Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целями создания малых и средних предприятий, или предприятий малого и среднего бизнеса, являются:
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
расширение конкуренции;
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти; развитие сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
1 Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства.
1.1 Сущность, роль и значение малого и среднего бизнеса___________________________________________________________4
1.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан_________________________________________________________6
1.3 Принципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства_______________________________________________9
1.4 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства______________________________________________10
2
2.1 _________________________________________________________13
2.2 _________________________________________________________17
3
3. _________________________________________________________24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________________________________________31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

      

       Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых  восточноевропейских стран с  переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды; насыщение рынка товарами и услугами; занятость и самозанятость; экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе); формирование среднего класса; укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в Казахстане. Однако, как показывают результаты выше проведенного анализа, сегодня малый бизнес обрел именно те размеры, которые ему позволяет достичь современная структура экономики и иные сложившиеся по итогам реформ экономические реальности, а его подъем на уровень выше этой «планки» может быть, достигнут в дальнейшем только посредством кардинальных социально-экономических изменений и сменой самой парадигмы развития страны. В связи с этим с большой долей уверенности можно утверждать, что заметный рост показателей малого бизнеса, достигнув определенных значений, замедлится, если не будут сняты ограничители его развития. Поэтому задача развития данного сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и ее решение невозможно в разрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий республиканских, региональных и местных властей.

     Таким образом, Малые предприятия и в целом малый  бизнес заняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную на региональные и местные потребности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Принципы государственной поддержки   малого и среднего предпринимательства 

         Государственная поддержка малого  и среднего  предпринимательства  в Казахстане основывается на  республиканском законодательстве. Регионам же предоставляются  небольшие возможности в рамках  своей компетенции конкретизировать  общие установки, адаптировать  их к региональным условиям  функционирования малого предпринимательства.  В настоящее время регионы  вправе разрабатывать и принимать  региональные программы развития  малого и среднего бизнеса,  создавать специальные фонды  для его поддержки, определять  и изыскивать для них дополнительные  источники финансирования. Региональные  власти могут так же привлекать  малые и средние предприятия  к участию в региональных госзаказах. Однако, указанных полномочий недостаточно, поэтому в дальнейшем региональным  и местным властям должна быть  предоставлена большая свобода  для регулирования всех сторон  деятельности малых и средних  предприятий

           Так, необходимо разрешить регионам  в дополнение к приоритетам,  установленным на республиканском   уровне, определять собственные   отраслевые приоритеты в развитии  малого и среднего предпринимательства.  Особенно важно передать в  руки регионов один из важнейших  инструментов стимулирования предпринимательства  в малом секторе - регулирование  ставок некоторых налогов. В качестве примера можно привести опыт России, где в соответствии с федеральным законодательством регионы вправе устанавливать свои собственные ставки единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты, самостоятельно регулировать и размеры единого налога на вмененный доход, а также устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

         В связи с тем, что дальнейшее  совершенствование системы государственного  управления в РК связывается  с передачей ряда функций центральных  органов местным исполнительным  органам, в том числе и по  непосредственной поддержке малого предпринимательства.

         В настоящее время законодательно-нормативная  база, регулирующая развитие малого  и среднего  предпринимательства  в Казахстане, включает более  100 документов, которые по своему  содержанию и направленности  могут быть отнесены к следующим пяти группам:

    • документы декларативного характера (законы, указы, постановления, концепции, программы, соглашения и др.);
    • документы по институциональному  обеспечению развития малого  и среднего предпринимательства  - определяющие функции органов  государственного управления в  части регулирования названной сферы, а также по вопросам развития инфраструктуры;
    • налоговое законодательство;
    • документы по развитию малого  и среднего предпринимательства  в регионах, сферах деятельности  и отраслях экономики;
    • международные договоры и соглашения.

         Стержневым  и консолидирующим  общегосударственным  актом в  перечисленном списке документов  является Закон РК «О государственной   поддержке малого предпринимательства».

         В отношении государственных  программ поддержки малого и  среднего предпринимательства, являющихся  основным инструментом реализации  государственной политики в этой  сфере можно сказать следующее.  Они формируются исходя из  принципа преемственности по  отношению к предыдущим государственным  программам поддержки и развития  предпринимательства. Всего за  годы суверенитета Казахстана  принято и реализовывалось 5 государственных  программ - на 1992-1994, 1995-1996, 1999-2000, 2001-2002 и  2004-2006 годы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4 Проблемы малого и среднего  предпринимательства 

         Для большинства казахстанцев  является важным вопрос о питании,  одежде и насущных повседневных  услугах, наличие которых на  рынке обеспечивают  не банки  и строительные корпорации, а  предприятия малого и среднего бизнеса.

         В развитых странах мира малый  и  средний бизнес давно  называют мотором  экономики.  В бюджетах этих стран львиная  доля приходится на поступления  именно от предприятий МСБ.  И, понятно, что правительства  данных стран всячески стараются  поддерживать и развивать такие  предприятия.

         У нас же то, что малый и  средний  бизнес нуждается  в поддержке, поняли не сразу  и не вдруг. Тем не менее,  сейчас много делается для  создания наиболее благоприятного  климата. В частности, с 1 января 2008 года снижены процентные ставки  по ряду налогов. Продолжается  работа по совершенствованию  законодательной базы. Однако остается  еще много серьезных барьеров, преодолеть которые многим бизнесменам удается с трудом.

         Роль  малого бизнеса в экономике  остается по-прежнему незначительной. Несмотря на то, что государственные  чиновники  любого уровня довольно  часто повторяют  о поддержке  малого и среднего бизнеса,  действия правительства, по ее мнению, говорят об обратном.

         Создание  на бюджетные деньги  социально-предпринимательских   корпораций в регионах направлено  на подавление развития самостоятельного  малого и среднего бизнеса,  и поддержку только тех, которые  войдут в СПК. То есть, правительство и местные органы власти сами хотят "рулить" бизнесом. На самом деле от государства требуется только формирование стратегии, правового поля и современной инфраструктуры для бизнеса, решение вопросов налогообложения, доступности кредитных ресурсов, контроль за соблюдением трудового и экологического законодательств. То есть все то, что можно назвать бизнес-средой.

         Всемирный экономический Форум  в 2007 году в очередной раз  снизил рейтинг конкурентоспособности  Казахстана (с 56 до 61) и отметил  следующие препятствия для ведения  бизнеса: коррупция, несоответствие  квалификации работников, налоги, доступ  к финансированию, недостаточное  обеспечение инфраструктурой, бюрократические процедуры, криминалитет.

         С этим трудно поспорить. Любой  бизнесмен в своей повседневной  работе постоянно сталкивается  с этими проблемами. Одна растаможка товара чего стоит. Тут тебе и бюрократические процедуры, и недостаточное обеспечение инфраструктурой, и криминалитет. В связи с этим возникает вопрос, что же все-таки может помочь развитию отечественного малого и среднего бизнеса?

     Экономисты  считают, да и практика показывает, что чрезмерная зарегулированность препятствует развитию малого и среднего бизнеса, роль государства должна заключаться в поощрении конкуренции, а не вмешательстве в конкурентную среду в виде одного из игроков. Главное, что может сделать правительство, - это создать наиболее благоприятную бизнес-среду. Устранить коррупцию, так как она является главным препятствием для развития конкурентной среды. Ожидать, что бизнес-среда улучшится, если растет уровень коррупции - утопия.

         Взаимодействие  власти и бизнеса  на сегодняшний  день заключается  в том, что чиновники  любого  уровня "крышуют" тот или иной бизнес. Необходима независимая оценка деятельности и продуктивности государственных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции. Нужны единые требования к правилам проведения различных проверок. Как результат следует рассматривать не количество штрафных санкций, выставленных предприятиям МСБ, а улучшение условий для их деятельности. В связи с вышесказанным приходят на ум мысли об иностранных партнерах и инвестициях. Может они сумеют как-то позитивно повлиять на развитие нашего МСБ?

         Думая об этом, следует различать  отрасли экономики, которые представляют  интерес для иностранных инвесторов. Возможно, деятельность предприятий  малого и среднего бизнеса,  обслуживающих добывающий сектор  имеет больше шансов для инвестиций. Другие секторы вряд ли будут  им интересны. Сейчас у нас  нет ясных критериев для отнесения  предпринимателей к категории  "малых", учитывающих отраслевые  факторы. В этой связи следует  разработать критерии для производственных  малых предприятий по отраслям  экономики и предусмотреть формы  их поддержки. В зарубежных  странах определение критериев  малого бизнеса, форм и методов  его государственной поддержки  осуществляется на основе отраслевой  принадлежности предприятий, и это представляется разумным.

         Получается, что на иностранных  братьев по разуму надежды  маловато. Придется развиваться  самим. И потому очень хотелось  бы знать, что ждет в ближайшем будущем нашу экономику.

         В последнем квартале 2007 г.  правительство   столкнулось с серьезными вызовами: ростом инфляции, проблемами в  банковском и строительном секторе.

         Инфляция сохраняется на высоком  уровне, деньги дорожают, процентные  ставки растут, что сказывается  на снижении деловой активности, потребительских расходах.

         Меры, принимаемые Правительством для  решения этих проблем неадекватны  и могут привести к временной стагнации, а в дальнейшем - к рецессии. Имеется в виду решение за счет бюджета кредитовать на 4 млрд. долларов строительный сектор, банки, малый и средний бизнес.

         Экономисты  считают - девальвация  нам в ближайшее  время не  грозит. Так как в последние   годы из-за значительного притока  валюты из-за рубежа: от экспорта  ресурсов, заимствования банков, компаний, - тенге укреплялся по отношению практически ко всем валютам стран-торговых партнеров - доллару, евро, рублю.

         Например, самый дешевый тенге  был в 2002 г.: среднегодовой обменный  курс стоял на отметке 153,3 тенге  за доллар, тогда как 2008 г. мы  встретили с курсом 121 тенге за доллар.

         Замедление  темпов притока валюты  из-за рубежа снизит давление  на обменный курс тенге, к  тому же рост инфляции тоже  будет  сказываться на его  обесценивании. Учитывая, что предстоят  значительные выплаты банковских  долгов зарубежным кредиторам (а  правительство пообещало поддержать  их), нужно полагать, что сейчас  невыгодно проводить девальвацию.  Ведь внешний долг удобно выплачивать  при дорогом тенге: когда банки  скупают на валютном рынке  доллары, им выгоднее отдавать  за них меньшее количество  тенге.   
 

     Необходимо  понять, что малый бизнес не “рычаг”  и не средство достижения неких “высших  интересов” государства. Это – своеобразный сектор экономики и достаточно самостоятельный  слой общества, который готов к  партнерским отношениям с властью, но при этом имеет свою точку зрения на многие происходящие в экономике  и стране в целом процессы и  знает, как решать накопившиеся проблемы. Попытки разговаривать с малыми предпринимателями, глядя “сверху  вниз”, обречены на провал. 

Информация о работе Малый и средний бизнес как элементы структуры предпринимательства