• неравномерность развития по
регионам республики;
• сохранение доли малого предпринимательства
в ВВП страны на уровне 8-9%.
Таким образом,
малый бизнес Беларуси представляет
сегодня перспективный развивающийся
сектор, постепенно увеличивающий
свою роль и значение в обеспечении
общего экономического роста
страны. Но несмотря на определенные успехи
в малом бизнесе в Республике Беларусь
он пока еще не оказывает серьезного влияния
на развитие экономики, слабо развит в
малых и средних городских поселениях
и сельской местности.
Малое предпринимательство представляет
собой некий «довесок», который
составляет около 10% ВВП, а удельный
вес выручки составляет чуть
более 20%.
Глава 3
ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
3.1. Регуляторные
барьеры для развития малого
бизнеса
Малые предприятия
могут внести значительный вклад
в решение проблем экономического
роста и занятости. В условиях
рыночной экономики малые предприятия
считаются гибкими и эффективными
с точки зрения затрат, они
быстро приспосабливаются к пожеланиям
клиентов, причем не только в
сферах, близких к потребителям,
таких как розничная торговля
или определенные виды услуг.
Кроме того, малые предприятия
формируют ядро среднего класса,
стабилизирующего политическую
обстановку в обществе.
В 2005-2006
годах было проведено исследование,
которое проанализировало барьеры
на пути становления и развития
малого бизнеса с целью определения
потребностей в поддержке малых
предприятий в различных секторах
и на различных стадиях их
развития. В Беларуси были опрошены
владельцы/менеджеры 168 малых предприятий
производственного сектора, строительства
и сферы услуг.
Чтобы определить
причины, влияющие на способность
фирм к выживанию и развитию,
менеджеры должны были выделить
основные сдерживающие факторы.
Данные таблицы 3.1. свидетельствуют
о том, что самой острой проблемой
в различные периоды деятельности
малых предприятий является ограниченность
финансовых ресурсов. Это и общая
нехватка средств на начальном
этапе становления фирмы, и
недостаток текущих активов, который
может усилиться отсроченными
платежами, неплатежеспособностью
клиентов, тяжелым налоговым бременем
и ограниченным доступом к
внешним источникам финансирования
по приемлемым процентным ставкам.
Финансовые проблемы могут влиять
на различные аспекты развития
фирмы: доступ к необходимым
производственным площадям, возможность
выпускать новые продукты и
подбирать персонал соответствующей
квалификации. [11, с. 14]
Таблица
3.1 - Основные препятствия развитию
деятельности малых предприятий
(в % к действующим фирмам).
|Препятствие
|Через 6 месяцев после начала
|Через 2 года после начала
|На момент обследования, 2005 г. |
|
|деятельности
|деятельности
|
|
|Финансы
|74
|80
|78
|
|Поиск рынка
|46
|59
|67
|
|Помещения
|56
|46
|38
|
|Оборудование
|46
|37
|30
|
|Кадры
|33
|25
|13
|
|Информация
|24
|22
|32
|
|Прочие
|1
|2
|8
|
|Количество ответов
|121
|95
|148
|
Примечание
- Источник: [11, c. 14]
Согласно отчёту
«Ведение бизнеса-2010» наша страна
заняла 58-е место из 183 государств
по условиям ведения бизнеса.
Однако эксперты призывают не
воспринимать результаты исследования
как всесторонний анализ условий
для деятельности бизнеса, ведь
в нем рассматриваются только
10 позиций, которые не могут
охватить всю экономическую систему
страны. Эксперты считают, что
важно обращать внимание не
на общий рейтинг страны, а
на места Беларуси в рейтингах,
составленных по каждому из 10
аспектов ведения бизнеса.
Уточняющую оценку
тех изменений, которые произошли
в бизнес-среде, может дать опрос, проведенный
по заказу Международной финансовой корпорации
(IFC). Исследование фокусировалось на сложностях,
с которыми сталкиваются субъекты малого
бизнеса в процессе прохождения административных
процедур. Помимо вопросов на такие узкие
темы, как лицензирование, получение разрешений,
регулирование ценообразования, осуществление
проверок, респондентам задавали и более
общие вопросы [12, с.11].
В целом опрошенные
оценивают изменения, произошедшие
в 2008 году, неоднозначно. 32% представителей
малых предприятий отметили, что
условия ведения бизнеса в
Беларуси улучшились, столько же
- что ухудшились. А 29% респондентов
вообще не считают, что какие-то
изменения имели место.
Характерно, что
мнения представителей государственных
и частных малых предприятий
довольно сильно разнятся. Только
29% частников отметили улучшение
ситуации и 19% сотрудников государственных
предприятий - ее ухудшение.
В исследовании
IFC респондентам задали вопрос, согласны
ли они с утверждением о
том, что местные органы власти
обеспечивают равные условия
ведения бизнеса для государственных
и частных предприятий. Только
18% всех малых предприятий отметили,
что равенство есть на самом
деле. Среди индивидуальных предпринимателей
эта доля еще меньше - 12% [12, с.11].
С трудностями,
которые касаются прохождения
административных процедур, сталкиваются
многие малые предприятия и
индивидульные предприниматели. Однако
примерно для половины малых предприятий
каждая из групп административных процедур
по отдельности не представляет сложности.
Тут следует оговориться, что процедуры
в комплексе могут представлять довольно
большую сложность и для таких предприятий.
Типичное предприятие сталкивается в
течение года не с одной группой, а с целым
рядом административных процедур. В 2008
году около 11% организаций прошли через
процедуру лицензирования, получали разрешения,
а также подвергались проверкам. При этом
только 20% организаций вообще не сталкивались
ни с одной из этих процедур в 2008 году.
Международная
финансовая корпорация проанализировала
уровень влияния таких процедур,
как лицензирование, получение разрешений,
контрольная деятельность, а также
регулирование ценообразования
и оплаты труда и порядок
исчисления налогов.
1.Лицензирование.
Исследователи
выяснили, что более 3/4 предприятий
сталкивались с необходимостью
получения лицензии для осуществления
своих видов деятельности. При
этом более чем в 95% случаев
лицензионные действия завершаются
успехом, а это свидетельствует,
что серьезной отсеивающей роли
лицензирование не играет. Вместе
с тем эта процедура оттягивает
на себя довольно значительные
временные и денежные ресурсы.
2.Разрешения.
Охват
разрешительными процедурами остается
значительным - 39% малых предприятий
и индивидуальных предпринимателей
были заняты получением разрешений
в 2008 году.
В среднем малому
предприятию, чтобы получить одно
разрешение, нужно пройти две
инстанции, при этом требуется
от одного до двух личных
визитов руководителя предприятия.
Результаты исследования показали,
что примерно у 40% субъектов
малого предпринимательства в
ожидании разрешений простаивали
производственные мощности.
Разрешительная
система в существующем виде
по-прежнему серьезно препятствует
эффективному использованию ресурсов,
замедляет оборачиваемость капитала.
3. Регулирование
ценообразования (за исключением
розничной торговли).
Регулирование ценообразования
в нашей стране затрагивает
приблизительно 41% малых предприятий
и 30% индивидуальных предпринимателей.
Оно по-прежнему затрудняет работу
значительного числа организаций.
С другой стороны, как показали
результаты исследования, в некоторых
случаях необходимость регистрировать
цены удерживало предприятия
от их повышения. То есть в случае
отмены регулирования ценообразования
нет гарантии, что цены не пойдут вверх,
особенно в условиях неразвитой конкуренции.
4.Исчислениеналогов
Проведенное
IFC исследование показало, что в
среде малого бизнеса всё большую
популярность набирает упрощенная
система налогообложения.
Сложность налогового
законодательства - это одна из
причин того, почему предприятия
предпочитают держать часть оборота
в тени.
5.Проверки.
Большие
сложности для малого бизнеса
представляют проверки. Каждая четвертая
проверка обнаруживает у субъектов
малого предпринимательства нарушения
в эксплуатации производственного
оборудования или помещений. Устранение
всех выявленных нарушений стоит
предприятию в среднем 742 USD. Кроме
того, ежегодно проверенное малое
предприятие уплачивает штрафов
на сумму 617 USD, индивидуальный
предприниматель - 144 USD.
Многие
респонденты указали на большое
количество контролирующих органов,
чрезмерно строгие нормы и
правила проверок, отсутствие детализированной
и понятной процедуры их проведения.
Индивидуальные предприниматели
отмечают предвзятость или чрезмерные
полномочия инспекторов во время
проверок [12, с.11].
В 2009 году
существенно упрощены условия
экономической деятельности предпринимателей.
Однако пока не все инициативы
и обещания выполнены. В Администрации
Президента не нашло поддержки
предложение об увеличении ставки
НДС, увязанное с одновременной
отменой ряда налогов. В случае
принятия такого решения предприятия
ощутили бы существенное снижение
налоговой нагрузки.
Об освобождении ценообразования
от жесткого регулирования государства
остается только мечтать, шансы на доступ
к приватизации госсобственности у малых
предприятий невелики, а финансовые возможности
по-прежнему недостаточны. Так что предстоит
решать еще множество проблем [13].
В докладе Всемирного
банка «Ведение бизнеса-2011» Беларусь
заняла 68-ю позицию, что хуже
в сравнении с предыдущим годом.
Она продолжает отставать по
таким показателям, как уплата
налогов, ликвидация компании
и международная торговля, представляющим
более сложные области деятельности
и оказывающим влияние на экономику
в целом.
Беларусь провела
реформы в четырех областях, охваченных
в докладе "Ведение бизнеса-2011".
Это получение кредита, уплата
налогов, международная торговля
и ликвидация компании. Но реформам
не хватает глубины [14].
Все выше перечисленные
трудности требуют от малых
и средних предприятий определенных
трудовых, временных и финансовых
затрат, ограничивают, как следствие,
их конкурентоспособность и затрудняют
развитие. Кроме того, жесткое регулирование
цен ухудшает бизнес климат
в стране. И в этой ситуации
чем быстрее государство предпримет
конкретные шаги по нормализации
обстановки и упрощению условий
работы бизнеса, тем будет лучше.
3.2 Основные направления малого
бизнеса в Республике Беларусь
«Малый
и средний бизнес - это составляющая
экономики в целом. Поэтому
задача на ближайшие 5 лет -
повысить доходы и заработную
плату, построить работу всех
субъектов хозяйствования, как государственных,
так и не государственных, и
как можно больше произвести
добавленной стоимости», - констатировал
заместитель министра экономики
Андрей Тур [21].
В текущем году
постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 28 декабря
2009 г. № 1721 была утверждена
Программа государственной поддержки
малого предпринимательства в
Республике Беларусь на 2010 –
2012 годы.
Мероприятия Программы
направлены на дальнейшее формирование
благоприятных условий для устойчивого
развития малого предпринимательства
на основе совершенствования
форм и методов государственной
поддержки данного сектора экономики.
Программа предусматривает:
•
совершенствование законодательства,
регулирующего деятельность субъектов
малого предпринимательства;