экономической эффективности
малого бизнеса, правительства большинства
стран уделяют особое внимание поддержке
малого бизнеса? В данном случае как раз
и следует провести оценку социальной
эффективности малого бизнеса.
С
точки зрения социальной эффективности,
картина представляется несколько
в ином виде. Как уже было отмечено
выше (см. Тезис 1), малые предприятия
абослютно преобладая по количеству предприятий,
способны создавать новые рабочие места,
а также поглощать рабочую силу, высвободившуюсю
в результате реструктуризации крупных
предприятий. Так в США на предприятиях
малого бизнеса занято порядка 50% всех
рабочих занятых в частном секторе экономики,
при этом в последнее десятилетие малый
бизнес создавал от 60% до 80% всех новых
рабочих мест в частном секторе.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что частые реорганизации институтов и несоответствие правовой базы потребностям малого бизнеса на современном этапе развития приводят к возникновению дополнительных административных барьеров для предпринимателей, переходу значительной части малых предприятий в теневой сектор экономики и снижению эффективности государственной поддержки малого бизнеса в целом.
Главная задача в текущий период заключается в формировании бизнес среды, благоприятствующей развитию сектора малого бизнеса, путем создания стабильной и прозрачной институционально-правовой основы, отвечающей современным требованиям и устанавливающей справедливые "правила игры" как для предпринимателей, так и для чиновников.
Препятствия развитию малого бизнеса
Предшествующий анализ отдельных элементов бизнес среды, в которой развивается малый бизнес, позволяет определить факторы, влияющие на современное состояние малого бизнеса. (рисунок 2)
Основными
факторами, которые оказывают существенное
влияние на развитие сектора малого
предпринимательства в
Первый
фактор обусловлен сырьевой направленностью
отечественной экономики и
Второй
фактор – несовершенство институционально-правовой
основы - является одной из причин
возникновения общеизвестных
По мнению экспертов Всемирного Банка основными недостатками является не столько качество нормативно-законодательной базы, сколько ее администрирование и применение на практике. Сравнительно легко написать законы, опираясь на международные модели и советы иностранных экспертов. Гораздо труднее разработать процедуры и обучить тысячи государственных служащих эффективному администрированию и применению этих законов и положений. Казахстанские и иностранные предприниматели отмечают проблемы, возникающие при взаимодействии с государственными органами на всех уровнях управления. Опубликованные результаты исследований и опросов иностранных и отечественных инвесторов указывают на существование проблем в сфере лицензирования, администрирования налогообложения и таможенные процедур, частной собственности на землю. При этом все без исключения опрошенные отметили процветание коррупции в качестве одной из основных проблем.
Взаимодействие с государственными органами.
Предприниматели
отмечают, что наряду с благоприятными
тенденциями в сфере
Диаграмма
7
Список использованной литературы
Информация о работе Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства