Малый бизнес в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

Работа содержит 1 файл

малый бизнес.docx

— 55.38 Кб (Скачать)

            • неравномерность развития по  регионам республики;

            • сохранение доли малого предпринимательства  в ВВП страны на уровне 8-9%.

    Таким образом,  малый бизнес Беларуси представляет  сегодня перспективный развивающийся  сектор, постепенно увеличивающий  свою роль и значение в обеспечении  общего экономического роста  страны. Но несмотря на определенные успехи в малом бизнесе в Республике Беларусь  он пока еще не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, слабо развит в малых и средних городских поселениях и сельской местности.

          Малое предпринимательство представляет  собой некий «довесок», который  составляет около 10% ВВП, а удельный  вес выручки составляет чуть  более 20%.

 

Глава 3

ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

3.1. Регуляторные  барьеры для развития малого  бизнеса

      Малые предприятия  могут внести значительный вклад  в решение проблем экономического  роста и занятости. В условиях  рыночной экономики малые предприятия  считаются гибкими и эффективными  с точки зрения затрат, они  быстро приспосабливаются к пожеланиям  клиентов, причем не только в  сферах, близких к потребителям, таких как розничная торговля  или определенные виды услуг.  Кроме того, малые предприятия  формируют ядро среднего класса, стабилизирующего политическую  обстановку в обществе.

      В 2005-2006 годах было проведено исследование, которое проанализировало барьеры  на пути становления и развития  малого бизнеса с целью определения  потребностей в поддержке малых  предприятий в различных секторах  и на различных стадиях их  развития. В Беларуси были опрошены  владельцы/менеджеры 168 малых предприятий  производственного сектора, строительства  и сферы услуг.

      Чтобы определить  причины, влияющие на способность  фирм к выживанию и развитию, менеджеры должны были выделить  основные сдерживающие факторы.  Данные таблицы 3.1. свидетельствуют  о том, что самой острой проблемой  в различные периоды деятельности  малых предприятий является ограниченность  финансовых ресурсов. Это и общая  нехватка средств на начальном  этапе становления фирмы, и  недостаток текущих активов, который  может усилиться отсроченными  платежами, неплатежеспособностью  клиентов, тяжелым налоговым бременем  и ограниченным доступом к  внешним источникам финансирования  по приемлемым процентным ставкам.  Финансовые проблемы могут влиять  на различные аспекты развития  фирмы: доступ к необходимым  производственным площадям, возможность  выпускать новые продукты и  подбирать персонал соответствующей  квалификации. [11, с. 14]

 

      Таблица  3.1 - Основные препятствия развитию  деятельности малых предприятий  (в % к действующим фирмам).

|Препятствие                      |Через 6 месяцев после начала     |Через 2 года после начала        |На момент обследования, 2005 г.   |

|                                 |деятельности                     |деятельности                     |                                  |

|Финансы                          |74                               |80                               |78                                |

|Поиск рынка                      |46                               |59                               |67                                |

|Помещения                        |56                               |46                               |38                                |

|Оборудование                     |46                               |37                               |30                                |

|Кадры                            |33                               |25                               |13                                |

|Информация                       |24                               |22                               |32                                |

|Прочие                           |1                                |2                                |8                                 |

|Количество ответов               |121                              |95                               |148                               |

 

      Примечание - Источник: [11, c. 14]

    Согласно отчёту  «Ведение бизнеса-2010» наша страна  заняла 58-е место из 183 государств  по условиям ведения бизнеса.  Однако эксперты призывают не  воспринимать результаты исследования  как всесторонний анализ условий  для деятельности бизнеса, ведь  в нем рассматриваются только 10 позиций, которые не могут  охватить всю экономическую систему  страны. Эксперты считают, что  важно обращать внимание не  на общий рейтинг страны, а  на места Беларуси в рейтингах,  составленных по каждому из 10 аспектов ведения бизнеса.

    Уточняющую оценку  тех изменений, которые произошли  в бизнес-среде, может дать опрос, проведенный по заказу Международной финансовой корпорации (IFC). Исследование фокусировалось на сложностях, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в процессе прохождения административных процедур. Помимо вопросов на такие узкие темы, как лицензирование, получение разрешений, регулирование ценообразования, осуществление проверок, респондентам задавали и более общие вопросы [12, с.11].

    В целом опрошенные  оценивают изменения, произошедшие  в 2008 году, неоднозначно. 32% представителей  малых предприятий отметили, что  условия ведения бизнеса в  Беларуси улучшились, столько же - что ухудшились. А 29% респондентов  вообще не считают, что какие-то  изменения имели место.

    Характерно, что  мнения представителей государственных  и частных малых предприятий  довольно сильно разнятся. Только 29% частников отметили улучшение  ситуации и 19% сотрудников государственных  предприятий - ее ухудшение.

    В исследовании IFC респондентам задали вопрос, согласны  ли они с утверждением о  том, что местные органы власти  обеспечивают равные условия  ведения бизнеса для государственных  и частных предприятий. Только 18% всех малых предприятий отметили, что равенство есть на самом  деле. Среди индивидуальных предпринимателей  эта доля еще меньше - 12% [12, с.11].

    С трудностями,  которые касаются прохождения  административных процедур, сталкиваются  многие малые предприятия и  индивидульные предприниматели. Однако примерно для половины малых предприятий каждая из групп административных процедур по отдельности не представляет сложности. Тут следует оговориться, что процедуры в комплексе могут представлять довольно большую сложность и для таких предприятий. Типичное предприятие сталкивается в течение года не с одной группой, а с целым рядом административных процедур. В 2008 году около 11% организаций прошли через процедуру лицензирования, получали разрешения, а также подвергались проверкам. При этом только 20% организаций вообще не сталкивались ни с одной из этих процедур в 2008 году.

    Международная  финансовая корпорация проанализировала  уровень влияния таких процедур, как лицензирование, получение разрешений, контрольная деятельность, а также  регулирование ценообразования  и оплаты труда и порядок  исчисления налогов.

    1.Лицензирование.

       Исследователи  выяснили, что более 3/4 предприятий  сталкивались с необходимостью  получения лицензии для осуществления  своих видов деятельности. При  этом более чем в 95% случаев  лицензионные действия  завершаются  успехом, а это свидетельствует,  что серьезной отсеивающей роли  лицензирование не играет. Вместе  с тем эта процедура оттягивает  на себя довольно значительные  временные и денежные ресурсы.

    2.Разрешения.

       Охват  разрешительными процедурами остается  значительным - 39% малых предприятий  и индивидуальных предпринимателей  были заняты получением разрешений  в 2008 году.

    В среднем малому  предприятию, чтобы получить одно  разрешение, нужно пройти две  инстанции, при этом требуется  от одного до двух личных  визитов руководителя предприятия.  Результаты исследования показали, что примерно у 40% субъектов  малого предпринимательства в  ожидании разрешений простаивали  производственные мощности.

    Разрешительная  система в существующем виде  по-прежнему серьезно препятствует  эффективному использованию ресурсов, замедляет оборачиваемость капитала.

    3. Регулирование  ценообразования (за исключением  розничной торговли).

         Регулирование ценообразования  в нашей стране затрагивает  приблизительно 41% малых предприятий  и 30% индивидуальных предпринимателей. Оно по-прежнему затрудняет работу  значительного числа организаций.  С другой стороны, как показали  результаты исследования, в некоторых  случаях необходимость регистрировать  цены удерживало предприятия  от их повышения. То есть в случае отмены регулирования ценообразования нет гарантии, что цены не пойдут вверх, особенно в условиях неразвитой конкуренции.

    4.Исчислениеналогов

       Проведенное  IFC исследование показало, что в  среде малого бизнеса всё большую  популярность набирает упрощенная  система налогообложения.

    Сложность налогового  законодательства - это одна из  причин того, почему предприятия  предпочитают держать часть оборота  в тени.

    5.Проверки.

       Большие  сложности для малого бизнеса  представляют проверки. Каждая четвертая  проверка обнаруживает у субъектов  малого предпринимательства нарушения  в эксплуатации производственного  оборудования или помещений. Устранение  всех выявленных нарушений стоит  предприятию в среднем 742 USD. Кроме  того, ежегодно проверенное малое  предприятие уплачивает штрафов  на сумму 617 USD, индивидуальный  предприниматель - 144 USD.

       Многие  респонденты указали на большое  количество контролирующих органов,  чрезмерно строгие нормы и  правила проверок, отсутствие детализированной  и понятной процедуры их проведения. Индивидуальные предприниматели  отмечают предвзятость или чрезмерные  полномочия инспекторов во время  проверок [12, с.11].

      В 2009 году  существенно упрощены условия  экономической деятельности предпринимателей. Однако пока не все инициативы  и обещания выполнены. В Администрации  Президента не нашло поддержки  предложение об увеличении ставки  НДС, увязанное с одновременной  отменой ряда налогов. В случае  принятия такого решения предприятия  ощутили бы существенное снижение  налоговой нагрузки.

    Об освобождении ценообразования от жесткого регулирования государства остается только мечтать, шансы на доступ к приватизации госсобственности у малых предприятий невелики, а финансовые возможности по-прежнему недостаточны. Так что предстоит решать еще множество проблем [13].

    В докладе Всемирного  банка «Ведение бизнеса-2011» Беларусь  заняла 68-ю позицию, что хуже  в сравнении с предыдущим годом.  Она продолжает отставать по  таким показателям, как уплата  налогов, ликвидация компании  и международная торговля, представляющим  более сложные области деятельности  и оказывающим влияние на экономику  в целом.

    Беларусь провела  реформы в четырех областях, охваченных  в докладе "Ведение бизнеса-2011". Это получение кредита, уплата  налогов, международная торговля  и ликвидация компании. Но реформам  не хватает глубины [14].

    Все выше перечисленные  трудности требуют от малых  и средних предприятий определенных  трудовых, временных и финансовых  затрат, ограничивают, как следствие,  их конкурентоспособность и затрудняют  развитие. Кроме того, жесткое регулирование  цен ухудшает бизнес климат  в стране. И в этой ситуации  чем быстрее государство предпримет  конкретные шаги по нормализации  обстановки и упрощению условий  работы бизнеса, тем будет лучше.

        3.2  Основные направления малого  бизнеса в Республике Беларусь

      «Малый  и средний бизнес - это составляющая  экономики в целом. Поэтому  задача на ближайшие 5 лет - повысить доходы и заработную  плату, построить работу всех  субъектов хозяйствования, как государственных,  так и не государственных, и  как можно больше произвести  добавленной стоимости», - констатировал  заместитель министра экономики  Андрей Тур [21].

    В текущем году  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 28 декабря  2009 г. № 1721 была утверждена  Программа государственной поддержки  малого предпринимательства в  Республике Беларусь на  2010 –  2012 годы.

    Мероприятия Программы  направлены на дальнейшее формирование  благоприятных условий для устойчивого  развития малого предпринимательства  на основе совершенствования  форм и методов государственной  поддержки данного сектора экономики.

    Программа предусматривает:

        •  совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов  малого предпринимательства;

Информация о работе Малый бизнес в РБ