•
финансовую поддержку субъектов
малого предпринимательства;
•
повышение эффективности деятельности
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
•
расширение производственной кооперации
и партнерства в промышленности
между малыми и крупными предприятиями;
•
международное сотрудничество и
развитие внешнеэкономической деятельности
в сфере малого предпринимательства
С учетом планируемых
к реализации в 2010-2012 годах мероприятий,
направленных на поддержку субъектов
малого предпринимательства, объем финансирования
из республиканского и местных бюджетов
составит 31435,761 млн. рублей.
В результате
реализации мероприятий Государственной
программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп
роста выручки от реализации товаров,
продукции, работ, услуг, полученной малым
предпринимательством, планируется достичь
в размере 131%, в 2011 году – 113%, в 2012 году
– 135%. Темп роста численности занятых
в малом предпринимательстве, включая
индивидуальных предпринимателей, планируется
довести в 2010 году до 111%, в 2011 году - до 113%,
в 2012 году – до 115%. Число занятых в сфере
малого предпринимательства, включая
индивидуальных предпринимателей, позволит
вывести сферу предпринимательства на
качественно новый уровень развития, повысить
его вклад в экономику страны [19].
Правительство
признает, что усилия местных
органов власти необходимо направить
на прирост доли малых предприятий в регионах,
развитие предпринимательства в малых,
средних городах, сельских населенных
пунктах. Наряду с экономическими мерами
поддержки предпринимательства улучшению
бизнес-климата будут способствовать
социальные реформы, направленные на формирование
положительного общественного имиджа
предпринимателя, разработку образовательных
программ подготовки и переподготовки
кадров для малого предпринимательства
и самозанятости населения.
На данном этапе
Министерство экономики уделяет
много внимания проблемам расширения
объемов экспорта и создания условий
для подключения к нему малого и среднего
бизнеса [13].
Снизить ставки
налога до 3% от валовой выручки
при упрощенной системе налогообложения
для индивидуальных предпринимателей
предлагает Министерство экономики.
Для малых частных предприятий
и индивидуальных предпринимателей,
экспортирующих товары белорусского
производства, планируется снизить
налог до 3% от валовой выручки.
То есть для категории плательщиков,
которые уплачивают сегодня налог
по стандартным ставкам, налоговая
нагрузка снизится более чем
в 2 раза. Кроме того, предполагается
предоставить организациям, применяющим
упрощенную систему налогообложения
с использованием в качестве
налоговой базы валового дохода
и работающим в сфере розничной
торговли и общественного питания,
право нанимать до 15 человек наемных
работников (сейчас − не более
5). Подписание документа ожидается
уже в ближайшее время [15, с.2].
Помимо этого
на 2010 год запланированы изменения
налогового законодательства по
его упрощению и снижению налоговой
нагрузки, которые затронут всех
субъектов хозяйствования. В первую
очередь это связано с введением
в действие Особенной части
Налогового кодекса Республики
Беларусь. В рамках этого документа
запланирована отмена оборотных
налогов.
Предполагается
отменить нормирование затрат
на рекламу, маркетинг, информационные
и консультационные услуги. Также
запланировано снижение ставки
налога на прибыль в отношении
дивидендов (ставку налога планируется
снизить с 24 до 12% для юридических
лиц и с 15 до 12% для физических
лиц).
Со следующего
года отменяется сбор в фонд
сельхозпроизводителей, каскадный
эффект которого оказывает серьезное
давление на цены, экономику и
в первую очередь на экспорт.
Также отменяется налог с продаж
в розничной торговле (5% от цены),
сбор за парковку автомобилей,
налог для юридических лиц
на приобретение автотранспортных
средств.
Помимо этого,
планируется упростить ряд административных
процедур, связанных с уплатой
налогов, в частности подачу
налоговых деклараций.
Заместитель начальника
управления бюджетно-налоговой политики
Минэкономики РБ Дмитрий Кийко
считает, что с введением Особенной части
Налогового кодекса белорусская налоговая
система практически не будет отличаться
от общемировых систем.
Также в рамках
налоговой реформы планируется
сделать административные штрафы
соразмерными причиненному ущербу
[16].
Подготовлен проект
указа о лицензировании предпринимательской
деятельности, предусматривающий сокращение
срока получения лицензии до 15 рабочих
дней, срока рассмотрения заявления о продлении
лицензии − до 10 дней, выдачи дубликата
лицензии − до 3. Планируется, что количество
лицензируемых видов деятельности существенно
сократится, а число лицензиатов − уменьшится
вдвое.
Президент Республики
Беларусь подписал 16.10.2009 г. Указ
”О совершенствовании контрольной
(надзорной) деятельности в Республике
Беларусь“. Документом установлен
единый порядок осуществления
контрольной и надзорной деятельности
в Беларуси на основе принципиально
новых подходов. Указ ”О совершенствовании
контрольной (надзорной) деятельности
в Республике Беларусь“ направлен на
решение поставленной Президентом Республики
Беларусь задачи по кардинальному сокращению
количества проверок, исключению дублирующих
полномочий контролирующих органов, созданию
гибкой, прозрачной и необременительной
для бизнеса системы контроля, которая
не подавляет деловую инициативу в стране
и позволяет проводить проверочные мероприятия
не в карательных, а в предупредительных
целях.
Также Президентом
были подписаны такие указы,
как Указ «Об отдельных вопросах
налогообложения» (09.03.2010), Указ «О
некоторых вопросах деятельности
индивидуальных предпринимателей
и внесении изменения в Указ
Президента Республики Беларусь
от 15.04.2009 г. №194», Указ «О некоторых
мерах государственной поддержки
малого предпринимательства» (21.05.2009).
Таким образом,
Республика Беларусь стремится
создать режим наибольшего благоприятствования
для добросовестных субъектов
предпринимательской деятельности,
доверия к субъектам хозяйствования
и готовности государственных
органов строить партнерские
взаимоотношения с юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями.
Государство
находится в десятке стран
мира, которые добились крупнейших
успехов в создании лучшей
регулятивной среды для отечественных
предпринимателей за последние
5 лет, но правительство должно
предпринять дальнейшие шаги
в этом направлении [14].
Следовательно,
Беларусь должна приступить к
более глубокой структурной трансформации,
чтобы продолжить движение вверх
в рейтинге стран по степени
благоприятности ведения бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малое предпринимательство
занимает определенную нишу в
системе экономических отношений
современного общества. С одной
стороны оно является всеобщей
основой развития свободных рыночных
отношений, с другой - наиболее
действенной формой повышения
эффективности всего общественного
производства, поскольку его применение
в отдельных сферах дает ощутимый
хозяйственный результат. Оно
существует и развивается как
относительно самостоятельный, отдельный,
но не изолированный сектор
экономики, обладающий как преимуществами,
так и недостатками перед крупным
бизнесом. В то время как крупный
бизнес обеспечивает базовые
потребности национальной экономики,
малые предприятия занимают свою
нишу и удовлетворяют локальный
спрос или специфические потребности
в специализированной продукции
и услугах.
Экономическая
сущность малого предпринимательства
проявляется в том, что это
особый тип предпринимательской
деятельности, направленной на получение
дохода. Его особенность и основное
преимущество перед крупным бизнесом
заключается в гибкости и оперативности
в принятии решений, перестройке
организационной структуры, быстром
усвоении происходящих перемен
и соответствующая реакция на
них. Его недостатки происходят
из самой природы малого бизнеса.
Однако основной функцией малого
предпринимательства является создание
конкурентной среды на рынках
товаров и услуг за счет
реализации потенциала и хозяйственной
инициативы наиболее активной
части трудоспособного населения.
В
целом малое предпринимательство
в Республике Беларусь превратилось
в самостоятельный и весьма
влиятельный элемент рыночной
экономики.
Поэтому
необходимо обеспечить свободу
для развития предприятий малого
бизнеса. Они могут дать Беларуси
необходимую насыщенность рынка,
устойчивые цены, среду конкуренции,
которой так не хватало крупным
монополистам-гигантам, из-за чего
страдало качество, а процесс
внедрения новых технологий всегда
был заторможен. Возникновение большого
числа фирм приводит к появлению
новых рабочих мест, малым предприятием
легче управлять в условиях
нестабильного курса национальной
валюты, да и это принесет реальные
деньги в бюджет не только
центра, но и регионов, что особенно
важно. И одним из самых главных
преимуществ является то, что
малый бизнес неизбежно ведет
к появлению конкуренции на
отечественном рынке, чего так
не хватало экономике Беларуси
в последние годы, что привело
к созданию монополий и сосредоточению
власти, как политической, так и
экономической, в руках небольшой
группы людей.
Но несмотря
на определенные успехи, малое предпринимательство
пока еще не оказывает серьезного влияния
на развитие экономики страны, слабо развит
в малых и средних городских поселениях
и сельской местности.
Выявлен
ряд негативных тенденций, влияющих
на формирование малого бизнеса
в Республике Беларусь:
- преимущественная
ориентация предпринимательских
структур на деятельность в
сфере торговли и общественного
питания – примерно 50% от общего
количества предприятий;
- недолговечность
большинства предпринимательских
структур, обусловленная нестабильностью
общей экономической ситуации, отсутствием
стимулов к долгосрочным инвестициям;
- вытеснение
большинства негосударственных
предприятий на периферию научно-технического
прогресса;
- отсутствие
оперативного контроля показателей
деятельности субъектов малого предпринимательства.
Кроме
того, жесткое регулирование цен
ухудшает бизнес-климат в стране.
Правительство,
в свою очередь, в последнее
время приняло и поставило
на рассмотрение множество законопроектов
по улучшению деятельности малых
предприятий. Что в очередной
раз свидетельствует о стремлении
государства создать режим наибольшего
благоприятствования для добросовестных
субъектов предпринимательской
деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Догиль Л. Ф., Семёнов
Б. Д. Предпринимательство и малый бизнес:
Учеб. пособие. – Минск: Выш. шк, 1997. - 266
с.
2. Мельников Н.
К. Основы экономики и предпринимательства.
Мн.: «Экоперспектива», 2001. – 288 с.
3. Мазоль С. И.Экономика
малого бизнеса: Учеб. пособие. – Минск:
Книжный Дом, 2004. – 272 с.
4. Алейников А.
Н. Как начинают бизнес: Учеб. пособие.
– Мн.: БГЭУ, 2001. – 111 с.
5. Алейников А.
Н. Предпринимательская деятельность:
Учеб.-практ. пособие. – Минск: Новое издание,
2003. – 304 с.
6. Предпринимательство
и малый бизнес: Учеб.-метод. пособие
/ Б. Д. Семёнов, Л. Ф. Киндрук, Т. В. Зглюй
и др. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 50 с.
7. Врублевский Б.
И., Врублевский В. Б., Сенько И. В.
Основы предпринимательства: Учебник.
– Гомель: ЧУП «Центр научно-технических
услуг «Развитие», 2005. – 207 с.
8. Балашевич М. И. Экономика
малого бизнеса: Учеб. пособие. – Минск:
БГЭУ, 2005. – 231 с.
9. Быкова Т. Малый
бизнес пошёл в регионы // Экономическая
газета, 2010. – 21 сентября. - С. 4.
10. Куницкий Р. Умножение
методом деления // Экономическая
газета, 2010. – 14 сентября. – С. 2.
11. Малое предпринимательство
в Республике Беларусь 2010: Статистический
сборник. – Минск: Национальный
статистический комитет Республики
Беларусь, 2010. – 310 с.
12. Сержанович, А. Большого
прогресса не замечено // Белорусы и рынок,
2009. – 5 октября. – С. 11.
13. Литвинова Д.
Малый бизнес выжидает // Экономическая
газета, 2009. – 10 ноября. – С. 3.
14. Балыкин С. Реформам
не хватает глубины // Белорусы
и рынок, 2010. – 8 ноября. – С. 8.
15. Тарасов В. Посмотрим,
как это работает // Белорусы и
рынок, 2009. – 2 ноября. – С. 2.
16. Ходосовский В. Налоговый
оптимизм // Белорусы и рынок, 2009. – 23 ноября.
– С. 9.
17. Национальный Интернет-портал
Республики Беларусь [Электронный
ресурс] / Малый бизнес в Беларуси.
– Минск, 2010. – Режим доступа:
http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness/441-malyjj-biznes-v-belarusi.html.
- Дата доступа: 09.11.2010.
18. Национальный интернет-портал
Республики Беларусь [Электронный
ресурс] / Динамика развития малого
бизнеса в Беларуси. – Минск, 2010.
– Режим доступа: http://www.ubsjournal.com/lowbusiness/1134-small-business?format=pdf.
– Дата доступа: 09.11.2010.
19. Национальный интернет-портал
Республики Беларусь [Электронный
ресурс] / Министерство экономики
Республики Беларусь. – Минск, 2010.
– Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business.
- Дата доступа: 22.10.2010.